Выпрямление имен. Книга 4. Глава 16

Александр Чакиров
Люди, которые легко говорят, обычно трудно понимают


По данным Форума Уральской генеалогии Голдыревы обнаружились в Красноуфимской волости когда-то Пермской губернии.
Я искал староверов, а вышел на однофамильцев родни по маминой линии. Жительница деревни Калиновка (Живодеровка) Мезенина Юлия с товарищами искала своих предков и их потомков Голдыревых. По ее, точнее церковно-метрическим,  данным, Голдыревы прибыли в Красноуфимск не позже 1839 года, потому как именно с этого времени появились отметки в метрических книгах.  Так, прапрабабушка Мезениной - Вековшинина Наталия Ивановна, - урожденная Голдырева, пришла в Красноуфимский р-н из Пермского края с группой переселенцев из Усть -Кишертского и Юго-Осокинского районов.

Кто разбирался не известно, но выяснили, что из  регионов: Свердловской, Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского края, Башкирии и Алтайского края, в числе переселенцев Голдыревых не было,  если не считать одного человека из Орловской губернии. Из ближайшей Кировской области Голдыревых было только трое. Исследователи решили, что это может свидетельствовать о том, что фамилия зародилась в Пермской крае (т.е. все Голдыревы имеют общего предка), и распространялись на юго - восток по мере заселения русскими этих земель. В базе "Поколений Пермского края" Голдыревых они нашли не очень много, но большинство из них опять таки из Усть - Кишерти и близлежащих деревень  Степановского прихода Осинского уезда. К Осиновсому уезду мы еще возвратимся не раз.

В материалах розыска сообщается: "К сожалению, сохранилось совсем мало ранних метричек Покровской церкви с. Усть - Кишерть. В 1784 и 1796 гг. Голдыревы не встречаются. Имеющиеся записи о Голдыревых: 1801 год 11 апреля в Покровском острожке у крестьянина Потапа Голдырева родилась дочь Ирина. 1805 год 24 августа дер. Шарашина у крестьянина Евдокима Голдырева родилась дочь Васса. Восприемница - той же деревни крестьянина Евдокима Голдырева жена Параскева Павлова дочь;  31 августа того села у крестьянина Потапа Голдырева родился сын Иван.

 Восприемник - крестьянин Яков Аксенов. 20 октября дер. Шарашина у крестьянина Ульяна Голдырева родилась дочь Екатерина. Восприемница - той же деревни крестьянина Никифора Голдырева жена Настасия. 15 декабря в дер. Седы у крестьянина Потапа Голдырева родился сын Евтихий. Восприемник - той же деревни крестьянин Петр Флоров. 30 января дер. Шарашина крестьянин. Отрок Перфилий Иванов сын Пешехонов той же деревни крестьянина Родиона Голдырева сочетался с  девкой Агафьей.

В это же время Голдыревы проживали в деревне Мостовой Сылвенского острожк. Так,  в декабре 1800 года у крестьянина деревни Мостовой Емельяна Андриянова Голдырева родился сын Павел.
 Семья моей прапрабабушки, сообщает Мезенина Юлия,  нашлась по 8-й ревизии 1834 года в дер. Пихтари села Степановского Тихоновской волости Осинского уезда. Иван Савинов Голдырев - причислен по указу Пермской казённой палаты 7 июня 1827 года из мещан города Кунгура - 37 лет. Ивана дети: Иван - 16 лет,  Семион - 15, Давыд - 11.

 На запрос Юлия получила ответ из Кунгурского архива: на мещан г. Кунгура за 1795 год имеется запись: Савин Леонтьевич сын Голдырев, 34 года. У него жена Агафья, 32 года, Евсеева дочь, взята в замужество из Кунгурского округа Спасо-Бардинской волости у крестьянина Евсея Свизева. Уних дети вновь рожденные после ревизии: сын Василий 5 лет, дочери девицы Парасковья 9 лет, Катерина 4 лет, Парасковья 6 мес. В списке г. Кунгура о мещанах, обязанных ставить рекрутов натурою за 1821 год значится Голдырев Иван Савинов, 18 лет. По 7-й ревизии у него дети: Иван -3-х лет, Семен - 2-х лет,.

