Париж мечта... лестницы посвящений. ч3

Ольга Сергеева -Саркисова
 
 Париж...сижу за столиком в "Ротонде" и вспоминаю разное из жизни... Да и Михаил Шемякин тут начинал свою непростую жизнь. Вспоминаю, как друзья из Питера, режиссёр Володя Бродянский и другие, покупали его работы срочно, чтобы собрать ему хоть какие - то деньги, чтобы помочь уехать. Ему дали всего 24 часа на сборы, иначе ему грозили тюрьмой за тунеядство. Он много пережил и через многое прошёл, перебирая разные профессии и ситуации - аресты выставок, уход в религию, конфискации работ, принудительное психиатрическое лечение и прочее,- весь набор средств, чтобы заставить человека уехать из своей страны, оставляя только один выход - эмиграция... и он сделал этот шаг.
 Его графика меня потрясла, когда я увидела её впервые. Это были очень интересные работы. Очень необычная графика, просто новый свой стиль, который трогал душу. Я потом сделала снимки его работ у Володи и привезла их в Самару. Тогда о нём никто ничего не знал почти, это был 71 год. Это была графика по произведениям Достоевского и его любимого Гофмана. Графика бесподобная, чего не могу сказать о скульптуре. Совсем мне не нравится памятник Владимиру Высоцкому в нашем городе Самаре, который появился намного позднее, когда его признали на родине. Я много раз видела Высоцкого живьём в жизни и на сцене с первого ряда, полного энергии, силы, мощи, поэтому мне странно, что Шемякин создал образ разбитого, сломленного человека, умирающего от тяжкой болезни... вот, что я вижу, когда смотрю на этот памятник.  Всем известно, что он был мятежная душа и глыба, сломить его было не так просто. При всей моей любви к его графике, не могу принять его скульптуру. Но это неважно, он всё равно найдёт своё место под солнцем.   
Надо ли говорить о том, как нас покорил Париж? Ведь я твёрдо знала, что должна увидеть чудо и увидела его, и ещё помнила - Париж нужно увидеть и потом уж умереть. Умирать мы не торопились, это всегда успеем.
 "Увидеть Париж и умереть"- это фраза, придуманная Эренбургом в этой "Ротонде", манила к познанию тайн Парижа, а до этого ни - ни, умирать не хотелось, а хотелось погружения в этот загадочный мир Франции.
  Меня французы просто пленили своими манерами. Какие они? Они никогда никуда не торопятся, не бегут, а делают всё так, чтобы получить удовольствие. Даже в театр или на концерт, - ни в Париже, ни в Марселе, где есть отличный оперный театр - они не спешат. Вас удивит то, что спектакль никогда не начинается вовремя и это повсеместно, как правило. Открою секрет о театре, которым поделилась со мной моя подруга Ниночка. Касса открывается в 10 часов, а вы приходите заранее, где- то без пятнадцати девять, чтобы быть впереди всех. Когда касса театра откроется, нужно подойти  и попросить возвращённые кем - то в последний момент интернет - билеты. Их купите со скидкой за 10 евро. А чтобы вы считали себя абсолютно везучим и счастливым человеком, сообщу, что полная стоимость билета довольно дорогая в Гранд - опера, его цена 150-200 евро и более.
   А в ресторане - вы долго ждёте свой ужин. Через минут сорок вам несут салат с улыбкой гарсона - это три листа салата, (козья еда), её вы мгновенно уничтожаете, думая, что вам сейчас принесут и ваше блюдо, "Петуха в вине по - галльски", к примеру, но, увы. Вы уже ёрзаете на стуле и томитесь от голода... Примерно через час с лишним появляется ваше долгожданное, почти мифическое блюдо. Ну, наконец - то! А французы сидят спокойно, пригубят глоток вина и половину вечера не дотрагиваются до бокала, как это у них получается? У них еда - священный ритуал, они сибаритствуют, мечтают, разговаривают, влюбляются, тут же строят отношения, созерцают сцены жизни и клубы чужого или своего счастья, проносящиеся мимо, не торопясь, поглощая пищу с наслаждением. Мы привыкли всё наспех, так как всё время куда - то бежим, летим, боимся опоздать. Им это неведомо. Всё без суеты.
  Во всём растворена нега и любовь. Всё начинается с любви - здесь это ощущается особенно. С любви к самому себе, к искусству, к другому человеку, к ребёнку, к женщине, к животному и растениям, к еде, к миру. Они всё смакуют, получая от всего удовольствие. Это великое искусство - жить и получать наслаждение от всего.

Особенно меня потрясло то, как ведут себя водители машин. Это особое священнодействие. Вот уж верно, что каждое сравнение хромает. Никто не рвётся нетерпеливо вперёд на светофоре, даже когда зажигается их свет. Это моветон в данном обществе! Никакого раздражения, никогда! Только доброжелательность и улыбка. Если подходит женщина к переходу,( для них она всегда- ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ЖЕНЩИНА, и совсем не важно сколько ей лет 6, 60, или сто, отношение абсолютно коленопреклонённое.), а свет уже загорелся красный для пешехода,- они не тронутся с места, и только с улыбкой покажут с великодушием рукой, предлагая вам переходить улицу, вы можете спокойно переходить её и вас никто не переедет. У нас бы давно десять раз всех переехали, обругали бы, да ещё начинают наезжать на пятки, хотя свет ещё их не загорелся и ты еле успеваешь проскочить с проезжей части дороги на пешеходную дорожку.
 В Париже ощущаешь себя в высшей степени женщиной. Ты в любом возрасте чувствуешь себя там королевой.
Однажды мы с подругой переходили улицу в центре Парижа, вернее подошли к переходу, тут зажёгся красный свет, мы взглянули на машину у светофора- там сидел Делон! Мы онемели от неожиданности. Он улыбнулся и рукой показал, чтобы мы переходили улицу: "Я подожду!- Всё ОК," - читалось на его лице. Остальные машины стояли тоже и не двигались. Двигаться они начинают только после того, как вы перешли улицу и махнули рукой или головой в знак благодарности с лучезарной улыбкой. Только после этого они начинают медленно двигаться с одного края постепенно, посылая воздушные поцелуи... Французы, одним словом...Ох, этого не забыть!
-   Ой! Что это было?- произнесла я.
-   Ты видела, кто был за рулём? - спросила меня подруга.
-   Я не ошиблась? Или мне показалось? Это сам Делон?
-   Да, это он! Он живёт в этом районе,я его часто встречаю здесь, - сказала она.
-   Я уж решила, что это сон...
    Мы пошли к Эйфелевой башне, названной в честь создателя Александра Гюстава Эйфеля(1832-1923 г)- знаменитой достопримечательности и символу Парижа, где поднимались по знаменитой лестнице вверх, а потом спускались вниз, всего в ней 1792 ступени... И то и другое - было сделать трудно, но мы поднимались с остановками. Это самая узнаваемая башня в мире. Сам Эйфель называл её -"300-метровая башня".В ней 324 метра. Её построили  и открыли 15 марта 1889 г к Всемирной выставке, как временное сооружение, как вход на выставку, которая была приурочена к столетию Великой французской революции. Это именно то самое временное, которое стало самым постоянным! На конкурс было предложено 107 проектов, были даже экстравагантные идеи, вызывающие удивление - например, огромная гильотина, напоминание о французской революции. Башню построили 300 рабочих за два года, два месяца и пять дней.
Однако вся богема и творческая интеллигенция Парижа, и даже всей Франции, была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, выражала свои негодования и возмущения, посылала в мэрию Парижа письма и  требования прекратить постройку башни. Все преуспели в эпистолярном жанре... Сколько переведено бумаги и чернил! Сколько энергии и эмоций было по этому поводу потрачено! Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Ведь известно, что был когда - то принят закон на запрет строить здания и сооружения выше крыш Парижа! Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников, среди них Александр Дюма - сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно, направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя: "На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса ». А каков вес этой башни? Полная масса всей конструкции Эйфелевой башки 10100 тонн (железа).
