Свидетельство Ахматовой

Елена Шувалова
 
   Мысль очень сходную с этим различным отношением В.П. Астафьева к "Коньку-Горбунку" (которого он любит)и к Ершову (которого, похоже, презирает), высказала Анна Андреевна Ахматова.

  1965 год. В очерке «Пушкин и дети» Ахматова пишет:

  «Но все мы бесчисленное количество раз слышали от трехлетних исполнителей «Кота ученого» и «Ткачиху с поварихой» и видели, как розовый пальчик тянулся к портрету в детской книге: и это называлось - «дядя Пускин»..."

  К последней фразе А.А. делает примечание: "«Конька-Горбунка» Ершова тоже все знают и любят. Однако я никогда не слышала «Дядя Ершов»! А вы?"

  Вот в этом, предсмертном уже, обращении к нам – не сомнение даже, а – уверенность Ахматовой: не Ершов, а Пушкин – автор «Конька-Горбунка»! Это – обращение к нам посвящённой, - чтобы мы задумались.

  Вероятно, сама Ахматова задумалась над феноменом Ершова уже работая над статьями по «Золотому Петушку» (1930-е годы). Она обнаружила перекличку в этих двух сказках и посчитала, что Пушкин убрал из своей сказки похожие места, прочитав сказку Ершова. Но Ахматова, - как и многие, - была тогда введена в заблуждение неправильной датировкой выхода «Конька» - июнь 1834. На самом деле сказка вышла в октябре 1834 года, а Пушкин закончил «Петушка» - 20 сентября этого года.

   За последующие 30 лет Анна Андреевна либо сама догадалась, что автор «Горбунка» - не Ершов, а Пушкин(в таком случае она шла путём Лациса, - путём гениального открытия), -  либо кто-то  подсказал ей правильную версию, кто-то из посвящённых. Мы догадываемся, кто это мог быть. Но - обо всем по порядку.

  Следом за 1965 годом у нас идёт - … 1956.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/15/1001