У него мать Агафья, жена Мария, дочь Маремьяна, сестра Анна. Его брат Антон- 17 лет, по 7-й ревизии, отдан в рекруты в 1819 году. Так как по 3-й ревизии г. Кунгура Голдыревых там еще не было, значит они переселились туда после 1762 года, но до 1795 года, Вопрос - откуда они переселились в Кунгур? Предположительно решили, что их предки Голдыревы могли переселиться в Кунгур из с. Усть-Кишерти.
Скопировал сообщения, связанные с Голдыревыми, из других источников: Некто Ронин пишет Юлии: "Покровский острожек - это Усть-Кишерть учитывая, что в словаре Поляковой только одна запись о Голдыревых и датирована она 1782 г., возможно они пришли после 60-х годов можно еще посмотреть источник  за 1762 год.

Сказки о помещичьих крестьянах князей Голицыных в Кунгурском уезде, в т.ч. Чусовского, Нижнего и Верхнего городков. Покровский острожек был казенным поселением и стоял на левом берегу Сылвы, на правом же стояло село Кишерть Строгановых, в этому времени оно было поделено между Голицыными и Шаховскими через дочерей Александра Строганова. Может оттуда перешли Голдыревы, маловероятно конечно, но, например, все Ладейщиковы которые сейчас в Усть-Кишерти живут, предки их с того берега Сылвы, собственно и я в Усть-Кишерти родился, а предки у меня строгановские крестьяне".

По данным того же Ронина, на карте 1790 года, примерно между Усть-Кишертью и Моргуново, обозначен "лог Голдырев", впадает в р. Кишерть. На карте Стрельбицкого на этом месте деревня Голдырева.  По реке Усть-Кишерти находились: в 1647 - деревня Усть-Кишерть,  между 1679 и 1686 гг деревня стала селом Покровским, около 1708 - Покровский острожек. В Словаре Е.Н.Поляковой говорится про крестьянин Покровского острожка Сидора Голдырева за 1782 год. Голдырь, происхождение и значение неясно. Не связано ли оно, предполагает Олнин,  с удмуртским словом гондыр 'медведь'?" Кроме Степановской волости в словаре упоминалась Сабарская.
Ронин еще писал Юлии, что  в 1784 и 1796 гг. Голдыревы не встречаются а записаны они как Долгиревы.

Юлия просмотрела ранние оцифрованные метрички по Усть-Кишерти. В 1784 году в деревне Шарашиной нашлись: крестьянин Варфоломей Долгирев, того же острожку крестьянин Родион Долгирев, в 1796 году встречаются в деревне Шарашиной крестьяне Михаил, Андрей, Никифор, Антон Долгиревы и того же острожку -Потап Долгирев. А уже в 1801 году встречаются как Долгиревы (крестьяне деревни Шарашиной Сидор, Николай, Ульян, Михаил Долгиревы), так и Голдыревы (того острожку крестьянин Потап Голдырев, деревни Шарашины -Николай Голдырев), причем Николай из дер. Шарашиной в части первой метрической книги при рождении у него ребенка записан Голдыревым, а в части третьей,  при смерти ребенка - Долгиревым. Получается, что где-то около 1801 года начался постепенный переход от фамилии Долгиревых к Голдыревым.

В заключении искателями в Красноуфимске  и их помощниками, делается вывод: ссылаясь на ОБД МЕМОРИАЛ, можно проследить маршрут движения -расселения фамилии Долгиревы: Вологодская обл. -Костромская обл. - Кировская обл. - Мари АССР - Татария -Свердловск - Алтай -Сибирь. В этом списке нет Молотовской - Пермской области, т.к. на ее территории все Долгиревы стали Голдыревыми? Кем был этот первый Голдырев, давший новую фамилию всем Долгиревым и чьим именем (или прозвищем?) был назван лог?

