От зоопсихологии - к психологии

Гульмира Жамантикова
Выдающийся австрийский зоопсихолог, зоолог Конрад Лоренц, основоположник этологии – науки о поведении животных, нобелевский лауреат по физиологии и медицине, был уверен, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Истоки агрессии находятся внутри самого индивида.

Даже если убрать все внешние раздражители, то агрессия все равно будет накапливаться и рано или поздно будет выплеснута по поводу или без повода. Подтверждением этому является так называемое экспедиционное бешенство, возникающее в небольших изолированных группах людей, в которых доходит до убийств по самому ничтожному поводу. Или же такое явление как переадресация агрессии, когда она выплескивается не на сам раздражитель, а переадресуется на более слабых особей или неодушевленные предметы.

Надо отметить, что Конрад Лоренц был некоторое время приверженцем нацистской идеологии. При вступлении в национал-социалистическую партию он написал в заявлении: «Как немецкомыслящий и естествоиспытатель я, разумеется, всегда был национал-социалистом». Но уже в 1947 году, после советского плена, он отрекся от своих нацистских убеждений.

Анализируя его книги, можно понять и главную ошибку нацисткой идеологии, отделить в ней здравое зерно от заблуждений.

В своей книге «Агрессия» Лоренц пишет:

«Если незначительное, само по себе случайное, наследственное изменение делает какой-либо орган хоть немного лучше и эффективнее, то носитель этого признака и его потомки составляют своим не столь одаренным сородичам такую конкуренцию, которой те выдержать не могут. Раньше или позже они исчезают с лица Земли. Этот вездесущий процесс называется естественным отбором. Отбор — это один из двух великих конструкторов эволюции; второй из них — предоставляющий материал для отбора — это изменчивость, или мутация…»

В понимании ученого движущей силой эволюции является конкуренция, борьба за выживание. И именно это утверждение приводит ко всем дальнейшим ошибкам в рассуждениях, порождая нацистскую идеологию.

А ведь безусловно талантливый ученый был очень близок к пониманию целостного, системного характера эволюции. Его понимание агрессии как ВНУТРЕННЕЙ причины аномального поведения должно было подвести его к мысли, что эволюция – это, прежде всего, совершенствование системы в целом, а не отдельных его организмов и видов.

С точки зрения системного подхода, агрессия – это невыраженная любовь.

И вот здесь проходит граница между зоопсихологией и психологией.

С точки зрения зоопсихологии, любовь – это инстинкт продолжения рода. Животное вряд ли отдает себе отчет в том, зачем ему необходимо размножаться, он просто следует своему инстинкту. Поэтому агрессия животных непосредственно связана с его сексуальным поведением.

Но в самом широком смысле любовь – это всякое действие, направленное на гармонизацию системы, на её развитие и совершенствование. Она может находить своё выражение в творчестве, в совместном труде, в общении, в самосовершенствовании, в познании и т.д.

Когда человек совершает действия, направленные на совершенствование системы в целом, он совершенствуется и сам, и это ощущается им как проявление любви. При этом он чувствует рост сознания, своё личное развитие, от которого он получает нравственное и эмоциональное удовлетворение.

Если же у человека нет возможности проявлять любовь или он не умеет этого делать, в нём накапливается внутренняя избыточная энергия, которая направляется либо на сексуальное удовлетворение, либо выплескивается на более слабых особей, на окружающее пространство.

Таким образом, агрессия – это не управляемая сознанием энергия.

Сексуальная энергия – это уже более упорядоченная энергия, направленная на эволюцию системы.

И наконец, высшая степень развития – это полностью осознанное, контролируемое развитие системы в целом, включая все её подсистемы. Эта осознанность и является отличительным признаком человека.