Париж- мечта... лестницы посвящений. ч. 5

Ольга Сергеева -Саркисова
Ненавязчивая музыка, как фон. Здесь, на лестнице Эйфелевой башни, я разглядываю крыши Парижа, вижу Лувр... там рядом улица Риволи , где я впервые познакомилась с чудесным явлением - Мадоннари - искусством уличных художников.
  Первый раз с этим удивительным явлением я встретилась очень давно, сорок лет назад, когда гуляла по его улицам недалеко от Лувра. Я прогуливалась по улице Риволи и вдруг внезапно остановилась, как вкопанная. По асфальту мне навстречу плыл образ Джоконды! Он был мастерски нарисован прямо на асфальте мелками и первая моя мысль была о том, как жалко, что она на земле и может быстро пропасть - кто - то наступит, даже нечаянно, не желая испортить, пробежит ребёнок, кто- то не сразу поймёт и заметит в темноте, пойдёт дождь и смоет все следы этой красоты…
Это был образец уличного искусства мадоннари. Чаще всего раньше рисовали   христианские сюжеты из Библии и Мадонну - Матерь Божью. Поэтому и искусство уличной росписи стали называть "Мадоннари", в переводе с итальянского языка - "художник, рисующий Мадонну".
    Я это видела впервые. Хотя это искусство процветало уже лет четыреста в Европе. Зародилось это искусство в Италии, в Венеции вместе с карнавалами и религиозными праздничными шествиями. Но я думаю, что ещё раньше всё это было в Помпеях. Стены города о многом могут нам поведать, как и дороги. Для создания таких картин использовали стружки из дерева, цветной песок, ветки и лепестки цветов гортензии разных цветов и оттенков, розы всех цветов, яркие бархотки и другие растения, уголь, мел. Эта техника до сих пор сохранилась в католических странах — той же Италии, Испании, Центральной и Южной Америке. 
Электрических гирлянд ещё не было, а хотелось праздника, весёлого, радостного и тут уж всё зависело от таланта художников. Бродячие художники - самоучки расписывали стены домов, мостовые, площади, окна – обманки, ставни, иллюзорные двери на домах и на стенах, въезды в сады, и съезды из вилл,и всё что угодно было на вооружении этих уличных художников. Они пользовались большой популярностью и их приглашали в разные города, они кочевали из города в город целыми артелями, где расписывали главные площади и улицы за небольшие деньги, - всё свободное место по подобающему сюжету того или иного праздника. Например, известно, что таким способом зарабатывал себе на хлеб даже Эль Греко, путешествуя из Италии в Испанию и не гнушался такой работы. Так появилась профессия уличных художников. Это искусство сегодня называют Арт - Стрит. Этим занималась и Джина Лоллобриджида - зарабатывала на жизнь для всей семьи своими рисунками и карикатурами на асфальте. Сколько уже потом я встречала интересных художников этого направления и любовалась их работами, но это было потом, а впервые это мне открылось здесь, в Париже.
Слышу, где - то играют на губной гармошке и вот вступает аккордеон, перебирают клавиши. Знаменитые мелодии Парижа звучат повсюду. Вот и голос Шарля Азнавура вплетается в голос Парижа, французского шансонье, поэта певца, музыканта, армянского происхождения, который по восемь часов пел, давал концерты для женщин Армении на восьмое марта. "Когда его слушаешь, словно прикасаешься к страданию"- напишет французский писатель и художник Жан Кокто. Он тоже не раз бывал здесь и приводил с собой друзей. Вот и прекрасная Далида, мисс Египет, - приехавшая из Каира в канун Рождества, покорила Париж раз и навсегда. Её называли "Каллосс варьете". Везде грандиозный успех, любовь зрителей и любимых, влюбляется в Жана Собески-художника, красавца, потомка польских королей и уходит от мужа, муж,бесконечно любивший её кончает жизнь самоубийством, выбросившись в окно, и шлейф смерти тянется за ней по пятам, а через два месяца её бросает Жан... Потери и бесконечные переживания. Как я любила слушать её песни! Они были полны чувств любви и страдания. Она теряла своих возлюбленных и была в полном отчаянье. Один удар следовал за другим, хотя она после всех потерь возрождалась, как Феникс их пепла. Особенно повлияла на неё смерть любимого Луиджи Т, друга Челентано. У них была сумасшедшая любовь с первого взгляда, они объявили о своей помолвке и приехали на фестиваль в Сан- Ремо, где он мечтал победить. "Он спел песню-"Прощай любовь, прощай!