По ревизии 1719 года нашелсяся  один Долгирев  в д. Заполье Мольской волости Тотемского уезда Вологодской губернии.
Вот такая предыстория по Голдыревым. По Пермской губернии и Усть-Кишерти данные о Голдыревых попадали ранее и мне.
Так, в Фонде № р-684 «Исполнительный комитет Кишертского районного Советов депутатов трудящихся села Усть-Кишерть Кишертского района Пермской области.», в сведениях  о раскулачивании и выселении упоминаются семьи:

1. Голдырева Дмитрия Степановича из деревни Комарово.
2. Голдырева Дмитрия Александровича из деревни Голдыри.
3. Голдырева Николая Андреевича из деревни Голдыри.
4. Голдырева Егора Семеновича из д. Нагорный.
В списке купцов и промышленников по г. Кунгуру  и Кунгурскому уезду за 1899 год ( справочник «Уральский торгово-промышленный Адрес-Календарь на 1899 год. Издание А.Л. Вершовой, г. Пермь.) указаны: «Голдыревъ Прокоф. Ос., Устъ-Кишертъ; Голдыревъ, Ник. Еф.. д. Голдырева;  Голдырева, Мар. Фед., д. Голдырева.  Голдырев Прокоф. Ос.» — вероятно Прокофий (Прокопий) Остапович или Осипович.  Не исключено, что есть связь с дедом Голдыревым Авдеем Прокопьевичем.

По картотеке военнопленных: "Вторая мировая война 1939-1945 годов» прошли: Голдырев Андрей Степанович 1913 года рождения, деревня. Комарово, Голдыревский сельский совет, Кишертский р-н, Молотовская область. Голдырев Иван Терентьевич 1909 года рождения, село Березовка, Молотовская (Пермская) область. Эти сведения еще раз подтверждают предположение о выходе сибирских Голдыревых с Урала, с Пермского края.

Примечательно, что одно из первых самосожжений староверов, упоминание о которых сохранилось в документах, относится к году 1686 и к Верхотурскому уезду. Не позднее 7 августа 1684 года на р. Челве в Обвинском поречье Соликамского уезда, в 15 верстах от Ильинского погоста, состоялась Челвинская «гарь». Выговское общежитие было тесно связано с общинами Урала и Сибири. Причем указывается даже устоявшийся путь проникновения в Сибирь через Урал: Верхокамье – село Таватуй (в 40 верстах к югу от Невьянска) – Тюмень – Тара. Краснопольская слобода чуть ли не с самого своего основания в 1654 году считалась местом компактного проживания поморцев, «издавна уклонившихся в раскол». Считается, что именно в Таватуе был в ссылке поп Лазарь, впоследствии разделивший судьбу Аввакума в Пустозерске.

В конце концов, именно на Обве жил Гаврила Семенов, один из руководителей Выговского общежития, который был похоронен на берегу озера Таватуй в 1750 году (сказывают, что могила его сохранилась до сих пор).
Узнаю, что Среднее Прикамье издавна считалось средоточием расколоверия. В Осинском уезде особенно "заражённым расколом" имелся 1-й благочиннический округ (15081 старообрядцев), который включал в себя 21 православный приход. Откуда они там появились? На этот счет есть такие пояснения: «После репрессий 1722 года, причиной которых стал «Тарский бунт», началось массовое бегство старообрядцев с Керженца на Урал и далее в Сибирь.

 С тех времен уральские раскольники получили прозвище «кержаки». На речке Кын до сих пор стоит крохотная деревушка Кержаковка". Уже  не помню, где мне встречались такие слова: «Сергий Радонежский жил по берегу реки Киржачи". Похоже, что  слово «киржач», родилось от «крыж" — крест.

Урал был привлекательным для раскольников. Священник Шайтанских заводов А. Топорков в книге  «О Васильево-Шайтанском заводе» пишет: «Распространению раскола сильно способствовали заводские приказчики – приверженцы древнего благочестия. Они, по словам старожилов, помогали своим единомышленникам деньгами, скотом, вещами, угнетая в то же время православных». Сибирский историк П.А.Словцев отмечает, что в середине XVIII века треть населения Урала составляли раскольники, на Чусовой главным раскольничьим «регионом» были Веселые горки.

Мамин-Сибиряк очень высоко ценил «раскольничий  компонент» в истории Урала. По его мнению, колонизация Урала почти исключительно обязана раскольникам и почти все уральские частные заводы выстроены их руками. На казенных преобладало православное население., но все частные заводчики: Демидовы, Баташевы, Мосоловы и другие сочувствовали расколу, как основной рабочей силе. Все управляющие Демидовских заводов, все приказчики и многие из мастеров были староверами. В XIX веке управляющие – староверы руководили заводами: Саранинским, Артинским, Сылвенским, Рождественским, Верхнейвинским, Каслинским, Кыштымским, Камбарским.
 