     Думаю, что сейчас им было бы стыдно за свои выступления в прессе и в письмах в мэрию. Но, время лучший ценитель красоты.
Ги де Мопассан - гиперсексуальный мужчина, известный Донжуан, о себе он говорил :( "Я обесчестил всех женщин мира!"- небольшое преувеличение, конечно, всего лишь 21 750 дам побывало в его объятиях по исследованиям его биографа Франсуа Пере), но обедать он должен был где-то..., кроме того , он был гурман. Так что регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни со своими пассиями, ныне ресторан «Жюль Верн». Там отлично готовили. Даже нелюбовь к ней его не останавливала от посещения любимого ресторанчика на башне. От женщин не было отбоя, они просто сходили с ума, добиваясь встречи с ним, заваливали письмами  с признаниями в любви и назначали свидания. Некоторые возмущались, что он написал о них без их ведома в своих романах, подглядел их жизнь! Он этого не делал! А он просто обобщал типическое, что встречалось на каждом шагу.   Жизненным кредо писателя было: "Две женщины лучше одной, три - лучше двух, а десять - лучше трех". Сексуальную жизнь он начал уже с 13 лет. Но и результаты таких увлечений и оргий не проходят бесследно, они оставляли свой след- сифилис, болезни, разрушающие психику, зрение, мозг, смерть в 43 года. Излишества к хорошему не приведут, но материала для написания романов у него было предостаточно. Видимо, за всё приходится платить по счетам. Вспоминается памятник ему в Париже в парке Монсо работы Рауля Верле: у подножия скульптуры лежит женщина. Иначе и не могло быть! Ведь у ног писателя всегда были женщины - он хвалился, что едва ли не половина француженок побывала в его постели. Они обожествляли его... Возможно, но что такое любовь, он так, видимо, и не познал. Да, трудно быть Богом...
На вопрос знакомых или репортёров, что он тут делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно». Эту фразу цитировали все, улыбаясь. Он, конечно, лукавил. Отсюда видна великолепная панорама, все изумительные крыши Парижа, как на ладошке.
 Вот виднеется Нотр - Дам - напоминание о романе Виктора Гюго, там я тоже лазала по лесенкам наверх, где обитал Квазимодо и танцевала прекрасная Эсмеральда - красавица с осиной талией свела многих мужчин с ума, итальянская звезда большого кино- Джина Лоллобриджида! Она была талантлива во всём- прекрасно рисовала с молодости на улицах Рима, этим зарабатывала на жизнь, так как семья была бедной и кроме неё было в ней трое девочек. В 1947 г. стала "Мисс Италия". С 1947 г. начала сниматься в кино в незабываемых фильмах- "Фан -Фан - Тюльпан с уже знаменитым на весь мир Жераром Филиппом, - фильм принёс неслыханную популярность ей, затем покорила Голливуд в 1956 г. своей Эсмеральдой в фильме "Собор Парижской Богоматери". Сыграла в 60 фильмах. Её наградами можно засыпать всю лестницу, но особо ценила "Золотую медаль Рима" и Орден Почётного легиона. Её друзьями были Фидель Кастро и Сальвадор Дали, о них она сняла фильмы. Кроме этого, занималась серьёзно оперным вокалом, скульптурой, фотографией, и даже косметикой, и считала, что "лучшая косметика - это любовь". Трудно не согласиться с ней в этом. В этом году ей исполнилось 4 июля 90 лет! О её красоте и таланте всегда ходили легенды. В соборе тоже всё пропитано любовью, трагической. Тень Квазимодо сливается со стенами собора и орган плачет прекрасной музыкой о его любви. Помню, как не любил роль Квазимодо Рудольф Нуриев. Ему казался он слишком уродливым, а его всегда привлекала красота. Но как же он красив, с любой стороны, этот собор!
    Поднимаемся по лестнице башни и сразу поднимается настроение, хочется делать глупости - петь, танцевать, что- то декламировать, хулиганить. На лестнице почему - то захотелось сделать фуэте - "па" из классического балета, исполняемое на пальцах одной ноги, и не потеряв равновесия повернуться тридцать шесть раз вокруг оси. Тут же вспомнился балет в Париже. Наш балет начала 20 века.
«Русские сезоны»-  настоящее явление в мировом искусстве! Все помнят их, полные откровений и новизны во всём. Их организатор - Сергей Дягилев, русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр, хотел покорить Париж. Как чувствовал Дягилев дыхание всего нового и пробовал смело экспериментировать… Сначала он организовал Осеннюю выставку  картин в Париже с оглушительным успехом, и решил на этом не останавливаться, и вновь покорять публику уже русскими концертами, а затем оперой и балетом. Всё начиналось в 1906 г, 1907 - привёз русскую музыку, в 1909 покорил всех Фёдор Шаляпин в «Борисе Годунове» Мусоргского, в 11г. – он привёз балет, балеты «Жар -птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на все русское. Хотя сначала были восприняты плохо, их освистывали, но всегда находились почитатели талантов. Длилось всё до его смерти в Венеции. На его могильной плите в Сант - Мигеле всегда лежат балетки. Это была смелая эпоха модерна. Они покорили не только Париж, но и другие страны и города, базировались они в Монако, выступали в Англии, в Лондоне и других странах. У Сержа было удивительное чутьё на таланты, он их собирал и объединял вокруг себя, взрастив целую плеяду одаренных танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина. У него была страсть к новаторству, он привлекал в качестве декораторов передовых художников Европы — Пабло Пикассо, который женился на русской балерине - Ольге Хохловой и написал её потрясающий портрет с шалью... Он и Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова привлёк к сотрудничеству. Он раздвигал рамки классического балета, любил шокировать публику откровенными эротическими танцами в исполнении таких звёзд как Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Александр Монахов, Вера Каралли и Михаил Мордкин. А Вацлава Нежинского поклонники просто носили на руках, не давали прохода. Балеты «Жизель», Нарцисс», «Пери» шли с неизменным успехом, а «Призрак розы», представляющий собой изысканное па-де-де Карсавиной и Нижинского,- был восхитителен. Нижинскому костюмер пришивал к каждому спектаклю лепестки роз к костюму и после выступления он их раздавал поклонницам в подарок. В Лондон они привезли " Лебединое озеро". Вместе с композитором Рейнальдо Анном (Ганом), который учился в Парижской консерватории у Сен -Санса, Жюля Массне, Гуно и был однокашником Равеля, вместе с Жаном Кокто, сочинившим либретто, они придумали балет «Голубой бог» имевший огромный успех у публики ; Равель написал музыку к «Дафнису и Хлое»; «Послеполуденный отдых фавна», длительностью всего в восемь минут  был поставлен на музыку Дебюсси. Удивлял необычной музыкой Стравинского, Сергея Прокофьева, Римского - Корсакова, Глазунова, Чайковского, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля, Клода Дебюсси и потрясающими декорациями Лёвушки Бакста и Александра Бенуа. Изумительной хореографией Михаила Фокина он сводил с ума всю творческую публику, которая жаждала новизны во всём. «Послеполуденный отдых фавна» - идея создать балет на античную тему пришла Дягилеву во время поездки в Венецию в 1911 году. Да и другие города Италии внесли свою лепту. Впечатлившись античными скульптурами, вазами, рисунками на амфорах, мозаиках на стенах и дорогах, он заразил своим энтузиазмом Нижинского, и в результате хореография поставленного ими балета — с приземленными, нарушающими каноническое представление о сольном мужском танце движениями — вызвала бурю противоречивых откликов. Многие, например, парижская «Фигаро», упрекали «Фавна» в непристойности: это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и все." И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face( в фас) и ещё более отвратительного в профиль." Они называли эту хореографию кривляньем. Однако, мнения публики и репортёров разошлись. Совершенно другое мнение было напечатано в другой газете от  того же Огюста Родена, где он восхищался красотой тела, мужественностью, которую хочется воплощать в искусстве…
 Видимо, верно говорят - "О вкусах не спорят". Все по - разному чувствуют и понимают природу тела, его гармонию. И каждый по - свему прав... Художник - это всегда бунт! И это правильно. Вспомнилась первая работа ещё мальчика Микеланджело в садах Лоренцо Медичи - это был фавн, завершающая деталь для ощущения полного эффекта соответствия этому образу -  наличие небольшого изъяна, - он выбил фавну зуб и тогда воцарилась полная гармония, завершённость. Нужно тонкое чутьё, чтобы всё чувствовать и воспринимать гармонию мира.