- песня оказалась пророческой и всё обернулось трагедией. Он не попал в победители, и не смог пережить обиду на жюри и весь мир. Он застрелился в своём номере, куда отправился отдохнуть после объявления результатов конкурса. Она обнаружила его первая и была совершенно убита горем. Хотя, были версии, что его убили... Он был левша, а всё говорило о правой руке, видимо, помогли. Трагедия, она теряет голос, травма очень глубокая, от которой она еле потом оправилась. Кругом слухи о "Чёрной вдове", роковой женщине - уже трое ушли в мир иной, как самоубийцы.
Невыносимо тяжело, кругом всё шипят, как змеи о её роке. Она принимает наркотики, чтобы убежать от действительности. Депрессии отнимают её последние силы, она сводит счёты с жизнью  вскрывает вены, но её спасают. После этого она едет в Тибет с Арно Да Жарденом, чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, что скопились за жизнь. Беседует с Ламой, ставит прослушать ему свою пластинку -  он говорит, что она должна петь. По приезду берётся за работу, и снова успех, покорение всех вершин, заветная Олимпия, любовь зрителей и любимых мужчин ... Рядом с ней друзья - Траволта, Ален Делон, и последняя любовь Ришар Шафре - граф Сен - Жермен, как он себя называл. Они расстаются, умирают её слуги - карлики, большие её друзья, вот и врачи выносят приговор, что она не может иметь детей, о которых мечтала всю жизнь. Жизнь ей кажется бессмысленной. Она уходит в глубокую депрессия, в одиночество, от всех скрывается, слепнет,- это ещё болезни были в детстве и ей делали 5 операций против косоглазия  и воспаления. Она, практически, не выступает, очень редко и в очках. Опять ползут разные сплетни, которые она уже не в силах вынести. Она делает великолепную причёску, макияж, облачается в красивый белый пеньюар, пишет прощальную записку и принимает снотворное с "Виски" Утром её нашли родственники уже мёртвой. Сегодня на Монмартре стоит её бюст около бывшего дома, сколько ей пришлось всего пережить! Правильно говорят, что слово может убить. Хорошо бы всем это помнить. В Париже только всего три памятника таким знаменитым женщинам - Жанне ДАрк, Саре Бернар, Эдит Пиаф  и вот,- Далиде. Судьбы многих певцов похожи...
Красиво поёт и Мирэй Матье, Жильбер Беко, но Джо Дассен,- это была особая любовь всех французов. Его дед приехал из Одессы в США. На таможне не разобрали его фамилию, он говорил:- "я из О Дессы. " Таможенник услышал и написал Дассен, так появилась фамилия Дассен. А через много лет Джо прибывший на корабле во французский порт Марсель, ступит на французскую землю с мечтой покорить эту страну. Так началось его восхождение с лестниц этого города и далее поднимался по ступеням мировой лестницы. Его успех был грандиозным, его любили и находились под его обаянием все французы, американцы, русские. Он много работал, смерть сына первенца,развод с женой, бесконечные гастроли, выступления, привели к первому инфаркту в 31 год. Потом вторая жена Кристинн, в которую он влюбится на всю жизнь- родит ему двух прекрасных сыновей, но отберёт всё, что можно, все силы- так считали его друзья. Он купит на Таити кусок земли в 777 метров у моря и будет жить в этом Раю с семьёй, весь погружённый в детей, которых очень любил. Ушёл просто, выпив стакан ананасового сока за столом на Таити. Этим молодым выдающимся певцам поклонялись, как богам. Такого успеха на эстраде не добился никто, кроме них. Они рано ушли из жизни, но остаются и сегодня всеми любимыми во всех странах. Оркестр Поля Мориа играет мелодию "Вечная любовь". Кто ж её не знает? А как сливаются голоса всех, кто побывал здесь и произнёс хоть одно слово или спел.  Сколько их?-  Миллионы! Если бы башня ожила, то выдала бы удивительную мелодию любви. Все её 1792 ступени  спели бы песнь любви. Все, кто был и жил в Париже- влюблены в него навсегда-"forever" анг.(форева) Я люблю тебя Париж! Ты навсегда pour toujours в моём сердце....это произносится на всех языках и сегодня.