Брачные союзы камбарцев со староверами г. Сарапула (Вятск. губ.) склоняли легкомысленных к отделению от Церкви православной, а чтение раскольнических книг стародубских и польских изданий, распространяло и усиливало раскол между жителями завода. Мастеровые завода: Сысой Турыгин, Игнатий Онисимов и особенно Иван Вавилов, начитавшись таких книг, сделались решительными расколоучителями. Последний в доме своем учреждал молитвенные собрания, совращал в раскол не только заводских жителей; но и окрестных удельных крестьян, в самом заводе успел устроить часовню и, приняв при ней должность наставника, исправлял христианския требы, кроме браков, которые обыкновенно совершались в Сарапуле у беглых попов. Вавилов огласил святою старообрядицу Евпраксию, подвизавшуюся уединенно в лесу при реке Камбарке и погребенную в 7 верстах от Михайловскаго завода.

 Сарапульские, Камбаркские и окрестных деревень раскольники благоговейно чествовали могилу Евпраксии и уносили с сей могилы самую землю, считая ее целебною, жертвовали богатыми вкладами Вавилову за его участие в псалмопениях вблизи Евпраксиевой могилы пред медным распятием .  Из Камбарскаго завода раскол проник прежде всего в приходы завода Михайловскаго, села Дубровскаго и Сайгатскаго.

В интернете нашел пояснения к фамилии Голдырев: «Фамилия Голдырев образована от прозвища Голдырь, которое восходит к глаголу «голдить (галдить)», то есть «шумно разговаривать, кричать, шуметь». Согласно этому, вполне вероятно, что Голдырем прозвали шумного человека с громким голосом. Мама у нас разговаривала действительно громко и ее, как папа говорил, за версту было слышно.
Также возможно, что в основу прозвища Голдырь легло диалектное нарицательное «галда», которое в ярославских говорах означает «лакомство». В таком случае, вполне вероятно, что основатель рода Голдыревых был большим любителем полакомиться. Может и так, только староверы сладкое практически не употребляли. На тему происхождения фамилии Голдыревы появится и такая, наиболее правдоподобная, версия.

Удалось установить, что в среде староверов-беспоповцев одно время существовали секты голбешников и дырников, которые прятались в голбцах и молились небу через дыры. Очень может быть, что предки Голдыревых вышли из этих самых сект. 
В исследовании В.Ф. Миловидова «Современное старообрядчество» «дырники» представлены как «немногочисленное ответвление нетовцев-самокрещенцев», отрицавших поклонение иконам на том основании, что старые иконы осквернены еретиками, а новые некому освятить, «все богослужение сводилось к молитвам, обращенным на восток. В восточной части дома делали специальное отверстие, закрывающееся затычкой. В это отверстие (,,дыру“) они молились зимой, в непогоду. Отсюда происходит их название – ,,дырники“, или ,,дыромолы“.

 В настоящее время сохранилось незначительное число "дырников" на Среднем Урале». Тождественную трактовку в характеристике «дырников» – «одного из толков самокрещенцев» мы находим и в энциклопедическом словаре «Старообрядчество…». Нам представляется, в Приенисейской Сибири наименование «дырники» сошло со страниц трилогии А.Т. Черкасова «Сказание о людях тайги» – «Хмель», «Черный тополь», «Конь рыжий, – и укрепилось в сознании людей как название старообрядческого согласия, что вошло даже в справочные издания.

В другой статье вычитал «Странников называли “голбешниками”, “дырниками”, а их веру – “голбешной”. Первые странники или бегуны, как отмечает Пономарев П., появились на Урале во второй половине 19 века. В настоящее время представителей данного согласия на данной территории не зафиксировано, поэтому на вопросы о “голбешниках” информанты отвечают, что это было давно, хотя рассказы среди местного населения бытуют до сих пор. “Голбешники – это шибко давно было, это неправда”.

Так как, странники в данной местности появились позже, чем основное население, то их противопоставляли староверам, отмечая, что “Голбешники – это другая вера была”. Если же они селились в деревни, то жили отдельно, замкнуто, не общаясь с местным населением, что порождало массу мифов о них: “Были какие- то голбешники, они никого в избу не пускали, их усадьбы отдельно стояли, срамным делом занимались”. Само название “голбешники” данная группа старообрядцев получила, потому что они молились в голбцах: “Они молилися в голбцах и хоронили своих родственников в голбцах.

