Освободитель часть 3 глава 5

Владимир Шатов
Скандал
Император Александр II став главой большой романовской семьи  не сумел, как его отец, удерживать железный порядок. Его сестра Мария тайно обвенчалась с графом Строгановым и родила от него незаконных детей.
- Императору всё труднее быть хранителем устоев в августейшей семье… - осуждающе шептались придворные.
Царь открыто жил с Екатериной Долгорукой. Брат Константин сожительствовал с балериной Кузнецовой. С балериной жил великий князь Николай Николаевич.
- Императорский балет всё больше напоминает бордель при дворце, - хихикали фрейлины царицы.
Кареты молодых великих князей часто дежурили на улице Росси, где помещалось балетное училище, чутко высматривая дичь. На спектаклях глаза были устремлены на императорскую ложу. Если кто-то из Романовых зачастил смотреть, как танцует молоденькая балерина, публика шутила:
- Птичка попалась!
Многие из великих князей традиционно начинали сексуальную жизнь со связи с балериной. После безвременной смерти наследника Никса главным красавцем в романовской семье считался Николай, сын великого князя. Двухметровый щёголь, кумир петербургской золотой молодёжи. 
- Завтра едем в театр! - напомнил он накануне друзьям.
В Мариинском театре издавна устраивались знаменитые петербургские маскарады. Здесь властвовала маска, греховно мешались царицы света и полусвета. Великий князь Никола всегда возвращался с новым трофеем. Однажды маленькая стройная кошечка в венецианской маске, скользя между танцующими, приблизилась к нему, привлекая внимание.
- Меня зовут Фанни Лир, - призывно сказала она, - истинная француженка с опасным огнём в крови.
Жажда приключений погнала её из Нового Света.
- Она принадлежит к тем очаровательным созданиям, которые порхают по грешным европейским столицам, разбивая сердца и состояния… - сплетничали в свете.
Лир называла себя танцовщицей, чтобы не называться кокоткой и очутилась в Париже. Осенью в бархатный сезон блестящие дамы полусвета перемещались из жаркой столицы Франции на многообещающий Лазурный берег, куда приезжали очень богатые русские.
- Сюда русская белуга шла метать золотую икру, - шутили местные.
Приезжали кутить и веселиться разбогатевшие купцы и фабриканты. Бывала августейшая семья и придворные. Приезжала поправлять здоровье императрица со свитой, жили великие князья и русская аристократия.
- Это отличная перспектива! - Фанни не замедлила свести близкое знакомство с весьма немолодыми и богатыми русскими. - Эти представители серебряной старости так не походили на бережливых французов. Они легко прокучивали и проигрывали целые состояния.
В Петербурге обворожительная царица петербургских кокоток англичанка Мабель рассказала Фанни о неутомимом искателе любовных приключений великом князе Николе. Она воскликнула:
- «Серебряный» период окончился и должен начинаться «золотой»!
После маскарада Никола привёз Фанни в опустевший Мраморный дворец. Брат императора Константин ночевал у танцовщицы, мать печально жила в великолепном дворце в Павловске. 
- Какая красота! - без лишних свидетелей она увидела его великолепие.
По мраморной лестнице со скульптурами античных богов они поднялись на второй этаж. Лакей с зажженным канделябром шёл впереди. Пройдя через анфиладу тёмных парадных комнат, попали в освещённый гигантскими хрустальными люстрами беломраморный зал в добрых тысячу метров. 
- Восхитительно! - голая Лир танцевала в тысячеметровом зале.
Постоянная любовная охота Николы закончилась неожиданно.
- Дичь пленила охотника... - поняли похотливые друзья.
В часы их нежных прогулок, завидя издали государя или кого-нибудь из семьи, Фанни шла поодаль, щадя его репутацию. Она была покорна Николе, мнившему себя настоящим развратником. Он сочинил наивнейшую бумагу и потребовал от неё подписать:
- Клянусь всем, что есть для меня священного в мире, никогда, ни с кем не говорить и не видеться без дозволения моего августейшего Повелителя. Обязуюсь, как благородная американка, соблюдать это клятвенное обещание и объявляю себя душой и телом рабою русского великого князя. Фанни Лир.
Она, смеясь, подписала, так как отлично знала, кто из них раб. В обмен попросила дать ей вексель на сто тысяч рублей и завещание в свою пользу:
- Пусть мне, несчастной, хоть что-то принадлежит…
Скоро на лазоревых небесах любви появились грозные облака. Отец узнал об отношениях Николы с подозрительной кокоткой. Константин Николаевич посоветовался с государем. Но учить морали им обоим было не очень ловко по причине собственных грехов, хорошо известных ему. Было решено отправить обезумевшего юношу на войну.
- Это лучшее средство от любви! - царь начал завоевание Средней Азии.