Эйфелева башня - это самое посещаемое место, но и роковое. На самой верхней площадке сделаны сетки, так как с самого открытия её было много желающих красиво покончить жизнь самоубийством, эффектно падая вниз с такой высоты, как и с Золотого моста в Сан - Франциско. (Всё -таки в них много пафосно-эстетического, даже в смерти!) Но время всё расставляет по своим местам.
 Сегодня сюда приходят влюблённые, признаются в любви, дарят подарки, делают предложения возлюбленной, чтобы запомнилось на всю жизнь. Здесь Высоцкий читал свои стихи Марине, гулял Модильяни с Ахматовой, поднимались по ступенькам художники. Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и многие импрессионисты задумывали свои полотна о Париже, разглядывая крыши Парижа и строение улиц, Сену. Здесь бывали Сен- Санс, Гуно, Массне, Форе, Полина Виардо и Чайковский, который получив бесценный подарок от неё - подлинную партитуру "Дон Жуана" Моцарта,
 "писанную его рукой", без единой поправки, не мог поверить своим глазам и своему счастью,  долго размышлял здесь о миссии музыкального гения в этом мире и о Моцарте.
Здесь собирались свадебные компании, невесты и женихи, чтобы отдать дань уважения и любви этой башне и сделать памятный снимок, наслаждаясь панорамой города. Делая снимки, не забывайте про карманы и сумки, ведь кругом много карманников. Они приезжают сюда со всего света, как и раньше, как и на карнавал в Венецию, поохотиться. Здесь всегда царская охота.  Но есть и приятные моменты- в уютном кафе вам дадут великолепный кофе почти бесплатно, но вы обязательно должны сказать вежливые слова "пожалуйста" и пожелать доброго дня бариста, тогда вы точно получите огромное удовольствие. Сегодня это любимая башня без которой немыслим Париж, как для коренных жителей, так и для туристов, первый символ Парижа. "Праздник, который всегда со мной"- как сказал о нём Хемингуэй. Восторженно писал о Париже и Андре Моруа. 
    Ещё одним символом Парижа стала лестница- 237 ступеней, девяносто четыре метра высота её, ведущая к белоснежному собору на самом верху Монмартра- Сакре - Кёр- (собор святого сердца, искупления грехов). Французы любовно называют его "наш уродливый Сакре - Кёр". Он выполнен в римско - византийском стиле и виден, как и башня Эйфеля отовсюду. Вечером на ней собирается много народа. В 10.30 ночная служба , месса в соборе и мы там тоже. Разве это забудешь? Первый камень Сакре-Кёр заложили 16 июня 1885 года. Завершилось строительство спустя три десятилетия, а открытие и освещение храма состоялось в 1919 году.   Колокол, венчающий Сакре-Кёр — один из самых больших в мире. Отлили его мастера из городка Анси  1891 году. Его вес составляет без малого 19 тонн.   
Внутри изумительные мозаики практически повсюду с интересными изображениями рыбы- символ Христа и христианства, есть изображение и на фасаде. Необычно изображение курицы, размахивающей крыльями, спасая своих детей - это символ опеки Бога над людьми. А петуха - символ отречения Петра от Иисуса.
Увидим и гаргулий, от которых защищает храм Архангел Михаил. Здесь у него много работы. Есть скульптура Ангела с крестом, парящим над храмом, великолепная
 колокольня.
Монмартр - высочайшая точка Парижа, холм, на котором располагалось древнеримского поселение когда - то. В древности здесь возвышались два храма - в честь бога войны Марса и бога торговли Гермеса. Позднее близ холма были построены каменоломни, на которых впоследствии укрывались первые христиане. Здесь же был обезглавлен первый французский епископ, который пропагандировал христианство. Сегодня на вершине Монмартра мы вспоминаем его историю. Здесь собираются паломники со всего света. Этот район считается художественным центром Парижа. Кто тут только не бывал! Одна из достопримечательностей - музей Сальвадора Дали. Его любят посещать все и гости, и жители города. Здесь бродил Владимир Высоцкий с Мариной Влади, восхищался Парижем, Эйфелевой башней и этим собором, так и слышу, как звучат слова его песни:

 "Но что ей до меня! Она была в Париже...
 Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил"...

- мне так пели по приезду шутя все знакомые... и спрашивали:- Ну, как там Эйфелева башня? Ещё не растащили на сувениры? Привезла бы болтик на память с неё.
Да, кстати, и ещё на этой лестнице выступал Марсель Марсо, он просто почти жил, прописался на этой лестнице. Если стоять к собору лицом, то слева небольшая площадка находится, где он часто выступал под деревом - этот "чародей  тишины", "поэт молчания" - он слушал музыку движений. "Пьеро 20 века" выступал в тишине, не меняя костюма, без дополнительных эффектов держал внимание публики часами. Это уже похоже на медитацию, и ты мысленно за ним пытаешься повторить его движения. Где -то далеко звучит шарманка. Рядом ходит огромный мужчина в форме наполеоновского времени и в шляпе Наполеона. Тут - же рисуют портреты художники, кто - то присел на стульчик за стол в соседнем кафе и за бокалом вина тоже наблюдает за Марселем. Это чудо. Магия его таланта велика, она всегда завораживала зрителя. Белолицый клоун в потрёпанной шляпе с мятым цветком и в полосатом свитере, был придуман им на ночных улицах Парижа. Это он придумал Бипа - "маленького человечка", в котором каждый мог узнать себя. Безмолвные диалоги на два часа- его конёк. Какая пластика! А как он ходил "против ветра"! Это надо было видеть! А "за стеклом" ? Для меня это было как откровение. На основе его движений Майкл Джексон сделал свою "лунную походку", взяв из его пантомимы приёмы и движения. Он был очень грустный, этот мим, глаза полные печали. Да это и понятно, ведь он потерял в годы войны своих близких- отца и мать, они погибли в концлагере. Но иногда он вдруг расцветал, как цветок, поднимались наивно брови "домиком", начинал улыбаться рот и  раскрывались глаза, доброта и счастье струились из них. Этого мима мы встретим и на лестницах Марселя
 великий и бесконечно скромный.
А ещё слева от собора дом, чуть дальше, где жили Жан Маре и Кокто, красивый, элегантный дом. Об этом мне рассказала моя подруга. А сколько портретов сделали художники Монмартра! И каких! Интересно ходить между ними и изучать их работы, говорить комплименты, если нравится. А сколько ты там услышишь приятных слов о себе, признаний в любви!  Париж - это терапия любовью... Здесь и дышится по - другому. Париж!  Уезжать не хочется.    
 Итак, мы двинулись к югу Франции, к самому старому городу и порту Франции- Марселю, это наша цель. Заезжали по пути в замечательные  маленькие  южные городки, которые тоже имели свои "жемчужины"- в одном из них Сен - Поль Де Ванс жила в последние свои годы знаменитая балерина, женщина - легенда Ида Рубинштейн и похоронена там же, на её могильной плите только две буквы IR... Сколько тайн она унесла с собой. К концу жизни приняла монашество.
  Ванс называют деревушкой художников, мыслителей и поэтов прошлого века. Рядом  я нашла место откуда Ван Гог писал свои солнечные подсолнухи( их 11 работ) и осенние пейзажи Прованса, ожидая своих гостей - друзей художников. Волосы встали на моей голове, когда я почувствовала его дыхание рядом.  Арль, старинные развалины, амфитеатр римлян, милый городок - город Ван Гога.  Он пробыл здесь 15 месяцев, писал много и это был самый плодотворный период в его творчестве, хотя и болезнь прогрессировала, и он лечился в лечебнице. Прованс, древний Авиньон - мост через реку Рона и папская резиденция, город пап, где ощущаешь мощное дыхание средневековья. Это и сиреневые поля лаванды, правильнее - эти бесконечные моря лаванды! "Голубое золото"- называют её. Такое не забудешь. А запах! Её запах, плывущий по воздуху за тобой, шлейф от неё, её свежее дыхание повсюду. Деревушка Со - лавандовая столица, простираются всюду лавандовые долины с рисунком рядов лаванды. "Лаванда – душа Прованса". И это поистине так, ведь невозможно представить юг Франции без его живописных лавандовых полей. Период цветения   длится с июня по август в зависимости от сорта, климата и места расположения. Поля цветущей лаванды украшают ландшафты Прованса чарующими переливами оттенков - от дымчато- лилового до иссиня - фиолетового. Цвет растения определяют пора цветения и погода в регионе. Лучше всего посещать эти места в июле- когда цветение лаванды достигает своего пика красоты и пышности. Купите непременно на память мешочки -саше с этой травой. Саше используется для ароматизации дома и в качестве талисмана. Травы и цветы могут лечить от болезней, но необязательно их принимать внутрь. Лаванда источает тонкий запах и действует успокаивающе, обеспечивает приятный сон, с ней пьют чай, готовят экзотические блюда, кладут в бельё, это замечательное средство от моли, мыло придаёт свежий запах и залечивает ранки. Меня особо очаровало одно местечко в четырех километрах от Горда (департамент Воклюз), там находится древнее аббатство XII века Нотр -Дам-де- Сенанк, красивое старинное серое по цвету сооружение, где трудятся монахи, а вокруг него лежат яркие лавандовые поля. Монахи выращивают лаванду, но кроме того, они содержат пасеку и изготавливают потрясающий мед. Он очень мило упакован в красивые баночки. При аббатстве есть магазинчик с различной продукцией из лаванды. Магазин предлагает лавандовый мед, сушеную лаванду, мыло и лавандовые духи для дома в саше. 