Щас другие веры”, “Голбешники, че такое, я не понимаю, но когда переворот – отстал, плохо стало, при Сталине, они в подполье молились, у них там всё было”, “Голбешников в Сарапулке много было. Говорили, что в дырочку молилися, слыхать, слыхала, но не видала”, “Голбешники, дырники были, но кто таки не знаю. Раньше в деревню других не пускали”, “Голбешники, у них есть видимо своя подпольная изба или нижний этаж, это подпол, а раньше был голбец, они там собирались”.

Так видимо было, до той поры пока они не стали "австрийцами", староверами "белокренического" толка, не нашли своего епископа.
И вот еще. Просматривая греческие фамилии, встретилась и такая — Голдарий Ефросинья. Голд — это золото. И фамилий, начинающих на «голд», достаточно.
Движение старообрядцев,  надо думать, началось со строительства Акинфием Демидовым чугунолитейного завода на реке Камбарка.  В 1760 году Берр-коллегия разрешила дополнительно построить две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. При заводе действовал госпиталь.

Перед революцией в посёлке имелось три церкви: Успенская, Петропавловская и Свято-Троицкая, последняя принадлежала общине старообрядцев Белокриницкого согласия. В этом же уезде “австрийские” молитвенные здания стояли в деревнях Большеусинской волости: Жулановой (священники Евлампий Иванович Вяткин и Дорофей Пантелеймонович Жуланов), Малый Дубовик (Климент Маркович Окулов), Большой Дубовик (храм с 1897 года, до этого – моленная; иерей Евфимий Савельевич Новоселов). В 1907 г. была официально зарегистрирована большедубровская община. Вскоре был выстроен Успенский храм, настоятелем в котором стал Онисифор До 1923 года Камбарка, - центр Камбарской волости Осинского уезда Пермскогй губернии. В настоящее время входит в состав Удмуртии. Про Голдыревых из Осиновского уезда нам уже сообщала Юлия Мезенина.

Встретился  курьезный случай: "В журнале "Нива" за 1910 год, который остался от бабушки, обнаружилась  «Труп в сундуке», в которой сообщалось:  «Не опознан труп, отправленный из Екатеринбурга в Москву,  не узнан торговец Усть-Кишерской волости Голдырев. Родственники последнего находили лишь сходство фотографии и трупа; когда же им были предъявлены вещи, находившиеся в сундуке с трупом, то Голдыревы от своего утверждения отказались». Наверное купец, ехал в первопрестольную торговать.

 В XIX веке Пермская губерния стала крупнейшим центром старообрядчества. Расколоучителя и беглые попы заманивали в свои секты целые селения. Правительство Николая I, опасаясь, что православные приходы и храмы опустеют, пыталось разрушить основу раскола посредством экспроприации его имущества и разгрома его организаций – как благотворительных, так и богослужебных. В Пермскую губернию был отправлен С. Д. Нечаев – с задачей «исследования» раскола в губернии. По итогам первой «экспедиции» в 1850-х годах была отправлена вторая – под руководством графа Перовского. Может эти проверки подтолкнули Голдыревых к движению на Восток.

В 1826 году в Пермской губернии насчитывалось 112 354 старовера обоего пола, а в империи – 827 391 душа. В 1827 году эта цифра увеличилась до 124 864 в губернии, а в государстве, наоборот, снизилась до 795 345 человек. То есть в Пермской губернии проживало 13–18% старообрядцев. Как уже говорилось, край они обживали уже давно.

В 1622 году выходцы из Соликамска братья Елисеевы приобрели у местного населения на Сылве огромные площади земель. В 1668 году значительная часть этих земель была продана Строгановым, которые построили в устье речки Кишертки острожек, названный Кишертским. XVIII век ознаменовался для кишертского края металлургическим бумом. В 1704 году рудо-промышленник Федор Молодой находит в д. Мазуевке железную и медную руды и строит металлургический и медеплавильный заводы. Заводы просуществовали недолго.