 Я вспоминаю замечательный, роскошный дом в Помпеях, его строили для Публия Суллы, богача и племянника правителя города, дом Фавна его называют, там в бассейне стоит скульптура танцующего фавна! Стены в изумительной мозаике с различными сюжетами от битвы Александра Македонского с Дарием, до эротических сцен с амурами, психеями и прочим.   Представляю, как разыграется воображение туристов, когда они посетят Помпеи и вспоммнаа этот итальянский остров, где от многообразия фаллических изображений начинает кружиться голова, где на каждом шагу ты натыкаешься на бесконечные фаллосы в разных вариантах - на стенах с подробными описаниями активных участников сексуального пробега, кто сколько и чего мог сделать и кого осчастливить, в изображении фонтанчиков, панно, в монетах, в посуде, кухонной утвари, в дверных ручках, и пестики в колокольчиках отливали римляне в виде фаллосов и всё это во славу богов, как и зазывные путеводители, и указатели на домах, лупанариях(публичных домах). Для них это не была дурная бесконечность, а скорее, сама жизнь... Ещё римляне любили украшать жилища картинами с богом плодородия Приапом, демонстрирующим свое огромное достоинство, и чем больше оно, тем лучше для жильцов дома. Картину, разумеется, следовало повесить на самое видное место  В противном случае удача и процветание могли отвернуться от хозяев дома. Римляне всё это заимствовали у греков, как всегда. Телесность царствовала всюду...
А на пороге дома Фавна мозаикой выложено "HAVE" -"Здравствуй!". Как мило, какое гостеприимство, вот только хозяев нет уж давно. А совсем недалеко увидите первые древние граффити, очень деловые, обнаруженные на Доме любви - лупанарии, где без стеснения даются прохожим советы не проходить мимо этого заведения, куда и с кем идти, чтобы получить удовольствие по полной программе, расценки жриц любви, расписание и имена особо горячих красавиц, восторженные отзывы о своих любовных победах писали мужчины с гордостью. Результаты любовных достижений были более, чем впечатляющие. Об этом писали Ювенал и Марциал, многие мыслители того времени оставили эротический след на страницах своих произведений с подробностями. Стены Помпеи сохранили сотни откровенных надписей и картинок ( Пособий для начинающих и малоискушённых). «Здесь был солдат седьмого легиона. В эту ночь он удовлетворил шесть женщин, но и этого мало для такого жеребца» — типичная надпись на помпейской стене. Уже давно никого из участников нет на лестнице жизни, но, свидетельства прошлых шалостей -   стрелки - указатели в виде фаллических символов, вырубленных на мостовых, не дадут и сегодня сбиться вам с пути, покажут путь, по которому стремились за получением удовольствия моряки, пираты, путешественники, торговцы, купцы и знатные клиенты, в темноте приходящие в эти дома к "волчицам" (lupa)- так называли женщин лёгкого поведения, пробирались закрывая голову убором" ночная кукушка". Стены Секретного музея, любопытные сексуальные фрески, каменные ложа любви ещё рассказывают о них... Каждый достоверный образ, как и образ Фавна, создаваемый в искусстве - в живописи, музыке или балете, всегда требуют от создателей погружения в мировой опыт человечества и гениального прозрения постановщика и исполнителя.
 В труппе постоянно были разные потери, уход М.Фокина, Анны Павловой, Матильды Кшесинской и других танцоров плохо сказывались на всей труппе. Ида Рубинштейн тоже организовала свой театр, ей написал музыку «Болеро» Равель, она имела огромный успех и это злило Дягилева. Ещё и Вацлав Нижинский — долгое время он был любовником Дягилева, но в 1913 году они начали отдаляться друг от друга, он женился на Ромоле. Узнав о его поступке, Дягилев отправил Нижинскому телеграмму с сообщением о том, что более не нуждается в его услугах. Тем не менее, какое -то время они продолжали работать вместе, но затем произошёл окончательный разрыв. Балеты ставил Леонид Мясин и не всегда сначала ему хватало опыта и мастерства. Но постепенно всё вошло в свою колею. Сколько эмоций, желаний, невоплощённых идей… но, шлейф этого яркого явления «Русские сезоны» остался навсегда в атмосфере Париже. Навсегда поселился здесь дух русского балета и воспоминания о русских красавицах балеринах.
 Париж любил и Нуреев, король танца. 17 июня 1961 года, в возрасте 23 лет, находясь на гастролях в Париже вместе с труппой Кировского театра, Нуреев решил остаться на Западе и остался, (наверное, балетные всегда так поступают - вспомните  - Барышникова, Годунова.) Его счастливым числом будет 17, он родился 17 марта 1938г. Если бы он вернулся, то попал бы в тюрьму на семь лет с конфискацией имущества. В кармане было 36 франков, совсем небольшой стартовый капитал, джинсы и рубашка - это всё. Потом это назовут "прыжок к свободе". Он тоже бродил по улицам и лестницам Парижа в поисках хоть какой - то работы на первое время. Работал в труппе Маркизы де Кувэ. Много работал, пробивался на большую сцену. В феврале 1962 - го Нуреева приняли в Лондонский королевский балет, где блистал более 15 лет. Он работал как одержимый - 300 спектаклей за год! Его Слава бежала впереди его. Нуреев был партнером английской балерины Марго Фонтейн. Она ввела его в высший свет Англии. В момент их встречи ей было 43 года, ему - 24. Их сотрудничество началось с балета «Жизель». В 1977 создан специально для них балет "Дама с камелиями"- потрясающее зрелище! Они понимали друг друга с полуслова. Их творческий союз был очень плодотворным. Далее "Дон Кихот", "Щелкунчик" и тд. У него были ещё свои увлечения. Он богател благодаря своему таланту в искусстве.Его многочисленные дома в разных странах - ранчо в США, Англии, Франции, Сен- Бартельми и два его острова в Средиземном море были набиты антиквариатом. Он любил роскошь и окружал себя этим. Собирал коллекции фарфора, скульптуры и живописи, изображения обнажённых мужских тел. Его огромная парижская квартира на набережной Вольтера была завешана нагими Аполлонами и эфебами. У всех свои коллекции, много говорящие о вкусах хозяев. Выступал во всём мире с огромным успехом, имел много денег на всю эту роскошную жизнь, ни в чём себе не отказывал. Он много нового внёс в балет. Стал выходить на сцену в одном трико. Придал большую значимость мужским партиям. Это были не просто поддержки балерин, как раньше считалось, а более значимые, солирующие выступления. У Нуреева были романы с легендарным солистом группы «Queen» Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном; и по слухам даже с незабываемым Жаном Маре. Но самой большой его любовью был танцор Эрик Брюн, звезда танца, огромного роста датчанин, танцевавший в «Жизели». Их роман длился до 1986 года, когда Брюн умер от СПИДа. Все остальные мальчики не в счёт. Он имел огромный успех в Гранд Опера и проработал там восемь лет хореографом.