Для Александра II это было начало далеко идущих планов. Крест с мозаикой Святой Софии лежал в гробу отца, он мечтал продолжить войны с Турцией. Для этого проводилась военная реформа и создавалась новая армия.
- Император решил возобновить экспансию на юге… - понимал брат.
После завоевания Кавказа наступала очередь Средней Азии. Среднеазиатские ханства Бухара, Хива и Коканд были слабы и должны были сделаться чьей-то добычей. Англичане считали их своими, ибо они прикрывали их владения в Индии. Поэтому царю надо было спешить их завоевать. Официальный повод был уважительный:
- Дикие набеги воинственных соседей на юге жителей Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств держат окраины России в постоянной тревоге. Разбоем добывают они средства к жизни. Так как образумить их нельзя, приходится их завоевывать.
Для начала Александр II приказал генералу Черняеву занять несколько крепостей, принадлежавших Бухарскому эмиру. Генерал был изобретателен в искусстве войны. Его солдаты, осадив крепость Чимкент, глубокой ночью по древнему заброшенному водопроводу легко проникли в город.
- Они возникли внутри крепости в лунной ночи, как призраки из-под земли, и легко подавили жалкое сопротивление! - передали очевидцы.
После чего Черняев с двумя тысячами штыков немедля двинулся к древнему Ташкенту. Он шёл сквозь песчаную бурю.
- Песок всюду, в волосах, в одежде, в еде... - жаловались солдаты.
Генерал шёл налегке всего с двенадцатью пушками, и буря не остановила стремительный бросок. Его встретил город со стотысячным населением, имевший под ружьём тридцать тысяч войска. Эмир был в ярости. Англичане грозили России международными осложнениями.
- Черняеву велю действовать стремительно! - приказал царь.
Первый штурм Ташкента был неудачен. Вечером город сотрясали воинственные крики. Дико ревела толпа, играли трубы, били барабаны, плясали воины. Эмир обещал выставить на площади головы русских офицеров. Но на следующий день после яростного штурма отряд генерала захватил легендарный Ташкент, десятки пушек, множество пороха и оружия.
- Мои предки уже брали город! - генерал с его древней татарской кровью хорошо чувствовал азиатский дух.
На другой день после взятия Ташкента он торжественно объехал город в сопровождении всего двух казаков. Вечером преспокойно отправился в туземную баню, где мирно беседовал с горожанами, как будто находился среди своих граждан. Жители поняли:
- Русские пришли надолго!
Эмир стал покорным вассалом царя. Далее пал Самарканд - древняя столица великого Тимура, где под голубым куполом Мавзолея, под двухсотпудовой плитой мраморного саркофага стоял чёрный гроб с истлевшим золотым покрывалом.
- В этом гробу спал величайший и беспощадный полководец Тимур, - сообщили местные жители Черняеву.
Чтобы успокоить англичан, поход был на время приостановлен. Но как только страсти поутихли, Александр II продолжил наступление в Средней Азии. В начале 1873 года началось покорение Хивинского ханства.
- Вся эта древнейшая земля должна стать частью моей империи! - в поход на Хиву государь и решил отправить племянника.
Хотя поход оказался тяжелейшим, Никола был счастлив. Как все Романовы, он обожал воинскую службу. Безводье и прелести пустыни встретили наступавшие русские войска. Спали солдаты и офицеры на песке с седлами под головами. Просыплись от леденящего холода пустыни.
- Всегда пить хочется! - хивинцы испортили колодцы, набросав падали.
Люди умирали от жажды. С трудом отыскали колодец, из которого солдаты вытащили труп полуистлевшей собаки. Но великий князь жадно пил эту воду, настоянную на падали.
- Как лучшее шампанское! - он великолепно переносил все трудности, с удовольствием описывая их в письмах к любимой Фанни.
Русские войска взяли столицу ханства Хиву. Древний город был воскресшей сказкой из «Тысячи и одной ночи» луна над древними мечетями, силуэты минаретов. Начались долгие переговоры о капитуляции ханства.
- Хан признал протекторат России и станет лучшим надсмотрщиком над своими поданными! - сообщил он царю.
В Петербург великий князь вернулся полковником и с наградами. Император подарил ему захваченную хивинскую пушку, которую водрузили во дворе Мраморного дворца. Было решено, срочно женить Николу, для чего ему купили небольшой дворец, куда он тотчас привёз Фанни.
- Траты князя становятся всё безумнее, - чувствовали родители.
Вскоре случилось невероятное. Вернувшись из Павловска в Мраморный дворец, мать Николы обнаружила кощунственную кражу. Из оклада её венчальной иконы пропали драгоценные камни бриллиантовые лучи.
- Они варварски выбиты из оклада… - горько заплакала она.