Первое каменное здание в селе Усть-Кишерть, была Покровская церковь,  построенная на средства прихожан в 1805 году. В церкви было три священника, дьякон и три псаломщика. Дома для двух священников, двух псаломщиков и двух дьяконов построены на средства церкви в 1904, 1907 и 1916 годах. При церкви состояло усадебной земли вместе с погостом 2 десятины 20000 квадратных сажен, пахотной 72 десятины 1229 квадратных сажен и сенокосной 25 десятин 1141 квадратная сажень. Приход составлял 1105 дворов и 6360 человек, из которых мужчин 3116 человек. К приходу было приписано 14 семей (поселений) : Усть-Кишерть – 2604 чел., Пятково - 639, Низкое - 669, Шарашино - 200, Голдыри - 261, Лобанцы - 134, Капустино - 225, Желобята - 38, Кошевята - 55, Багили - 33, Камаи - 84, Гарино - 430, Седа - 290, Верх Седа - 688.

Староверов, в том числе австрийцев, стали особо притеснять при Николае I, в 1830-1850 -х годах. В Пермский край прибыло много православных миссионеров с задачей создать «единоверческую цековь» и перетянуть в ее состав староверов. Несмотря на миссионерские козни, пермская община признала Белокриницкую иерархию, как истинную, это привело к организации пермской общины Русской древлеправославной церкви приемлющей белокриницкую иерархию. Статистика тех лет говорит, что из 130 тыс. староверов в единоверцы перешло до 70 тыс. Остальные, а вместе с ними белокриницкие, которые, в основном, находились при заводах на Камбарке, двинулись от притеснений в Сибирь.   В то время Удмуртия захватывала часть нынешней Пермской области (Осиновский уед).

Нельзя исключить, что и предки Голдыревы одно время были при заводах. Но пришли они с Волги, это косвенно подтверждает обращение к ним "кержаки".  В Пермской губернии я обнаружил село Голдыри, которое под названием «Голдыревское сельское поселение» находится до сих пор  недалеко от Кунгура.

Вплоть до 1905 г. пермская старообрядческая община была под жестким контролем со стороны властей, что не позволяло ни открыть собственное молитвенное сооружение, ни пригласить священника. Тяжелое положение пермских старообрядцев продолжалось вплоть до 1905–06 гг., когда Николай II принял три законодательных акта, уравнивавших в правах (хоть и не во всех) старообрядцев с другими жителями империи. Это указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», манифест 17 октября 1905 г., и указ от 17 октября 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих общин».

Впервые старообрядцы могли не боясь исповедовать веру отцов. Однако многие накануне покинули обжитые земли. Видимо жизнь не понравилась и Зайцевы, как пишет Татьяна Галендарова в своих воспоминаниях, и пошли с другими охочими людьми  в Сибирь. Среди охочих оказались наверняка и Голдыревы. Шли на лошадях около года. Примерно в 1893-1894 году оказались в Малых Кнышах.

В ходе переселения были образованы старообрядческие общества. И молитва была такая: «Не ищи, человече мудрости, ищи кротости: а еще обряши кротость, то и одолевши мудрость; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит». Землю получали даром и в собственность, а не в пользование, по 50 десятин на семью. Необходимо отметить, что именно Столыпин отменил вероисповедные ограничения, уравнял в правах старообрядцев и сектантов, установил свободу молитвенных зданий и религиозных общин.  -Заповедь староверов: Чистота и простота — половина исцеления и спасения. Родство у староверов кончалось на 8-м колене. Их же завет: "Лучше на зеленой ветке, чем в темнице золотой".

В каком году Голдыревы перебрались в Сибирь,  в Енисейскую губернию точных данных нет.  В  Минусинском Госархиве есть сведения о выделении земли переселенцам Пермской губернии, Кунгурского уезда на 7 семейств и долженствующих еще прибыть на 37 семейств (всего на 63 семейства).  Изначально для них была распланирована на местности деревня Кривая, на правом берегу Енисея при протоке с названием – «Кривая».

По деревне Салбе нашлись некоторые подробности. Так,  с разрешения Первого Департамента Государственных имуществ и Енисейского гражданского губернатора от 8 августа 1863 года, за  № 9812 и по постановлению Енисейской Казенной палаты от 13 августа 1863 года, были назначены «для водворения Вятских переселенцев в Абаканскую волость Минусинского округа, а Пермских в Погорельскую и в Еловскую волости Красноярского округа».
Предлагалось часть из них  «причислить в крестьяне на местность при устье речки Аглыштык, впадающей в речку Салбу, и на местность по речке Салбе»… На речку Салбу переселенцы прибыли в конце  августа месяца 1863 года. Прибывшие сразу же приступили строить дома жилые, бани, скотные дворы.  С весны 1864 года, землемером Бутаковым, присланным из Красноярска, были отмерены земельные участки под хлебопашество, сенокосные угодья и пастбища. 