На сцене Венской оперы Нуреев поставил «Лебединое озеро», вместе с верным другом- Марго они исполнили главные роли, соло принца было выше всех похвал - им устроили безумную овацию, занавес давали больше восьмидесяти раз!!! Работал много с Баланчиным в его стилистике, просто запоем, и ценил его как великого хореографа века. "Лунный Пьеро" Шомберга - один из любимых его балетов.   
    Он носил в себе болезнь десять лет, и никогда не верил в правдивость своего диагноза, что болен спидом, и верил, что победит его, так как был очень богат.  Считал — король вроде как бессмертен, неприкасаем. Но, увы... Новейшие дорогие лекарства не помогли, они убирали боль, но болезнь прогрессировала, не уходила. Не всё можно купить за деньги. Весной 1992 года началась её последняя стадия. Нурееву хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку «Ромео и Джульетты». И судьба дала ему такой шанс. На время Нурееву стало легче, ремиссия, и он поставил спектакль. А в 1989 году, уже очень больным он, наконец, выступил на сцене родного Кировского театра. Это был уже не тот Рудик... Сил было уже мало, и он не справлялся с ролью, но это всем было неважно, его любили и относились, как к Богу. Оставалось одиночество и безысходность. Жизнь в танце пролетела мгновенно и была очень сложной у него. Когда его спрашивали про Родину, где она- в России или в Париже? Он отвечал - "Моя Родина - это сцена". Последние недели жизни он провел в театральных ложах. Каждый вечер приходил смотреть балет. И даже накануне смерти пытался уйти из больницы на представление.
  Он умер тихо и без страданий" -как писали газеты, накануне православного Рождества, 6 января 1993 г. (54года). Нуреев похоронен на знаменитом русском кладбище Сен - Женевьев де Буа под Парижем, рядом с могилой великого кинорежиссёра Андрея Тарковского. Во время гражданской панихиды в здании Гранд-опера играли Баха, Чайковского, артисты читали на пяти языках Пушкина, Байрона, Гете, Рембо, Микеланджело- такова была его предсмертная воля. Панихиду устроили и по мусульманскому, и по православному обряду. Нуреев лежал в гробу в строгом чёрном костюме и в чалме, как выступал на сцене.
На панихиде присутствовал президент Франции.
Его могила покрыта красивым ковром, под которым вы представляете стоящий сундук с сокровищами,  выполненный из мозаики, где всегда лежат живые цветы. Много русских приходят сюда поклониться таланту... 
 Вспоминается, как великий М. Ростропович сидел на паперти собора Нотр - Дам и играл на своей виолончели в память о Тарковском в этот печальный день... 26 декабря 1986 г. Смотрю на Нотр - Дам с высоты Эйфелевой башни и вспоминаю это. Какая творческая семья! Отец и сын. Сколько прекрасных фильмов он создал!
И как украсили стихи отца Арсения Тарковского фильмы Андрея -
 "Иваново детство", "Андрей Рублёв",  "Зеркало", "Солярис", "Сталкер", "Ностальгия",  "Жертвоприношение".
"Стихи мои, птенцы, наследники, Душеприказчики, истцы,
Молчальники и собеседники, Смиренники и гордецы!" - так писал Арсений Тарковский- последний патриарх Серебряного века. А фильмы сына всегда включаются в список самых лучших фильмов планеты. Вспоминаю любимые строки из Арсения Тарковского о его первой любви в 16 лет к Марии Густавовне Фальц, которая была старше его на 9 лет, и в то время не представлялось возможным им быть вместе. Это была, в каком-то смысле, куртуазная любовь к замужней Даме, он посвящал ей стихи всю жизнь. Она была вдова, муж погиб в Первую мировую войну. Вскоре она покинула этот мир из - за туберкулёза. Он сохранил чувство, Образ Любви на всю жизнь, но трижды был женат. Оставил потомкам свои стихи- сокровища и воспоминания тех, кто его знал и любил. Его стихи о любви всегда были Эхом той первой, неосуществившейся любви к Марии, кому бы они ни были посвящены. Всегда считался красавцем и в молодости, и в старости, хотя потерял ногу на войне, многие женщины тайно были влюблены в него. Его глаза... их уже не забудешь. Ещё и чудесный юмор сопровождал его всю жизнь. «Он вообще был немного старомоден – целовал дамам ручки и не подавал руки подлецам»- это правило мне по душе. Так и хочется читать его стихи на высоте башни, сохраняя дух высоты слога и события.

"Свиданий наших каждое мгновенье
 Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
 Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
 Сквозь влажную сирень в свои владенья
 С той стороны зеркального стекла."
***
где завершающие строки:
  "Когда судьба по следу шла за нами,
   Как сумасшедший с бритвою в руке."
Я когда первый раз слышала эти стихи, у меня был шок, так они меня поразили, дыхание перехватывает.

Или-   "Жизнь,жизнь"
 
 "Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком."- просто гениально.

 Вспомнила о его нежных отношениях в старости с Анной Ахматовой. Она его очень ценила. Он для неё был недосягаемая вершина. Она у него часто спрашивала совета, отзыва. А как он стоял у могилы, когда её хоронили... Какое отчаяние в глазах! Его глаза- как бездна вселенского горя. Это невозможно забыть.
На памятнике Андрею Тарковскому сделана надпись «Человеку, который увидел ангела».  В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.
А сколько было планов на создание новых фильмов, сколько вообще у всех их, великих, было планов! Сколько великих русских бывало здесь!
 Вспоминаю как Пётр Вайль вёл свои замечательные экскурсии так вкусно и познавательно, что хотелось схватить чемодан и лететь за ним по любому маршруту. Теперь это в нашей памяти.
 Разглядывая панораму, замечаю чуть поодаль острые шпили самой красивой католической церкви Сент - Шапель... Святая Капелла, которая потрясает своим роскошным убранством. Она была построена для хранения христианских реликвий- Тернового Венца по заказу короля Людовика IX Святого. Он привёз Венок из Венеции в 1239 г, а туда он попал из Константинополя. Король потратил огромные деньги, заплатив гораздо более внушительную сумму за Венец, чем были затраты на постройку собора. Я много раз обходила этот собор вокруг, разглядывая его со всех сторон. Подруга улыбалась, глядя на меня и мой восторг. Собор двухэтажный. Колоссальные  витражные окна в два этажа, второй такой нет церкви в мире. Какие там мозаики, вся церковь в витражах и поэтому создаётся впечатление, что стен совсем нет, красота неописуемая! Реликвии хранились на втором этаже в абсиде, вместе с венцом там были частицы Креста Господня и другие  реликвии. Её строили три года, а стоит она уже восемь столетий. Это шедевр роскоши и  архитектуры. Для королевского семейства был устроен альков и ниши, и туда можно было попасть из дворца на второй этаж. Сводчатые потолки, шпиль высотой в 75 метров- делает её неповторимым ,чистейшим образцом, шедевром готики в архитектуре.
 С Эйфелевой башни вид роскошный, так что спасибо ей, она помогает видеть эту красоту. Мы поднялись выше на следующую площадку лестницы. Подруга указала мне место, где находится Латинский квартал. Я сразу вспомнила посещение там музея мадам Тюссо. Я ещё раз ощутила, как люблю Париж!         
   Я с детства мечтала попасть именно туда, так как романтизм живший во мне, не без участия французской литературы и искусства- давал о себе знать. Каждый раз я открывала  для себя совершенно неизвестный мне город. В эту поездку я открыла для себя музей мадам Тюссо, музей Гревен, второй по значимости музей восковых фигур после Лондона.
