С-Петербург древний Рим 13 Саллюстиевы сады

Римма Соловьёва
Изложенное в тексте является попыткой автора доказать читателю, что немалая часть "античных" авторов проживала в Петербурге и использовала в описаниях уже существующие архитектурные или географические объекты, что ставит под сомнение древность античных источников.

 Есть в Спб архитектурное сооружение совершенно не свойственное городу с его канонами, традициями и пристрастиями, которое знают далеко не все жители города. Это стена, часть ансамбля храма Феодоровской иконы божьей матери. Храм был построен к 300-летию дома Романовых на пересечении Полтавской и Миргородской улиц. Этот уголок города напоминает Ростов, Суздаль или Москву.

Стена сложена из красного кирпича с арками, башенками и зубцами, напоминающими Московский кремль, за что и получила в народе название кремлёвской. Как говорят, архитектор Кричинский С.С. хотел воссоздать в Питере кусочек Москвы с храмом в стиле старинных ростовских соборов в окружении комплекса похожих зданий. Весь ансамбль должен был символизировать единение русских земель под властью дома Романовых. Всё так, но, как мы уже не раз убеждались, память о каком - то значимом месте или событии стараются сохранить, придав ему другой смысл. Просто нам нужно быть внимательнее.

Недалеко от Феодоровского собора в направлении Александро - Невской лавры начинается территория городской инфекционной больницы имени Боткина, знаменитыми боткинскими бараками. Она начинается от перекрёстка улиц Миргородской и Кременчугской. И вот на этом углу стоят старые, обветшалые каменные ворота. Стоят, видимо, со дня основания больницы, а она открыта в 1882г. Ими не пользуются, они закрыты, но есть в них одна очень интересная деталь - это основание, на котором они стоят. Не фундамент, просто крепчайшее основание из известняка, похожего на тот, из которого сделаны колонны Казанского собора и много ещё чего в нашем городе. Большая часть находится глубоко в земле, что и понятно. Старую стену легче закопать, чем разобрать. Вот и закопали.

Каменное снование  - это сохранившаяся часть Коллинских ворот в Сервиллиевой крепостной стене, читателям она уже известна. Лиговский мост над Обводным каналом был местом, где стена, одновременно являясь и акведуком, переходила на другую сторону Обводного канала и шла вдоль него до Коллинских ворот, далее уходя вдоль Невы в сторону Смольного. Но Обводный канал был выкопан позднее события, о котором я хочу рассказать. Территория Александро - Невской лавры  была вне городских стен. От Коллинских ворот на территории боткинской больницы чётко просматриваются границы и направление дороги, ведущей к Обводному каналу.

У этих ворот было сражение, которое и упоминается античными историками, как сражение у Коллинских ворот. Понтий Телезин - смертельный враг Рима привёл десятки тысяч самнитов к Вечному городу. Веками тянулась кровавая вражда между Римом и Самнием и всегда последний терпел поражение. Их целью было не просто захватить Рим, но и разрушить до основания ненавистный город. "Никогда не уничтожить волков - расхитителей свободы, пока не срублен лес, в котором они обитают."- сказал Телезин накануне битвы.

Не дойдя мили до Коллинских ворот, Телезин с войском встал лагерем. Прошла ночь, а утром началась битва. "Погибло множество граждан, вышедших посмотреть на битву и не успевших укрыться."
Вот так, кому война, а кому зрелище! Ничто в мире не меняется. Войско самнитов было полностью уничтожено, несколько тысяч человек взято в плен. Тяжело раненому Телезину отрубили голову и доставили её в Рим, как самый ценный трофей. По общему мнению античных авторов, это была самая крупная битва гражданской войны. В память об этих воротах и сооружена стена у Феодоровского собора с аркой - воротами. А то, что она так похожа на
кремлёвскую, таково уж было желание архитектора Кричинского.

Участок земли за воротами, где было сражение, впоследствии, принадлежал Юлию Цезарю, а после его смерти был выкуплен из казны консулом и историком Саллюстием. Используя нажитое богатство, Саллюстий разбил здесь роскошный парк, которым, каждый в своё время, владели императоры Нерон, Веспасиан и Аврелиан. В парке был храм Венеры, бани, обелиск Саллюстия и большая коллекция скульптур. Всю территорию парка делил пополам безымянный ручей. В память о победе над самнитами в парке была сооружена триумфальная арка.

Вся территория Александро - Невской лавры и боткинской больницы это сады Саллюстия. Безымянный ручей стал называться речкой Монастыркой, когда там основали монастырь. Храм Венеры  - нынешняя Благовещенская церковь, в которой усыпальница членов императорской фамилии и людей, которые внесли большой вклад во славу Российской империи. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов здесь лежит. Пока храм не отошёл в ведение лавры, мы можем его увидеть. Триумфальная арка стала входом в Троицкий собор - соборный храм Александро - Невской лавры.

Снаружи арку закрыли, наверху пристроили две башенки - колокольни, но изнутри собора оставили, как есть. И мы можем видеть три арочных пролета:средний - высокий и два по краям  - поменьше. Великолепный собор, очень величественный, красивый, любимый горожанами и многочисленными туристами. И ещё очень интересная деталь: в лавре находится Музей городской скульптуры. Вот какие бывают совпадения!