 К этому "голубому золоту" вы не останетесь равнодушными, и по деньгам оно будет всем доступно. А какой изумительный свежий запах будет источать ваш багаж!
 Следуя далее вы заметите, как замечательно сохранился античный театр и Триумфальная арка в Оранже, акведук Пон-дю-Гар и арены в Ниме и амфитеатр в Арле. Рядом творил свои пейзажи Поль Сезанн, его вдохновляла гора Сент - Виктуар.
  Ещё Прованс связан с историей мыла! Французы изобрели мыло! Древние галлы  использовали мыльную пасту из козьего жира и золы бука, чтобы содержать в чистоте своё тело и волосы. Вшей и блох во все времена было предостаточно не только у простых смертных, но даже у королей во дворцах. Мылись редко. Уже с девятого века здесь производились работы по производству нежнейшего мыла ручной работы разной формы и размеров на основе оливкового масла, ещё здесь добывали лавандовое масло и использовали его в парфюмерии.
  Хотя французские женщины считаются самыми красивыми, но исходя из статистики они не очень любят мыться. Ежедневный душ принимают только 20% жителей, а 3,5% принимают ванну в неделю раз и каждый десятый француз не моет руки после посещения туалета. Надо отметить, что и в Бретани  не очень любят мыться. Вспоминаю Наполеона, который сообщал своей императрице Жозефине де Богарне о своём приезде и просил её не мыться. Может поэтому она так мало прожила, всего 50 лет, всё- таки мыться надо чаще.
А мы - то, опираемся на свои шедевры -"Мойдодыр"- наш лозунг )))с детства.
Помню, как я там мучилась, когда пыталась принять душ, как у себя дома. Как там экономно льётся из душа вода и через минуту прерывается, а ты не успеваешь намылится или ополоснуться. Надо без конца нажимать на специальную кнопку, чтобы смыть с себя мыльную пену. Да и температура воды желает оставаться лучшей. Не забалуешь! Ванны и проливной душ, как у нас - это для сибаритов с большими деньгами или миллионеров.
  Грасс - главный город французской парфюмерии, её вотчина, находится недалеко от Канн. А сколько полей цветов вокруг! Сейчас я вспомнила роман Патрика  Зюскинда "Парфюмер",- тогда его ещё не было в помине, и как мы в Грассе выбирали духи, масла, душистые саше и  мыльца.
   Париж - это всегда ещё волнующий аромат духов, обязательный атрибут каждой девушки и женщины. Кто может остаться равнодушным к французским духам? - Никто! Тогда я получила в подарок превосходные духи "Fеmme" фирмы Кристиан Диор,-  это было, как посвящение в настоящую женщину. Такие духи были роскошью тогда, да и сегодня тоже. Запах этот самый лучший из всех на свете, хотя я люблю и другие духи :"Шанель№ 5" "Диорелла","Молекула", "Императрица 3.""Живанши облик фьюче", "Кензо"- дорогие и изысканные духи, шлейф от них не оставит никого равнодушным и об этом вам непременно скажут комплименты, встретившие вас люди.  Никогда не жалейте деньги на хорошие духи - это важная деталь в любовных отношениях. Аромат наполняет нашу жизнь красками, создаёт незабываемое настроение, вызывает приятные ассоциации и воспоминания. Всем известно, что запах может много рассказать о своей хозяйке то, о чём она скорее промолчит... Духи сотрудничают с телом женщины, помните это и аккуратно их подбирайте под себя. На каждой женщине одни и те же духи проявляются по - разному. Феромоны играют большую роль. Духи - это всегда и статусная деталь, помните это. Настоящие французские духи восхитительны и роскошны, они лучшие во всем мире и занимают лидирующие позиции в элитной парфюмерии. В 1921 году парфюмер Эрнест Бо( русский парфюмер, кстати) предложил Коко Шанель на выбор десять ароматов, она выбрала аромат под номером 5 и дала ему свое имя. — Духи Шанель №5 — самый знаменитый аромат, классика французских духов, хотя хороши и №19, и "сосо" шанель- мне они нравились все. Очень стойкий аромат, сохраняется месяцами на одежде, даже после её стирки. "Черная магия"- вечерние духи с восточными нотками для чаровниц."Опиум"- все говорят, что это духи французских "жриц любви"- очень своеобразный приятный сладко- терпкий запах, зовущий к себе... Запах подчеркивают чувственность, изысканность и загадочность. Он пьянит, обольщает и раскрывается постепенно. Но классические французские духи остаются вне моды и времени. Мы любим их за воспоминания. Наверное, каждая женщина, пользующая хорошими духами, не раз слышала в свой адрес кучу комплиментов и прекрасных слов любви. Но,... не останавливайтесь, продолжайте экспериментировать и получать удовольствие и от новых прекрасных запахов духов. Надо знать, что любой аромат наносится не напрямую с флакона на тело. Советуют специалисты сделать три нажатия на спрей в воздухе перед собой и войти в облако из мелких капель, закрыв глаза и задержав дыхание. Таким образом, аромат рассеется равномерно и будет тихо благоухать, а не кричать о себе. Я считаю, что некоторые духи можно ограничивать и одним нажатием. В основном, это классика, самые стойкие ароматы. Париж... Я тяну носом и чую в воздухе запах моих любимых духов... Это придаёт мне уверенности и романтичности в настроении...
 