   Этих музеев сейчас полно во всём мире, начиная от Лондона, где была впервые устроена стационарная выставка в 1835 году на Бейкер стрит, и кончая Копенгагеном, Амстердамом, Лас- Вегасом, Сиднеем и Пекином. 
    Пятьсот миллионов человек только в Лондоне посетили этот музей! По пятнадцать миллионов в год! Это музей, в который идёт бесконечная очередь в любую погоду.
  В холле этого музея вас встретит его хозяйка - Мари Гросхольц - Тюссо.
Конечно, не совсем она, но реализм без берегов! Она за девять лет до своей смерти сделала свой портрет - шедевр! Маленькая старушка в черном платье с накидкой, лицо с большим носом, не отличающееся красотой, и никаких себе реверансов и комплиментов,- только реалия! Каким же нужно быть самодостаточным человеком, чтобы изобразить себя настолько правдоподобно! Без малейшего намека на лесть... Но начинала Мари Гросхольц в Париже свою деятельность,( это её фамилия по отцу, который всё пропил и бросил её мать. Видимо, фамильная профессия всех мужчин его рода - палача, делала своё дело )   Перевез её, и её мать из Страсбурга любовник матери Филипп Кюртюс... - человек, сделавший её от начала и до конца. Сначала она была экономкой, а потом стала  его женой. Он стал для девочки прекрасным отцом. Он обучал девочку и воспитал её как свою дочь. Главное,- он  подарил ей профессию на всю жизнь. Себя он называл анатомистом – то есть обладал знаниями в области анатомии -строении тела, и занимался  лепкой и  моделированием лица. Он делал бюсты из воска- это было очень популярно и недорого, что могли себе позволить многие в то время. Тем более, что многие хотели иметь своё изображение. Мари он учил делать фрукты и цветы из воска, учил рисовать, лепить, шить и проводил бесценные уроки моделирования. Она была усердной и благодарной ученицей.
    Филипп был человеком образованным, воспитанным и  интересным собеседником.
В 1777г. он обратился к своему кумиру - Вольтеру с просьбой позировать ему, и тот на счастье- согласился. На уроке  моделирования присутствовала и Мари, которая проявила ум, и живой интерес к Вольтеру. Через два месяца он умер. Это была огромная потеря для мыслящего человечества. Кюртюс и его семья стали единственными обладателями слепка великого мыслителя сделанного из воска.
Филипп снял галерею, сделал копию со слепка и выставил на показ всем желающим
 в галерее. К ним шли толпы народа, стояли часами, чтобы взглянуть на своего любимца. Никто не верил, что его уже нет! Это надо было видеть!
Вольтера все любили, гордились его умом, как своим, и хотели видеть его всегда рядом, быть причастным к великому мыслителю -энциклопедисту.
Кюртюс понял, что это их звездный час и его нельзя упускать. История сделала им подарок!
Через некоторое время не стало Бенжамина Франклина, затем Мирабо. Все живущие знатные и знаменитые люди теперь с удовольствием делали свои портреты для истории. Мы все не бессмертны! Робеспьер и другие герои Великой Французской Революции, желали себя увековечить, понимая свою для истории значимость.  История предлагала свои варианты, и ими нужно было воспользоваться.
Потом произошло убийство Марата,- лидера якобинцев. К Филиппу пришли из судебных органов, чтобы он сделал слепок головы Шарлотты Корде, убийцы Марата, а он понял, что это будет хорошо смотреться сценой, и сделал ещё слепок с головы и тела Марата. Была создана" камера ужаса"- все кровавые сцены, гильотины, пытки, слепки со всех обезглавленных - всё в этом отделе в изобилии, но это ещё и память, и история, хотя и кровавая. Постоянно велась огромная работа по моделированию, декорированию и искусству композиции в музее. Я думаю, что благодаря этим слепкам, единственным в мире, и результатам моделирования - мы можем наслаждаться и скульптурой Гудона – его мудрым Вольтером в кресле, и живописным полотнами Жака Луи Давида (несколько вариантов сделано) «Смерть Марата». Хотя Давид знал Марата и был у него накануне убийства, и даже был распорядителем на его похоронах. Да и дальнейшие изображения Наполеона, и многих других великих были сделаны позднее благодаря, или опираясь на работы Филиппа Кюртюса. Вскоре Филипп Кюртюс умер. Мари возглавила его дело и продолжала трудиться, ведь он её всему обучил к этому времени, а она всегда была прилежной ученицей. Она вышла замуж за Франсуа Тюссо. Это был не очень счастливый брак. Кроме фамилии, она не получила от него ничего. Родила двух сыновей и продолжала работать и налаживать связи. Она вывозила теперь свои выставки в разные страны, где они пользовались большим успехом.
Она сделала Наполеона и Жозефину, именно по настоянию Жозефины, с которой она была дружна. Муж Мари вскоре всё проиграл и пропил, полностью её разорил. С мужьями не везло. Несчастья преследовали её: сгорела большая часть её экспозиции при пожаре, часть утонула на одном судне, которое перевозило выставку из одной страны в другую. Она еле выживала… Муж пустился в бега. Она стала строить свою жизнь одна, не дожидаясь помощи ни от кого. Восстанавливала коллекцию и всего добивалась сама в этой жизни. С двумя детьми уехала от него в Британию, и начала своё дело с самого начала. Англичане, влюбленные в свою историю, оценили её труд по заслугам.
Она дала им возможность заглядывать в прошлое, помнить настоящее, и обеспечивала бессмертие в будущем очень многим знаменитым людям. Заказы поступали один за другим. Мари снимала посмертные маски со всех знаменитых современников, и накопила огромный  архив для работы. Это был бесценный вариант её коллекции. Два сына помогали матери и продолжили её дело. Затем присоединились и внуки. Знаменитые люди всегда были и будут гордостью каждого народа, и благодаря ей они были сохранены для истории. Она пользовалась огромным уважением у всех без исключения. Ей удалось сделать бюсты Вальтера Скотта, лорда Байрона, современных поэтов, музыкантов, композиторов, военных деятелей. Запоминается портрет Адмирала Горацио Нельсона- который был без правой руки и одного глаза.  Некоторые писали, что и одной ноги у него не было, но это не так. Руку он потерял в битве на Канарах, а глаз тоже был поврежден, но что - то видел ещё. Под Трафальгаром он был смертельно ранен французским снайпером, а когда умер, то тело его доставили на родину в бочке с бренди. В центре Лондона установлен ему прекрасный памятник. Англичане гордятся всеми своими памятниками и никогда не разрушают их, а наоборот, не просто гордятся ими, но и ухаживают, сохраняют - ведь это и их история. История есть история, её нельзя переделывать и переписывать несколько раз, это уже будет ложь, а не история. Королева Виктория обратила внимание на труд Мари и, с её легкой руки, они стали моделировать принцев и принцесс, всех -  испанских, английских и прочих королей и королев, обслуживая всю Европу. Это была особая сказка. Мари дружила с царственными особами, делала бюсты Елизаветы бабушки, которая прожила длинную жизнь, и "пила "с Мари чай в "файф о клок"  Королева  в сто четыре года ушла из жизни, но осталась навеки в музее восковых фигур на Бейкер стрит. Даже когда Мари не стало и её дело продолжали дети, внуки, правнуки - всё равно все говорили, что это сделала Мадам Тюссо, дорогая Мари... Таким образом, она тоже обрела бессмертие. История была источником вдохновения для Мари и её сыновей. Ее ценили и приглашали ко всем знаменитостям. Все хотели оставить память о себе, и делали у Мари заказ на своё изображение. У неё появилось много знаменитых друзей и знакомых, которых мы можем встретить в её музеях по всему свету. Это и Мерлин Монро, и знаменитая группа «Битлз», Элвис Пресли, мировые ученые, космонавт - Юрий Гагарин, Эйнштейн, все кинозвезды и киногерои, певцы и предприниматели, великие полководцы, любимые актрисы и актёры, музыканты, певцы, художники -Чарли Чаплин, Майкл Джексон, Джоли, Пирс, Пабло Пикассо,  Сальвадор Дали, импрессионисты, Софи Лорен, Джеймс Бонд, Джулия Робертс, Паваротти, Каррерас, Билл Гейтс, Луи де Фюнес, Мадонна, Ростропович, Хемингуэй, Нострадамус, Жанна Д'Арк, и многие другие знаменитые люди планеты, как прошлого, так и настоящего.  