Конференция в Ханты - Мансийске

Михаил Близнецов
В начале 2000-х годов я прилетел в Ханты - Мансийск на защиту очередного геологического отчёта в Департаменте нефти и газа. Небольшая деталь: в здании Департамента, в большом и высоком фойе работает большой и высокий фонтан, даже зимой.

Такие рассмотрения отчётов обычно проводились небольшим составом представителей Заказчика и рецензентов. Но на этот раз защита проходила в большом кабинете у Главного, при большом составе слушателей, в том числе из Тюмени.Такой большой состав меня несколько насторожил, может "бить" собрались... После моего доклада было много вопросов и я стал догадываться о причине расширенного рассмотрения. В отчёте была представлена технология обработки сейсмических сигналов для обнаружения участков с корой выветривания или градиентных зон в прифундаментной части геологического разреза. Эти участки с корой выветривания являются перспективными на поиски нефти и газа. После завершения защиты, ко мне подошёл зам. директора по науке НИИ (название не помню) и попросил меня задержаться в Ханты - Мансийске. Но в то время были проблемы с авиабилетами из-за лыжного биатлона,  хотя он обещал решить проблему, но я отказался. Тогда он пригласил меня на экскурсию в институт. Меня поразил суперкомпьютер в институте, такой же был только в министерстве финансов у Кудрина в Москве. Показали фотогалерею известных людей, посетивших институт, в том числе президент Дмитрий Медведев, который принимал участие на V-ом Всемирном конгрессе финно - угорских народов.

Вернулся в экспедицию на Урал и через месяц вдруг получаю приглашение на геофизическую конференцию в Ханты - Мансийске, с предложением сделать доклад по своей технологии обработки сигналов. Обратил внимание, что в работе коференции принимают участие мои знакомые геофизики из Петербурга, а также наши бывшие из Израиля и Америки. По составу докладчиков была понятна цель конференции. Институт занимался технологией обработки сейсмических данных для обнаружения зон тещиноватости, отражённые сигналы от которых были очень слабыми.

Но принимали нас "неслабо". В первый же вечер был банкет в ресторане. Места за столами были заранее обозначены. За спиной всегда стоял официант и рюмка всегда была полна водки. На другой день нас пригласили в большую беседку в лесу, рядом с институтом, где повара уже приготовили "тройную" уху из северной рыбы. И опять под водочку...

День третий. Решил в одиночестве провести вечер в ресторане. Заказал строганину с лимоном и водочки. Вдруг ко мне за стол садится участник коференции и представляется - Фридман... Ну, выпили, добавили, тут я и раскрыл глаза Фридману на ужасную историю с нашим соотечественником Александром Александровичем Фридманом, который на основе теории относительности Эйнштейна, принудил Вселенную либо сжиматься, либо расширяться. Фридману я доказал, что сжиматься Вселенная может и по закону Ньютона, а вот расширяться Вселенная не сможет, поскольку нет причин и сил. Реакция Фридмана в защиту Фридмана была бурной, за соседними столами, наверно, с изумлением слушали про кривизну пространства и релятивистское тяготение... Тема обсуждения расширялась и доводы становились всё громче и убедительнее, пока не всплыла тема избранного народа... Расширение пора было прекращать, я рассчитался и удалился. Посетители ресторана, наверно, огорчились такому финалу без фингалов.

Другие научные конференции, даже в Ницце, быстро забываются, а такая коференция в Ханты - Мансийске запомнилась...