  По пути к Марселю находится музей Леже, который создала его жена Надя Ходасевич, двоюродная сестра поэта Ходасевича. Это удивительное место, он был открыт в 1960 г. Многие русские приезжали сюда, включая нас. Она была замужем за ним всего три года, а сделала очень много, чтобы он остался в памяти людей и его искусство. Дарила работы нашему государству, устраивала его выставки по всему миру. Внешне он был огромным, похож на Довлатова по фигуре и даже немного лицом. Очень красивое место, где находится музей и есть скульптуры садово-парковые на этой территории. 
    Вскоре мы посетили великолепный старинный замок Божоле, где нас принимали потомки знаменитых ещё тех графов Божоле и угощали великолепным молодым вином Божоле, ведь его всегда готовят осенью, в сентябре, октябре, так что мы попали в нужный момент и пробовали это вино, приходя в восторг и прогулялись по погребам, где оно хранится и зреет. Именно с тех времён я очень люблю это вино и отдаю ему предпочтение. Я часто думаю о том, как переплетаются удивительно судьбы русских и французов, других национальностей. К примеру наша Надежда и Фернан Леже, скульптор авангардист. Дали и Елена Дьяконова, Галла, Майоль и Дина Верни - его Муза, и не только его, а Матисса и других художников. Сергей Есенин и Айседора Дункан, Балерина Ольга Хохлова и Пикассо, Модильяни и Ахматова. И в этой связи я вспомнила на лестнице жизни о моей подруге Марине Хатилиной, точнее, о её дальней родственнице, ведь Марина принадлежит к старинному роду Жанетты Пуалины,(Полины) Гёбль, родившейся в Лотарингии в замке Шампиньи в 1800г, жены декабриста Ивана Александровича Анненкова,(Р. 1802 г)члена петербуржской ячейки тайного Южного общества, принимал участие в Северном обществе. Вспомните фильм Владимира Мотыля с участием актёра Игоря Костолевского "Звезда пленительного счастья". Это была его "звёздная" роль. В этом историко - романтичном фильме о ней, и о той незабываемой любви русского барина и французской модистки, служившей в Модном доме в Петербурге, куда часто с маменькой захаживал Иван Анненков и там познакомился с Полин, влюбился и предлагал дважды тайно жениться, так как брак был неравный, но она на это не пошла. После восстания декабристов его осудили на 20 лет, но потом сократили до 15.  Блестящий офицер, поручик Кавалергардского полка, богатый наследник, завидный жених... и Полин...  Они  перенесли немыслимые лишения ради любви и желания быть вместе. Она поехала за ним на каторгу, хотя ещё не была его женой, но родила дочку от него и решила быть с ним вместе до конца. Они преодолели всё тяжести жизни и сочетались браком, их венчали в церкви для каторжников. Их ничто не остановило, чтобы быть вместе, ведь главным в их жизни была любовь. Полина была очаровательной, с хорошим характером и вкусом, смелой и очень трудолюбивой женщиной. Она многим помогала на каторге выжить в сложных условиях, поднимала дух, обучила многим ремёслам женщин, их жён- учила шить, вышивать, варить мыло, готовить, рисовать, выращивать овощи на огородах, была оптимистом, старалась не отчаиваться и поддерживала этим всех осуждённых. Надо отметить, что мать Аненкова Анна Егоровна оценила её подвиг любви и очень помогала материально, когда Полин поехала в Сибирь за ним. Полина(Прасковья Егоровна по - русски) родила 18 детей и только шесть выжили. На руке Полина всегда носила браслет, который отлил Николай Бестужев из кандалов Ивана Аненкова. О ней хорошо вспоминают родные. А Иван был высокий голубоглазый красавец, баловень судьбы, настоящий русский барин, много лежал и сибаритствовал, хотя в Нижнем, где они прожили последние двадцать лет его выбирали на пять сроков уездным предводителем дворянства и он работал при губернаторе чиновником по особым поручениям и занимался земскими делами. Она прожила 76 лет, а он пережил её немного больше, чем на год. Характер с годами его портился, он стал ворчливым занудой, выпивал. Похоронены в Нижнем Новгороде в Крестовоздвиженском монастыре. Они встречались в Нижнем с Александром Дюма, который посвятил их любви книгу "Учитель фехтования". Сама Марина прекрасно знает французский язык и долго работала переводчиком в Африке и в России.
   Мать Марины была очень строгой, сдержанной, скупой в чувствах дамой, репутацию порядочного человека ценила высоко, жившая больше прошлым, чем настоящим, последнее ей казалось безнравственным и неприличным, соблюдала кодекс чести, требовала от всех близких дисциплины и порядка во всём, строго хранила традиции дворянства до последнего... до мелочей, не ценя уникальность каждого человека в отдельности. Ела и пила на серебре в одно и то же время, и не терпела никаких нарушений её правил и режима. Когда Марина вышла замуж, а утром мама спросила её мужа Володю, что он предпочитает, чтобы она приготовила на обед, то услышала :- Да, что - нибудь попроще... Ну, можно просто отварить картошку, солёности и селёдочку. На основании этого меню она сделала свои выводы о его статусе и вкусах, подошла к Марине в комнату и произнесла ледяным тоном Снежной королевы: "Поздравляю! Ты вышла замуж за люмпена". Мы часто это вспоминаем и смеёмся - Володя - остроумнейший и деликатный человек, умница, доктор наук, профессор, Академик РАН, ну и люмпен...
