Письмо Белинского к... нам

Александр Маслов 2
Письмо Белинского к Гоголю. Знаменитое письмо, за которое в России жестоко наказывали и даже подвергали казни, примером этому есть судьба Фёдора Достоевского,  который был сначала приговорён к казни, но потом её заменили на каторгу, и это пример бесчеловечного правосудия на Руси, где за свободобмыслие можно лишиться жизни, сегодня  государственные подонки вернули  две статьи из царского времени. У них не хватает мозга осознать к какому краю пропасти они подталкивают общество.
Хотя общества уже и нет, потому как люди не умеют сообща отстаивать свою правду, так как чувство истины подменено подобострастием.


***** Письмо  в сокращении

“…Но  нельзя  перенести оскорбленного  чувства  истины,  человеческого достоинства. Нельзя умолчать, когда   под   покровом   религии   и   защитою   кнута  проповедуют  ложь  и  безнравственность как истину и добродетель.
…что  Россия  видит  свое  спасение  не  в мистицизме,  не  в  аскетизме,  не  в  пиетизме,  а  в  успехах цивилизации, просвещения  гуманности.  Ей  нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не  молитвы  (довольно  она  твердила  их!),  а пробуждение в народе чувства человеческого  достоинства,  сколько  веков  потерянного  в  грязи и навозе,
права  и  законы,  сообразные  не  с  учением церкви, а со здравым смыслом и
справедливостью,  и  строгое, по возможности, их исполнение ... Вот вопросы,
которыми  тревожно  занята  Россия  в  ее апатическом полусне!
…во  имя  Христа  и  церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше
денег,  ругая  их "неумытыми рылами"!..
…что  так  как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть
рабом  своего  брата,  то он должен или дать им свободу, или хоть по крайней
мере  пользоваться  их  трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в
глубине  своей  совести,  в  ложном  по  отношению к ним положении...
…православную  церковь  -  это я еще понимаю: лона всегда была опорою кнута и
угодницею  деспотизма 
Он   первый   возвестил   людям  учение  свободы,  равенства  и  братства  и
мученичество  запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех
пор  и  было  спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло
за  основание  принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть,
поборницей  неравенства,  льстецом  власти,  врагом и гонительницею братства
между  людьми,  -  чем  продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова
открыт  философским  движением  прошлого  века.  И  вот  почему какой-нибудь
Вольтер,   орудием   насмешки   потушивший   в  Европе  костры  фанатизма  и
невежества,  конечно  больше  сын  Христа,  плоть от плоти и кость от костей
Его,  нежели  все  ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и
западные.  Неужели  Вы  этого  не  знаете?  А  ведь  все это теперь вовсе не
новость для всякого гимназиста...
…католическое   духовенство   было   чем-то,   между   тем  как  православное
духовенство  никогда,  ничем  и  нигде  не  было,  кроме  как слугою и рабом
светской  власти.  Но  неужели  и  в  самом  деле  Вы  не  знаете,  что наше
духовенство  во  всеобщем  презрении  у русского общества и русского народа?
Про  кого  русский  народ  рассказывает  похабные сказки? Про попа, попадью,
попову  дочку,  попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода,
колуханы,  жеребцы?  -  Попов.  Не  есть  ли  поп  на Руси, ля всех русских,
представитель   обжорства,  скупости,  низкопоклонничества,  бесстыдства?  И
будто  всего  этого  Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ - самый
религиозный  народ  в  мире?  -  Ложь!  Основа  религиозности  есть пиетизм,
благоговение,   страх   Божий.  А  русский  человек  произносит  имя  Божие,
почесывая  себе  задницу.  Он  говорит  об  иконе:  "Годится  - молиться, не
годится  -  горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что
это  по  натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия,
но  нет  и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но
религиозность  часть  уживается  и с ним. Живой пример Франция, где и теперь
много   искренних,  фанатических  католиков  между  людьми  просвещенными  и
образованными  и  где  многие,  отложившись  от христианства, все еще упорно
стоят  за  какого-то  Бога.  Русский народ не таков: мистическая экзальтация
вовсе  не  в  его натуре. У него слишком много против этого здравого смысла,
ясности  и  положительности  в уме: вот в этом-то, может быть, и заключается
огромность  исторических  судеб  его в будущем. Религиозность не привилась в
нем  даже  к духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей,
отличавшихся  тихою,  холодною,  аскетической созерцательностью, - ничего не
доказывают.  Большинство  же  нашего  духовенства  всегда  отличалось только
толстыми  брюхами,  теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех
обвинить  в религиозной нетерпимости и фанатизме. Его скорее можно похвалить
за  образцовый  индифферентизм  в деле веры. Религиозность проявлялась у нас
только  в  раскольнических  сектах,  столь  противоположных, по духу своему,
массе народа и столь ничтожных перед нею числительностью.
…когда  европейцем,  особенно  католиком,  овладевает  религиозный  дух  - он
делается   обличителем   неправой   власти,   подобно   еврейским  пророкам,
обличавшим  в  беззаконии  сильных  земли.  У  нас  же  наоборот,  постигнет
человека  даже  порядочного)  болезнь,  известная  у  врачей-психиатров под
именем  mania  religiosa,  он  тотчас  же  земному Богу подкурит больше, чем
небесному,  да  еще  хватит через край, что небесный и земной Бог и хотел бы
наградить  его  за  рабское  усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы
себя в глазах общества... Бестия наш верующий брат, русский человек!

…понимаете  русскую публику.  Ее  характер  определяется положением русского общества, в котором кипят  и  рвутся  наружу  свежие  силы,  но,  сдавленные  тяжелым гнетом, не находят  исхода,  производят  только  уныние,  тоску, апатию. Только в одной
литературе,  несмотря  на  татарскую  цензуру,  есть  еще  жизнь  и движение
вперед.  Вот  почему  звание  писателя  у нас так почтенно, почему у нас так
легок  литературный  успех,  даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание
литератору  у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И
вот  почему  у  нас в особенности награждается всеобщим вниманием всякое так
называемое  либеральное  направление,  даже и при бедности таланта, и почему
так  скоро  падает  популярность  великих  поэтов,  искренне  или неискренне
отдающих   себя  в  услужение  православию,  самодержавию  и  ложно  понятой
народности...
Кто  способен  страдать  при  виде  чужого  страдания,  кому  тяжко  зрелище
угнетения  чуждых  ему  людей,  -  тот  носит  Христа  в груди своей, и тому
незачем  ходить пешком в Иерусалим.
Мысль   сделаться   каким-то  абстрактным  совершенством,  стать  выше  всех
смирением  может  быть  плодом  только  гордыни, слабоумия и в обоих случаях
ведет  неизбежно  к  лицемерию, ханжеству, китаизму.
…что если человек, бьющий  своего ближнего по щекам, возбуждает негодование, то человек, бьющий по  щекам  самого  себя, возбуждает презрение.”
                Зальцбрунн
                15-го июля н.с.
                1847-го года
Письмо  В. Г. Белинского  в  несколько  сокращенном  виде