Главы разных правительств тоже стали украшением музея: Фидель Кастро, Мао,  Гитлер, Черчилль, Помпиду, Клинтон, Сталин, Ленин, Брежнев, Путин и многие другие известные исторические личности поселились в музеях мадам Тюссо. Глядя на все экспонаты музея я вспоминала про каждый что-то интересное :то анекдоты про Брежнева, то Хрущёва со сценой его ботинка, то глубокие философские высказывания Черчилля, то цитатники Мао - у меня был один такой, кто-то мне дарил. Фиделя и его остров любви с сахарным тростником, Гитлера, и даже в связи с ним, работы Климта, которые он не дал уничтожить, самому нравились, но он их оставлял в запасниках, так как на них было слишком много изображений еврейских женщин, хотя и самых богатых.  Было сделано пятьдесят три тысячи моделей ! Она работала всю жизнь не покладая рук, до последнего дня своей жизни. А умерла в девяносто лет, оставив после себя шлейф музеев мадам Тюссо, уникальные музеи восковых фигур по всему миру. Я посетила такой музей в Париже, а потом и в других странах.  Это был небольшой музей с акцентом на французскую историю. Он был открыт пятого июня в тысяча восемьсот восемьдесят втором году. Удивительная достоверность экспонатов! Сцены с Наполеоном. Они просто меня потрясли! Наполеон на острове Эльба - в его облике сквозит обреченность, одиночество! Настроение передано великолепно. Свет так падает изысканно, полутона, всё на высоком уровне. Наполеон на острове святой Елены, - больной, бесконечно одинокий, умирающий и такой великий. Император. Человек с такой великой судьбой! Великий... и такой беспомощный перед смертью, смерть уравнивает всех. Так и запомнится он таким надолго многим посетителям музея. Очень правдоподобный, хорошо сделан до мельчайших подробностей. Кажется, что живой... и вот - вот заговорит. Герои Французской революции  - молодые, горячие сердца! Все в новых идеях, окрылённые верой в новую жизнь,- это витает над ними.
Робеспьер и его окружение полны огня и страсти! Но, сколько голов полетело в ту революцию. Убийство Марата Шарлоттой Корде в ванной  - всё  продумано до мелочей. Сцена страшная - горло перехватывает. Да, все революции похожи одна  на другую, кровавая драматургия событий, но завораживает, до мурашек!
Залы музея в полумраке.  Много разных ходов, комнат и коридоров. На входе портрет с обращением, что разыскивается важный преступник! Его выразительное  Фото... Приглядываюсь. Лицо сразу запоминается, но, идёшь дальше, и об этом забываешь. Переходишь из одного небольшого зала в другой. Вот ряд деятелей культуры - кинозвезды! Грудь Софи Лорен вздымается, она дышит! Это удивительно! Живая улыбка и дыхание! У Элизабет Тейлор не менее прекрасная грудь, и тоже восхитительно колышется, она дышит. Смотрю, и нет никакого сомнения, что сейчас она заговорит со мной! Её знаменитые фиалковые глаза! Какой в них свет и цвет! Лица все живые, хочется дотронуться, так как уже себе не веришь! Совершенно потрясло меня изображение Элизабет Тейлор. Вспомнился эпизод, который произошёл в Лос - Анджелесе в 1999 году, где Денис Мацуев, наш известный пианист должен был выступать с концертами. Он это мне рассказал сам. Когда он находился ещё за сценой, в гримерной, раздались бурные продолжительные аплодисменты, восторженные возгласы, словно кто - то уже выступил на сцене. Такие аплодисменты обычно собирают после выступлений. Он удивился, вроде ещё не выступал, а уже такие овации! Это был сольный концерт и другого солиста не было. Надо же! Как- то чудно это. И никто в программе не был объявлен перед ним. Объяснить себе он это не смог. Все затихло, он остался в неведении о произошедшем. Ведущий объявил Дениса. Он вышел на сцену, выступил замечательно, как всегда, и с большим успехом. К нему кинулась толпа зрителей с цветами под бурные аплодисменты. Он принимал поздравления. Вдруг толпа мгновенно расступилась, прошёл какой - то гул, и он увидел движущийся огромный букет, и что - то пронзительно бирюзово - фиалковое  прорезывало пространство, …цепляло… Когда букет приблизился, то он разглядел перед собой великую актрису Элизабет Тейлор с её знаменитыми бирюзово - фиалковыми глазами. Такого цвета глаз он никогда раньше не встречал. Она протянула ему букет и поздравила с успехом. Позднее она зашла к нему в гримерную за сцену и пригласила на ужин. Он созерцал перед собой икону! Великую актрису! Конечно, он принял приглашение. Они много беседовали о симфонической музыке, о композиторах, которых они любят - о Рахманинове, Прокофьеве и выдающихся  музыкантах. Она была большая поклонница классической музыки. Так они подружились, и сохраняли дружбу до конца её жизни. Она всегда приходила на его концерты, когда он приезжал в Калифорнию.
-     Извините, я отобрала у вас немного аплодисментов,- сказала она на прощание. Оказывается, аплодисменты перед концертом адресовались ей, когда она вошла в зал,– весь зал встал, и так приветствовал её продолжительными бурными овациями и восторженными криками. Вот она,– настоящая Слава!
-   Я бы и сам, тоже, с удовольствием поделился с вами !- сказал Денис.
Это произошло на Рождество, и он считал всегда, что судьба сделала ему бесценный, незабываемый подарок - встречу с прекрасной, великой актрисой Элизабет Тейлор. А вторая история с ним произошла в Париже, который он тоже покорил...
Он исполнял первый концерт Чайковского П.И. На концерте присутствовал весь высший свет. Он играл вдохновенно… Нужно знать ещё и энергетику Дениса, его темперамент! Это мощная река, влекущая за собой всё... Всё шло прекрасно.
Вдруг, где - то во второй части концерта почувствовал, что рояль немного пошатывает от ударов  его пальцев по клавишам... Там много сильных пассажей.
Он понял, что что - то не так, но продолжал играть. Стали раздаваться поскрипывания, и небольшой треск... Поняв, что у рояля подламываются ножки, а нужно во чтобы - то ни стало доиграть, Денис, не останавливаясь, продолжал играть. И вот, выдавая уже последние аккорды, а сила на них нужна была приличная, он так рассчитал, что ставя последнюю точку в концерте, и понимая, что сейчас рояль рухнет, так как ножка рояля, практически, подломилась, ударил последний аккорд, и, взвился в воздух от рояля, сделав подобие сальто в воздухе, чтобы рояль не упал ему на ноги. Ножка треснула, и рояль с грохотом упал на пол. Все зрители решили, что это так было запланировано заранее. Публика было в диком восторге. Аплодисменты долго не прекращались. Это было очень эффектно! Замечательная игра и такой трюк в конце!– не каждый день такое увидишь! Денис очень спортивный молодой человек, любитель футбола, всегда находится в хорошей спортивной форме. Она его и спасла! Он сумел вовремя отскочить от рояля, и все благополучно завершилось.