   Говоря о Париже, я конечно, думала и о том, как много дорогих и любимых людей мы теряем на лестнице жизни... Моя верная подруга, мой прекрасный гид по Парижу, которая столько сделала нам открытий, столько показала того, чего не увидят другие туристы в Париже, тоже покинула этот мир. Слишком рано. А когда это бывает вовремя? Но мы её очень любим и часто вспоминаем. Вспоминаем, как бывали у неё в гостях. Нагулявшись по городу, при возвращении нас ждал царский ужин с "эскарго" - (улитки) и мадагаскарской огромной фасолью размером в половину ладони который приготовил её муж Серж,- перфекционист во всём! Поэт, музыкант - играл на органе, знаток литературы и искусства, русского в том числе, прекрасный собеседник, его отец был главным редактором коммунистической газеты Франции "Юманите диманш"(«L'Humanit; Dimanche»). Был влюблён во всё русское с детства. Надо ли говорить, что он прекрасно говорил по - русски, когда я у них пела в доме песню Окуджавы и забыла одно слово,- то он мне подсказал! Он защищал диссертацию по творчеству А. Блока у нас в Питере и там познакомился с Ниночкой и влюбился в неё. Мы были у них в гостях с моим другом Патриком. У них есть очаровательная дочка, которая вобрала в себя всё от мамы и от папы, и продолжает культивировать их литературные привязанности к России, она сделала прекрасный перевод Гиляровского на французский язык. Разве можно это всё забыть?
  Как мы посещали с ней отель Бирон - музей Родена, совершенно потрясающий музей в центре города в минуте ходьбы от Дома Инвалидов. Великолепная коллекция 6.600 его работ! Как много новых работ я увидела здесь впервые. Вот портрет его гражданской жены Розы, а вот и его Камилла  - Муза его жизни и талантливая ученица.
В музее на ум приходят мысли об его гениальном ученике Карле Миллесе, он взял фамилию жены Ольги Миллес( настоящая его фамилия- Андерссон) Родился 23 июня 1875г. Долго жил в Париже, был учеником  О. Родена и делал успехи. Но всегда был недоволен своими достижениями. Его ни с кем не спутать. Он имеет своё неповторимое лицо, своё Я. Он учился много и у всех. Когда закончились деньги, он жил под мостом, а затем сказал Родену- " Мне никогда не достичь Вашего мастерства, я смирился с поражением и возвращаюсь в Швецию". Пережил стресс, пробовал найти другое занятие, но затем вернулся к скульптуре. Его произведения-гениальны, возможно, в каких - то работах он превзошёл своего учителя. Вспомним "Трубящих Ангелов" или "Руку Бога". "Рука Бога"-глобальная метафора бытия...Она словно бросает вызов всей вселенной. Дерзновенный Человек, стоящий на руке создателя стремится к покорению природы. Лицо задрано вверх, он как будто бросает вызов вселенной, пытается подняться над обыденностью. Неугасимая воля к победе запечатлена скульптором на его лице. Высота, не просто высота, а высота духа - его среда обитания, он обживает её с успехом и словно приглашает к полёту всех, к вечному полёту.
 Какой там великолепный парк вокруг дома Родена- с бассейном  и с его скульптурами среди ботанической роскоши, розарий, туи и кусты, всё напоминает райские кущи! Там встретишь и "Мыслителя", размышляющего о жизни и приглашающего вас принять в этом участие... Это никогда не вредно; и "Врата Ада" - уж об этом само собой надо задумываться... У этих врат становишься философом... Грандиозный труд мастера, приглашающий к диалогу зрителя о вечном. К каким вратам ты подойдёшь? В своём творении он в первую очередь обращается к Данте, его "Божественной комедии", к работам  Микеланджело - его росписи "Страшный суд", над которым  тот работал более пяти лет, зачитывается и подпитывается стихами Бодлера, опирается на библейские сюжеты и античную мифологию. Его композиция очень сложная, он мучительно работает над каждым фрагментом, ведь за этими вратами должна быть "алчная пасть" Ада! А это ко многому обязывает художника. Общая канва заданной темы, исходящая чёрная энергетика и пластика, движения и жесты  страдающих фигур, выражающие адские муки,  - потери, бесконечную боль и вечный ужас...- материализуются в отдельных фрагментах, органично составляющих единое полотно Ада, напоминающее извержение огненной лавы, пожирающей жизнь и превращающей её в камень.
Это похоже на состояние, описанное Дмитрием Мережковским об извержении Везувия:-
 "Здесь всё кругом полно могильной красоты,
 Не мертвой, не живой, но вечной, как Медузы
 Окаменелые от ужаса черты..."
 Ряд скульптур выполнены отдельно и получили самостоятельную жизнь. Например его работа "Поцелуй" входила в общий замысел "Врат", рассказывающий о трагической любви Паоло и Франчески да Римини. Но она получилась слишком радостной, полной жизни и любви, и меняла всю трагическую окраску сюжета. Он выполнил её в мраморе и бронзе.  "Ускользающая любовь"- ещё один сюжет или "Блудный сын"- это уже глубокая философская проблема встаёт в полный рост, все перед нравственным выбором. Вот и "Граждан Кале", хотя с ними ещё я встречусь в городе Кале и буду долго рассматривать их  а потом гулять в порту и наблюдать, как происходит отлив. Все живые существа пытаются спастись, закопаться в песок. Ты без ошибки видишь место, где они спрятались - там ещё видны пузырики на поверхности ямки. Их можно откопать палкой. Здесь были гребешки и конусы, улиточки, крабики бегали в ужасе от нас и старались быстро убежать вслед за уходящей волной, и много другого было здесь, мы набрали там разных ракушек, конечно, уже пустых. Чего только не вспомнишь в этом саду. Там можно в конце парка прилечь на шезлонги и отдохнуть, чем - то своим закусить, бутербродами, обсудить увиденное под могучими высокими липами, вспомнить о Камилле и Розе - любимых женщинах Родена. Подышать воздухом Парижа в тишине. Это - как другая планета в центре мегаполиса, которую нам открыла моя подруга Ниночка. Она -  часть той лестницы по которой мы ещё продолжаем двигаться и ничего не забываем, светлая ей память. Париж без неё осиротел для меня. Когда мой сын играет на гитаре и поёт "Парижанку" Митяева, я всегда её вспоминаю и непременно плачу.