 В 1869 году между жителями деревни Салбы и инородцами Салбино-Бальского рода, возник спор на стеснение Вятскими переселенцами. Распри местных жителей возникли в связи с изъятием губернским землемером  у них земель для образования нового заселка Спасо-Преображенского, для вновь прибывших партий Вятских переселенцев.
Видимо спорные вопросы были настолько серьезны, что в качестве свидетелей для разрешения спорного вопроса в справедливом порядке, были привлечены представители из ближайших деревень, соседствующих с землями Вятских переселенцев. А именно, из деревень: Салбы, Салбинской, Старо–Кнышенской, Кнышенской, Шалаболиной, Большой Идринской, Детловой, Галактионовой и села Кавказское. Из деревни Большая Салба, как выяснилось, была жена Андрея Павловича Зайцева Степанида Назаровна, в девичестве Токарева.

Предки Голдыревы были родственно связаны со староверами переселенцами Зайцевыми и вероятно их истории могли пересекаться. Про Зайцевых известно следующее:  Они выходцы  из г. Тула, работали на оружейных заводах, после с горнозаводчиком Демидовым переселились на Урал.

Известно, что Павел Никифорович Зайцев (отец  Андрея Павловича) служил в царской армии, в городе Нижний Новгород, 10 лет. Жена тоже с ним была. Когда заканчивался его срок службы, отправил жену Анну Марковну на Урал, домой (была она из богатой семьи, уроженка с Южного Урала, девичья фамилия Кондюрина, ), а сам задержался или на тот момент  не дали увольнения. В то время началась война: Турция напала на Болгарию (1877 г.) и Павел Никифорович оказался в числе ее защитников. Известий не было  три года, жена уж перестала  ждать, а он взял и вернулся. Жили на Урале, в  Удмуртии, город Камбарка, а от нее еще 7 километров — село Балаки. Работали на заводе, на каждого едока выдавали один пуд ржи, на всех одинаково и на больших, и на малых.
Камбарка центр старообрядчества, там имелась своя церковь Святой Троицы. В Кунгурском уезде, где находилась деревня Голдыри, наиболее старообрядческими селениями были деревни: Низкая, Лушковая, Песковая.

«В 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Павловской Назаровской волости Ачинского округа из 681 жителя последователей Русской православной церкви было 16 человек. В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы. В деревнях Салбинской и Екатеринской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви и старообрядцами было, соответственно, 46 и 56, 174 и 132.
 
В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев,  в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников.
Известно, что в 1884 г. в деревне Кугуртак Курагинской волости появился крестьянин Костромской губернии Василий Петрович Горбунов с полотняной походной церковью, который именовал себя иереем, посвященным известным московским первой ветви австрийского толка архиепископом Савватием. Сразу же после появления в деревне Горбунов попытался легализовать свою деятельность, для чего он предъявил властям грамоту, выданную Савватием. Практически в это же самое время проживающие в деревне Малые Кныши Минусинского округа раскольники обратились в департамент общих дел Министерства внутренних дел о разрешении им устроить в деревне молельню. Несколькими годами позже раскольники деревень Изындаевой Ужурской волости и Павловской Назаровской волости Ачинского округа ходатайствовали перед губернскими властями о разрешении заменить в метрических книгах слово раскольники на слово старообрядцы.

После того, как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского уезда были официально созданы три общины австрийцев – Минусинская старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы (г. Минусинск, деревни Малая Минуса и Городок), Казанско-Богородская община (деревни Казанско-Богородская, Кныши, Малые Кныши, Паначева, Брагина, село Салбинское) и Николаевская община в Усинском пограничном округе (село Верхнеусинское, деревня Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский).
В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы. В деревнях Салбинской и Екатеринской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви и старообрядцами было, соответственно, 46 и 56, 174 и 132. 