После концерта к нему подходила респектабельная восторженная публика, чтобы благодарить за доставленное удовольствие: баронессы, усыпанные бриллиантами и мехами, чопорные подтянутые  лорды, вальяжные князья- всё такое рафинированное «ретро». Подошла дрожащей походкой одна очень пожилая дама лет восьмидесяти с «хвостиком» со страусиным веером, которую поддерживал моложавый мужчина под руку, явно из аристократии. Усыпанная бриллиантами и мехами, эдакая «Пиковая дама». Видно в молодости, она была хороша собой, и произнесла четко с явным сожалением:
- Ах! Как жаль, молодой человек, что я не так молода!
- Как бы я хотела быть вашим роялем! Ах! Как жаль! Как жаль.… И кокетливо протянула руку для поцелуя
- Все газеты на следующее утро возвестили миру, что на сцене театра был вчера так удачно поставлен и разыгран Денисом Мацуевым во время исполнения концерна Чайковского трюк с подпиленными ножками у рояля… Публика просто ликовала!
- Никто не верил, что заранее этот трюк не был подготовлен,…так все блестяще свершилось. Переубедить не удавалось. Но ведь это Париж...   
  А мы продолжаем рассматривать экспонаты музея... Все слишком безукоризненно сделано. Приглядываешься, обходишь со всех сторон.
   "Не может этого быть! Поры на лице и ресницы, волосы, улыбка- всё натурально..." Вижу следы чьих -то ногтей - тоже не верили  и проверили...
Со всеми экспонатами можно сделать фото-  Я и ВЕЛИКИЙ Эйнштейн(к примеру).
Всё в полутьме, только отлично подсвечены лица, акцент сделан правильно, и я не вижу, куда дальше двигаться.  На скамейке в зале сидит, читает газетку смотритель зала, я решила подойти и спросить -   А как пройти дальше? Куда направить свои стопы? Подхожу, спрашиваю - никакой реакции, я тронула за рукав, и вновь повторила вопрос - реакция нулевая,- может у меня плохой прононс? Смотритель продолжает увлеченно читать. Может, смотрители какие- нибудь глухие, подрабатывают на старость лет - думаю я. Но, тут я поняла, что смотритель тоже из воска, а я с ним на скамейке ведь рядом сидела до этого, как с живым  минут пять, и ничего не заметила. Ну и дела! Вот и наш Хрущев здесь, Брежнев в своём "иконостасе" из орденов и звёзд! Внушительно смотрится! Вот и мы  попали в историю. Много залов. Огромное разнообразие различных героев как прошлого, так и современного мира. Сворачиваю за угол  и, о ужас! Я вижу знакомое лицо! Мгновенно понимаю, что это тот, кого разыскивают в том объявлении! Бежать!? Нет! Сообщить! Я шарахнулась, огляделась и направилась к мужчине, который очень внимательно разглядывал Жоржа Помпиду в зале. Я обратилась к нему, но он не реагировал на мои слова…  Боже! Это тоже был муляж! А так правдоподобно разглядывал! Так меня разыграли дважды. Провела меня мадам Тюссо. Затем было представление в круглом зале, вселенское шоу под названием - Дворец Миражей. Создан он был в тысяча девятисотом году. Ты - как в коробочке находишься, кругом зеркала, система двигающихся зеркал, сверху тоже, мы все стоим в этой коробочке. Гаснет свет, и тут начинается нечто. Зеркала увеличивают пространство. Вдруг, ты видишь уходящие в бесконечность дороги, то возникает потрясающий индийский храм. Кругом бегают манки(обезьянки), но самый писк- это дикие джунгли со всем многообразием своих обитателей! И это не для слабонервных!
Вдруг арабская сказка.  вязь зданий, минареты, природа и бабочки, как живые. Вот страшно становится, когда на тебя с потолка спускаются змеи, вокруг тебя огромные змеи вьются, того гляди тобой закусят или сдавят тебя. Так страшно, так как ощущаешь эффект настоящих рептилий, всё шипит и движется  - кобры, гюрзы, питоны и ты в беспомощном положении! Нет выхода! Ты в коробочке из которой нет выхода! Начинается страшный крик, все поворачиваются, увертываются от рептилий, а там ещё страшнее сюжет:  кто- то к тебе тянет загребущие руки, и змеи готовы проглотить тебя со всеми потрохами.
Звуковой эффект и ор усиливается! Боже! Какой это был крик! Сердце выскакивало из груди. Я думала, что будет разрыв сердца! Тут ещё всё происходило с припущенным небольшим туманом и звуками Ада. Мама дорогая! Преисподня! Не иначе.
Когда все это закончилось, у всех был шок. Всех трясло. Такого мы не ожидали.
Некоторые побежали в туалет. И мы долго их ждали. Кто - то глотал таблетки. Вот так я познакомилась с музеем мадам Тюссо в Париже. Такое мы видели все впервые. 
 Мадам Тюссо... Это была удивительная женщина. Ей удалось возвысить смерть до уровня Истории искусства и шоу, и сохранить память о многих выдающихся личностях до наших дней. Ну, а шоу? Припугнули немного, чтобы жизнь не казалась сказкой, или, может, хотели сказать "мементо мори" - помни о смерти?  Такое не забудешь! Так я вспомнила ещё одну ступеньку лестницы жизни. О себе она надиктовала книгу, где приукрасила свою жизнь, добавила больше теплоты и близости в свои отношения с великими людьми, чем было на самом деле. Это понятно... Каждому хотелось бы оставить о себе прекрасные воспоминания и предстать перед читателями в лучшем виде.
И ещё башня -это самое посещаемое, публичное место, было, есть и будет, где можно было общаться, встретить здесь весь Париж, сидя в ресторанчиках с друзьями за бокалом вина, обсудить новости и дальнейшие маршруты, потому что все стремились сюда. Я там тоже обедала и осталась очень довольна. Любовалась Парижем.
    По этой крутой лестнице Эйфелевой башни поднимались все, как великие, так и простые смертные, кто жил или приезжал в этот город, как турист. И в этом я не ошибусь. Во время Второй мировой войны Гитлер хотел подняться на смотровую площадку Эйфелевой башни, чтобы увидеть панораму оккупированного Парижа, но не смог, все тросы у лифта вышли из строя, их кто- то подрезал. Подниматься пешком, как русские туристы, он не мог.
Двигаясь по лестнице, вы можете услышать голос Эдит Пиаф, "воробышка", летящий, всегда узнаваемый  и такой единственный в мире, с удивительной вибрато в голосе. Она прожила всего 47 лет! Родилась в артистической семье- отец акробат, мать неудавшаяся актриса, ей стало не до дочери, когда муж ушёл на фронт. Она подкинула ребёнка своим родителям, которые пили и ей в соску тоже наливали спиртное. Когда отец вернулся, то забрал дочку к своей матери. Воспитывала Эдит бабушка. Девочка была абсолютно слепой в три года от катаракты, лечение не помогло, пока не отвезли её к святой Терезе и она прозрела. Отец с ней выступали на улицах Парижа, зарабатывая на жизнь. Она пела, он делал акробатические этюды. В 14 лет начала самостоятельную жизнь с молочной лавки, но вскоре вернулась к пению. Она нравилась публике.На улице к ней подошёл владелец кабаре "Жернис" и предложил ей работу. Это был Луи Лепле.
Часто с ней можно было услышать Ив Монтана с его приятным тембром голоса, её партнёра, как и Луиса Дюпона - её первого мужа. Карьера взлетела вверх, но случилось несчастье - был застрелен Лепле, всех подозревали и её тоже. Благодаря сотрудничеству с Реймоном Ассо она стала выступать в самых престижных залах Парижа  и в "АВС".