   Нине Порываевой- Бувар.

       Париж, Париж!- Прекрасный город!
      Ты был мне самым дорогим.
      Я приезжала и с подругой
      мы открывали этот мир.

      Париж! Что скажешь?
      Город сказка!
      Здесь столько собрано красот!
      Всё, что увидишь здесь -прекрасно!
      Переварить не хватит год!

      И красота архитектуры,
      И Елисейские поля ,
      Вот башня Эйфеля - фигура!
      Здесь Мопассан бродил 
                и я...

      И купол белого создания,
      что "Сакре Кёром" назван был
      в своём величьи и признаньи,
      над крышами Парижа плыл.

      Бродили в Лувре,- зал за залом,
      Стояли долго у картин...
      "Джоконда" красотой улыбки
      переворачивала мир.

       И "Нике" крылья поднимала,
       и наши  - с нею заодно.
       В полёт духовный приглашала
       за это -  пили мы вино.

       Вершины духа...- вот где место
       нам было здесь отведено.
       Нам Нина столько открывала!-
       Другим увидеть  не дано!

       Сан- Северин! Огонь и пламень!
       Собор тот, что стоит века,
       Он красотой своей неброской
       след свой оставил на века.

       Здесь тонко линии сплетались,
       и кружево тех потолков
       на веки вечные остались,
       как праздник готики веков.

       Затем КлюнИ ты нам открыла,
       Средневековье расцвело.
       Глаза прикрыла...-
       в гобеленах,
            в шпалерах время ожило.

       Картины красоты поплыли: 
       охота...и причёски дам.   
       Ты нам тихонько улыбнулась,
       ценя восторг,
                - Подарок вам!

       Потом ,в кафе, у башни Эйфеля
       мы пили красное вино,
       Как было здорово и весело!
       Так не бывало нам давно.
          *     *    *

      О! "Божоле"! Вино чудесное!
      Сегодня подниму бокал
      за Ниночку,- подругу нежную,
      она ушла...-
                и мир упал...

Ушла Нина 10 декабря 2010 г.
Вспомнила Жюль Верна... Какое удивительное предвидение можно прочитать в его книгах. Я его с молодости обожала и восхищалась его смелостью и полётом мысли. Мне он казался очень смелым человеком, предсказателем будущего, которого не всегда принимали всерьёз, а напрасно. Его мысли опережали время. Его фантазию невозможно было остановить.
 В 1863 году Жюль Верн написал великолепную книгу «Париж в XX веке», в которой подробно описал метро, автомобиль, электрический стул, компьютер и даже Интернет. Однако издатель отказался печатать книгу, считая, что автор слишком "размечтался" в своём произведении и фантазии могут дорого стоить издательству. Книга была незаслуженно забыта более чем на 120 лет. Лишь в 1989 году правнук Жюля Верна обнаружил рукопись, и книга впервые вышла в свет в 1994 году.

Сижу на лестнице жизни и рассматриваю попавшую в руки пробирку с ваточкой вместо пробки... - её я приобрела много лет назад во Франции... Вспоминаю. А ведь продавец был прав...
-  Что это у вас такое? - спрашиваю у продавца на Монмартре.
-  Это воздух Парижа, - отвечает он и улыбается, - Всего один франк! И он с вами
 остаётся на всю жизнь!
-  Уверены?  Воздух Парижа? Ну, надо же! Чего только не придумают эти французы! Раздумываю над словами продавца и его лукавой улыбкой. Для чего - то я его здесь встретила... Понимаю, что это тот воздух, которым дышали и сегодня дышат все мои духовные единомышленники.  И кто им только не дышал! Всех моментально начинаю вспоминать и все мои единомышленники начинают выстраиваться рядом... Воздух Парижа! Ах! Где ты такое ещё найдёшь? Надо брать, решила я. Хотя понимаю, что это очередная игра...
 Помню, как я удивилась, что взрослый мужчина продавал этот воздух на Монмартре. Сначала я не поняла, что в пробирке. Мне она показалась пустой! Но нет, всё не так просто, всё намного сложнее, как в настоящей жизни...
    Я люблю тебя Париж! Ты навсегда pour toujours - фр. в моём сердце и в этой пробирке со мной. Париж! - это незабываемое волшебное слово произносится на всех языках разными людьми каждый день на планете.
Лестница продолжается... И на ней всегда есть место не только радости, открытиям и любви, но потерям, грусти и печали, к сожалению.
  6.12.2017.
   Я на днях (сентябрь 2019г) вновь посетила Париж. Что же для меня Париж сегодня? "Праздник, который всегда со мной",-как утверждал Эрнест Хемингуэй, воплощение сбывшейся мечты, но продолжающей греть сердце и душу своей особой харизмой, или желание исчерпать ранее увиденное чудо, без промедления.Всё вместе.Вспомним перефраз Эренбурга из его книги о Париже, вышедшей в 1931г. Слова,которые произносят все, ступающие на землю Франции -"Увидеть Париж и умереть". А ведь раньше, ещё во времена Данте, говорили "Увидеть Неаполь и умереть", как прикосновение к невиданному совершенству, городу неземной красоты... мечте... Сегодня это совсем другой город. Стоит ли умирать? Увидеть,чтобы возвращаться сюда чаще, как к вечному источнику прекрасного, как к неугасимому источнику света, огня, любви, так как мир не стоит на месте и появляются новые вехи красоты, заставляющие сердце учащённо биться сегодня... Пусть встречи с Парижем всегда будут незабываемыми. Ангела Вам в путь!
07.11.2019
Фраза "Увидеть Париж и умереть" обрела в этом году новый смысл из-за коронавируса во всех странах и в Париже. Будем жить и путешествовать всем вирусам назло...  21.03.2020г

*** Этот список наших соотечественников, может пригодиться вам в путешествии.
 На кладбище Сент-Женевьев де Буа захоронено более 10 тыс. русских. Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт - бард Александр Галич (1919-1977), писатель Дмитрий Мережковский (1866-1941), его жена поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1949), киноактеры братья Александр (1877-1952) и Иван (1869-1939) Мозжухины, писатель, гл.ред. журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая)(1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950) был потом перезахоронен 30 мая 2000 года в родной Москве, Князь Феликс Юсупов (1887-1967).И за каждым именем стоит история, о каждом можно написать по книге...Поклонитесь им и от меня.
 * Царство   лаванды в Провансе.