Делом занялся лично петербургский градоначальник Трепов. К делу подключился глава Третьего отделения граф Пётр Шувалов, открыто ненавидевший великого князя Константина Николаевича.
- Всё ясно! - его расследование было удивительно скоротечным.
12 апреля в Мраморный дворец явился градоначальник Трепов и с печалью изложил Константину Николаевичу обстоятельства, которые великий князь не мог представить в самом страшном сне:
- Бриллиантовые лучи с иконы найдены заложенными в ломбарде... и заложил их туда адъютант Вашего сына.
Арестованный адъютант показал, что бриллианты передал ему великий князь и велел заложить их в ломбарде.
- Итак, мой сын украл драгоценные камни, - опечалился отец. - Причём украл из венчальной родительской иконы!
15 апреля Николе устроили очную ставку с адъютантом. Чистосердечные рассказы Верновского, закладывавшего в ломбард украденные вещи, позволили восстановить картину содеянного.
- Кража связана с тратами на Фанни Лир, - доложили императору.
Обнаружилась история с долговым векселем, подписанным Николой для неё. Лир тотчас привезли в градоначальство. Ей велели немедля вернуть долговое обязательство великого князя на сумму сто тысяч рублей:
- И покинуть Россию иначе об инциденте будет доложено послу США!
Пришлось ей отдать столь любимую бумагу и отбыть из страны. В это время уже весь двор был откуда-то осведомлён о происшедшем. Государю пришлось всё рассказать военному министру Милютину:
- Николай Константинович после разных грязных проделок дошёл, наконец, до того, что ободрал оклад с образа у постели своей матери.
Двор ждал падения великого князя Константина Николаевича. Ведь государю придётся наказать беспощадно его сына, святотатственно поднявшего руку на венчальную икону родителей:
- Как же мог быть советчиком царя отец, воспитавший вора?
После колебаний решились объявить его для публики душевно больным. 
- Как оно ни больно и ни тяжело, - мучился расстроенный отец, - я смогу быть отцом больного и сумасшедшего сына, но быть отцом преступника, публично ошельмованного, это сделало бы моё будущее невозможным...
Константин по-прежнему оставался доверенным лицом царя. Несчастному отцу это было можно, а родителю преступника нет. Государь, и великий князь поняли, кто стоял за кулисами:
- Пётр, вместо того, чтобы замять скандал, сделал его общеизвестным…
Поэтому всесильный Шувалов вскоре потерял свою должность, ведь все иностранные кокотки находились под наблюдением Третьего отделения. Именно его люди предложили Фанни объявить любовнику банальную просьбу, будто она крупно проигралась и теперь только он её спасёт:
- Деньги нужны срочно, иначе придётся лечь в постель к старику...
Николай попросил у родителей, и они поняли, для кого нужны деньги и, конечно же, отказали. Тогда яростный, не терпящий отказов сын в бешенстве и в отместку им достал нужные деньги с помощью их иконы.
- Выслать подальше! - государь позднее определил ему наказание.
Великого князя отправили за тысячи километров от опасной для него столицы. На Урал в Оренбург, лишив всех орденов и звания полковника. Взбешённый Никола продолжил скандальные похождения и в Оренбурге.
- Великий князь женился на дочери местного полицмейстера Надежде Дрейер! - тут же доложили царю.
- Так он мстит предавшей его семье… - подумал Александр II.
Его лишили великокняжеского титула и сослали ещё дальше в Ташкент.
- Где я когда-то уже воевал… - усмехнулся неисправимый бунтарь.
Он жил царьком. Получал из Петербурга огромное содержание. Деньги тратил щедро. Устроил множество научных экспедиций, раскопал древние курганы, где нашёл старинное оружие и золотые украшения. 
- В Ташкенте построил великолепный дворец - этакую ожившую восточную сказку... - ядовито сплетничали придворные.
В его дворце висели картины русских и европейских художников. Военную форму он не имел права носить и вместо неё носил чёрный костюм или фрак, которые шил ему парижский портной. Был безумен в любви.
- Похитил пятнадцатилетнюю гимназистку Варвару Хмельницкую и хотел с ней обвенчаться! - доходили сплетни до Петербурга. - Обряд был прекращён появившимися родителями...
Приревновав очередную пассию, велел зашить её в мешок и бросить в прорытый им канал, откуда её с трудом спасли. Потом при живой жене ещё раз женился на шестнадцатилетней казачке.
- Купил красотку у отца казака за сто рублей, - осуждали его в столице.
Он прорыл канал и сделал плодородной часть Голодной степи. На прибрежной скале была высечена огромных размеров буква «Н», увенчанная короной. Умер Никола в Ташкенте, прожив долгую жизнь.
 
 
продолжение http://www.proza.ru/2018/08/20/577