Мужчин в её жизни было много. Она влюблялась и быстро расставалась с любимыми. Она очень переживала смерть только одного возлюбленного, у неё развивалась депрессия, стала пить. На фоне этого обострились все болезни. Она любила своего боксёра Марселя Сердана, он погиб в авиакатастрофе. Вскоре и с ней произошло несчастье,- катастрофа, от которой она с трудом приходила в себя. Очень болели суставы, сильнейший артрит и рак. Она принимает наркотические средства, чтобы заглушить боль, так как боль невыносимо переносить и уже не живёт без наркотиков. Незадолго до смерти она влюбилась в парикмахера и вышла за него замуж, ему было 27 лет, но она даже успела его вывести на сцену. На Пер -Лашез они лежат все в одной могиле, а почти напротив - могила красавца Амадео Модильяни - моего любимого художника, приятное соседство. 
  Вспомнился Дмитрий Сергеевич Мережковский, гениальный артист.... внешне напоминающий библейского пророка или жреца с горящими, как угольки глазами. Это его коронная роль, - писатель, дивный поэт, блистательный переводчик, литературный критик, историк, философ, выдающийся эссеист, он основал новый жанр исторического романа. О! Как он их писал! Это был его"конёк".  Мечтал о создании новой религии.  Его несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию. Была в его биографии одна неприятная деталь- он  1930-е годы будет открыто симпатизировать Муссолини и Гитлеру... Он ездил к Муссолини на поклон и получил аванс под биографию Данте. А я вспоминаю в этой ситуации великого итальянского поэта, второго Данте, так его называли,- Д.Аннунцио, тоже обласканного той властью. Мне очень близки   мысли Мережковского о Достоевском. Такое попадание в природу его творчества. Порой у него встречаешь тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе.
 " Пока читаешь книгу Достоевского, нельзя жить отдельною жизнью от главных действующих лиц рассказа: как будто исчезает граница между вымыслом и действительностью. Это больше, чем сочувствие герою, это слияние с ним.      
Гармония, красота, наслаждение поэзией – все это может пройти, исчезнуть из памяти, забыться со временем, но преступный опыт души никогда не забывается." Он раскрыл этот механизм  в творчестве Достоевского. Достоевский оставляет в сердце такие же неизгладимые следы, как страдание.
 " Через страдание- радость"- так утверждал Достоевский.
        Жена Мережковского - Зинаида Гиппиус, Мадонна декаданса( Под псевдонимом  Антон Крайний) -  снискала славу необыкновенной, демонической женщины -"сатанесса", как её называли. Да и сама о себе она откровенно писала: «И я такая добрая... как ласковая кобра я...». Троцкий называл её ведьмой (может, от слова "ведать",т. е. знать?) и когда её хоронили, то провожающие стучали палками по её гробу, боясь, что она ведьма. Но справедливости ради хочется вспомнить и тех, кто приходил в их дом в Петрограде, в знаменитый "Дом Мурузи", то вспоминали тёплые минуты.  В этом легендарном доме столько в разное время жило выдающихся личностей , что на каждый квадратный метр приходилось по несколько знаменитостей или гениев, их сложно  всех перечислить. И у многих гостей были иные воспоминания. Как они с мужем любили  А. Блока! А как Бунин трогательно к ней относился.
   Кто там только не жил и гостил! Иосиф Бродский, живший тоже в коммунальных дебрях "дома Мурузи" в "полутора комнатах" вспоминая всех жильцов, их индивидуальность и непохожесть, сравнивая то время и нынешнее, писал: "Да, сходства нет меж нынешним и тем" и ещё более щемящее признание-
" Ничем уж их нельзя соединить:
 чертой лица, характером, надломом.
 Но между ними существует нить,
 обычно именуемая домом."   
 В 2015 году, 24 мая в день рождения Бродского, его бывшая квартира стала "музеем одного дня" ко дню 75-летия поэта! Этого я ещё нигде в мире не встречала.
  А о Гиппиус говорили, что Бог удостоил её «ручной выделки», выпуская остальных людей "пачками" и "сериями". Настолько она во всём была индивидуальна и неповторима, но человеческая зависть... яд! Конечно она любила эпатировать публику своим поведением и откровенными нарядами, иногда нелепыми или вызывающими, как и Ида Рубинштейн, желая ни под кого не прогибаться, оставаться сама собой. Она была прекрасный поэт, драматург, критик. Написала интересные книги "Живые лица"- произведение о своих современниках- А.Блоке, В. Брюсове, К. Бальмонте и т.д.  Её книги - "Зеркало", "Сумерки духа" "Алый меч"- названия говорят сами за себя о том, что волнует писателя, поэта, критика... классика русского символизма. Её возвели в ранг "старшего символиста" ещё при жизни. Влияние её на литературу Серебряного века очевидно. Её наследие - 5 романов, 6 книг рассказов и повестей, 6  сборников стихов. Она написала романы откровения  "Чертова кукла" (1911) - о мертвенности души современного человека, затем -  "Роман - царевич" (1912), где она раздумывает о проблемах революционно-религиозного движения; и, наконец, совсем не известный роман - "Чужая любовь" (1929), затерянный на страницах эмигрантской периодики и с тех пор не переиздававшийся, - о душевном одиночестве русских людей в эмиграции- проблема номер один! И о духовных исканиях на рубеже веков, считала , что без «революции духа» социальное преображение невозможно. Этот вопрос её очень интересовал и волновал, как и многих исследователей. Революцию не приняла.
 Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение. Обосновавшись в Париже, где у них ещё с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, Александром Куприным , Иваном Буниным- первым Нобелевским лауреатом, провёл в Париже плодотворно 33 года с 1922 г. и выпустил 10 книг. Бежали из Одессы с женой в Константинополь, а оттуда уже попали в Париж. Изгнание обострило чувство Родины и успехи в творчестве давали результаты. Пресса писала "о русском таланте, кровоточащем, неровном, но мужественном и правдивом".  Всем нравились его рассказы, его печатали, эмиграция зачитывались им взахлёб... и полюбила. На родине его ничего не держало, родителей не было, брат при смерти, друзья ещё раньше расстались с ним. Ромен Роллан первый выдвинул его на Нобелевскую премию. "Зелёная лампа" срабатывала всегда. Он трепетно относился к Зинаиде Гиппиус, когда её не стало,(1945г) он стоял у её гроба не отходя, хотя всегда и везде избегал посещать подобные  мероприятия, так как очень боялся смерти. Его тоже похоронят на этом кладбище позднее(1953г 8 ноября).
 О Зинаиде ходило много слухов, а как иначе? Она не вписывалась в обыденность, сохраняя свою индивидуальность. Главное в ней было - это дух противоречия, как в молодости, так и в старости. Она всегда в любой беседе произносила любимую фразу  : «Я не согласна!», даже когда ей говорили комплимент. Всегда находятся люди  распускающие разные слухи и сплетни о её бесконечных любовных похождениях, поклонниках, любовниках и мужском бессилии Мережковского. Им было всё равно, что говорили люди. Только они знали, как они сильно любили друг друга. Они были единомышленники, один был продолжением другого, - это знали тоже все. Дух - это главное, а тело не в счёт. После его смерти в(1941 г) она мечтала скорее соединиться с ним. Заболела и ушла вслед за ним через четыре года в 1945 г. Они похоронены на русском кладбище в одной могиле, там, где рядом лежат Нуриев и Тарковский. Её табличка даже не привинчена, она просто прислонена к его памятнику.
  М. Бахтин писал о Мережковском, что "Всегдашний путь Мережковского: прорости корнями из настоящего через настоящее — в былое. Все его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; теперь — Эгейская культура, и далее — Египет, Вавилон. Для него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посвящений». Это очень и мне близко. Его книги необыкновенно интересны.

 
( продолжение следует)