Вспомните, пожалуйста, событие из нашей отечественной истории! В 1240г. было одно из главных сражений русской истории; на реке Неве Александр Ярославович, прозванный за это Невским, разбил шведов. Делайте выводы сами.

"Vita militari est"  Жить - значит бороться. Сенека
----------------------------------------------------

На другом конце Обводного канала, на том, который впадает в Финский залив, есть парк Екатерингоф. Он находится на острове у слияния речек Екатерингофки (ранее Чёрной) и Таракановки. Нам рассказывают, что это подарок Петра1 жене Екатерине. Но из всех царских парков Екатерингоф единственный, который расположен в таком подтопляемом месте. Согласитесь, для царской резиденции место не самое подходящее. Нет в нём каких - либо особых старинных  примет, (кроме одной и непонятной для всех) которыми так изобилуют все остальные, известные нам парки и сады.
 
В красивом парке был небольшой деревянный, но роскошно убранный дворец, который в 20-е годы XX столетия дважды горел и в 1926 году был разобран. От него остался крепчайший каменный фундамент, сегодня тщательно законсервированный, что обнадёживает нас в воссоздании дворца.

Во времена Рима этот парк был собственностью оратора, философа - стоика и сенатора Луция Аннея Сенеки. Хотя Сенека в своих речах и порицал богатство, при этом нажил очень большое состояние, хотя, как говорят, не совсем праведным путём. А разве бывает иначе? В юности Нерона Сенека был его наставником и учителем. Учился, а затем учил в главной философской школе Рима, которая была в центре города и сохранилась до сих пор, практически неизменной.

После того, как отношения с Нероном испортились и Сенека, впав в немилость, испросил позволения уехать в удалённое имение, в чём ему было отказано, он поселился в ближнем, которое находилось в четырёх тысячах шагов от Рима, из которого приезжал преподавать в философскую школу при храме Аполлона. Желающие могут измерить расстояние от Скотопригонного двора - молокозавода на Московском проспекте до парка Екатерингоф.

  "Смерть Бур­ра сло­ми­ла вли­я­ние Сене­ки, ибо доб­рые пра­ви­ла, кото­рые они оба вну­ша­ли Неро­ну, с устра­не­ни­ем одно­го из них утра­чи­ва­ли для него силу, и он стал при­бли­жать к себе недо­стой­ных людей. А те воз­во­ди­ли на Сене­ку все­воз­мож­ные обви­не­ния, гово­ря, что он про­дол­жа­ет нара­щи­вать свое огром­ное, пре­вы­шаю­щее вся­кую меру для част­но­го лица состо­я­ние, что домо­га­ет­ся рас­по­ло­же­ния граж­дан, что кра­сотою и рос­ко­шью сво­их садов и поме­стий пре­вос­хо­дит само­го прин­цеп­са. Упре­ка­ли они Сене­ку так­же и в том, что сла­ву крас­но­ре­чи­во­го ора­то­ра он при­сва­и­ва­ет толь­ко себе одно­му и стал чаще писать сти­хи после того как к их сочи­не­нию при­стра­стил­ся Нерон. Откры­то осуж­дая раз­вле­че­ния прин­цеп­са, он ума­ля­ет его уме­ние пра­вить лошадь­ми на риста­ли­ще и насме­ха­ет­ся над пере­ли­ва­ми его голо­са вся­кий раз, когда тот поет. Доко­ле же будет счи­тать­ся, что все досто­слав­ное в государ­стве обя­за­тель­но исхо­дит от Сене­ки? Отро­че­ство Неро­на ото­шло в про­шлое, и он всту­пил в цве­ту­щую пору юно­сти: так пусть он изба­вит­ся, нако­нец, от докуч­но­го руко­во­ди­те­ля, — у него не будет недо­стат­ка в про­све­щен­ных настав­ни­ках в лице его пред­ков."
Тацит "Анналы"

 Сенека был обвинён "доброжелателями" в участии в заговоре против Нерона. Затем осуждён Нероном на смертную казнь самоубийством, о чём был извещён письмом с предложением самому выбрать способ самоубийства. Сенека вскрыл себе вены на руках и ногах. После смерти тело его было кремировано и захоронено на территории поместья, поскольку поместье находилось за чертой города, то это было возможно. Место его захоронения, по римским традициям, как дань уважения известному человеку, чьи заслуги не вызывают сомнения, было отмечено колонной.

Молвинская колонна стоит над могилой Сенеки. Она является уменьшенной копией Александрийской колонны  - колонны Траяна. На колонне есть две ниши, предназначение которых никто не может угадать. На самом деле, всё просто. Это ниши для крепления мраморных памятных досок, нижняя маленькая для имени того, кому поставлена, верхняя для какого - нибудь известного изречения Сенеки, ведь его труды являются предметом изучения по сей день. Надписи с изречениями на латыни были традиционным делом в Риме, они есть в изобилии на гравюрах Пиранези.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/14/1200


-------------------------------------

Римма Соловьёва
10.08.2018г.

На фото: стена у Феодоровского собора.