Старообрядческий священник о. Петр Зудов отправлял службу в дер. Казанско-Богородской (Тагашете) Енисейской губернии. Глава семьи Авдей Прокопьевич Голдырев состоял при нем и пользовался у верующих авторитетом, исполнял уставные церковно-приходские обязанности. Тесно общался в селе с единоверцами Смирновым Евсеем Павловичем и Дауровым Степаном Егоровичем.
Деревня Большая Салба, в 25 километрах от деревни М. Кныши, где позднее обосновались Зайцевы. Предки Степаниды Назаровны Зайцевой не Вятские, а из Алтайского края, Горноалтайской автономной области. У нее было три брата и три сестры. Был и дядя, (брат ее матери)  в Томске, якобы состоял архиереем старообрядческой религии. Андрей Павлович Зайцев родился 17 июня 1881 года, умер 9 сентября 1960 года, прожил 79 лет.
 
У Зайцевых родилось 14детей,  имелось хозяйство: 6 лошадей, 5-6 коров, два десятка овец, 2-3 матки свиней, сеяли зерновые — 7 гектар.
Нашлись сведения по деревне Малые Кныши, где проживали Зайцевы. Село  появилось в 1834 году. Первыми поселенцами были братья Федор, Филипп и Герасим Лихачёвы. Позднее приехали: Евстигней Агеевич Слабник, Реутов, Ёлкин,  Иван Сметанин, Кокарёв – все переселенцы из Пермской и Тамбовской губернии. В 1850 году в селе было всего 16 изб, а мужского населения насчитывалось 55 человек. В годы НЭПА в селе возникли товарищеские общества, так называемые ТОЗы. Первым организатором ТОЗов был Сергей Загаинов, участник двух войн - мировой и гражданской. В 1930 годы в Малых Кнышах был основан колхоз «Советская Сибирь».
Школа появилась в 1904 году, была частной и могла принять 30 учеников. Обучение было платным, по рублю в месяц, размешалась в частном доме. В 1929 -1930 годах построили двухэтажную семилетнюю школу. Строительство школы возглавлял директор школы И.Я.Белогорский.В настоящее время в селе Малые Кныши живут 29 человек, занятые личным подсобным хозяйством.

Село Тагашет, где жили Голдыревы и родилась мама,  нынче входит в Брагинский сельсовет. После гражданской войны в деревне была коммуна «Красный луч», которую создал  некто Прохоров Г.И., как позднее выяснилось крайне авантюрный товарищ от революции. В 30-ые годы он занялся горным делом и, стремясь выслужиться, написал в газету «Правда» массу доносов на местных геологов, которые якобы скрывают сведения о наличии в крае урана. Дело дошло до руководства партии, было даже заседание Политбюро. В результате,  пострадали многие сотрудники Министерства геологии и отдельные лица на местах. В  публикации «Жестокий уран» имеются на этот счет пояснения.
«Трудно сказать, когда появилась деревня Тагашет, а точнее Казано-Богородское - так она называлась до 1930-х годов», - вспоминал в местной статье диакон Олег Курзаков. Деревня всего три улицы: Теребиловка, Лягушино, да еще Миллионка, сгоревшая в летний сухостой 20-х годов. Первые дома поселенцы строили вдоль речки Тагашетки, чуть ниже впадающей в илистую Шушь,  которая берет начало в тайге выше Нижней Быстрой и уже за Шалоболино вбегает в Тубу. На год  у ней бывает два паводка: первый в мае и второй в июне, когда в верховьях стаивает снег и идет коренная рыжая от глинистой взвеси вода. На всем извилистом течении реки множество стариц и небольших болот, оставшихся от прежнего русла, да выпасные луга. Местность вокруг от луговой переходит в гористую, с березовыми светлыми лесами и полями на покатых взгорьях. Здесь хорошо росла рожь, пшеница хуже, из-за слабой клейковины хлеб выходил солоделым, поэтому выменивали в Алексеевке и других деревнях степной части уезда на более хорошую.

Разные народы жили на тагашетских землях. Отроги восточных Саян, березолесовое раздольное подтаежье с обилием речек, пахотной земли и выпасных лугов привлекали издревле. Земля здесь добрая, на пару штыков черный перегной, не таежный тощий суглинок. Жили здесь когда-то древние тагарцы, чьи родовые курганы сохранились у подножия горы Бесь, и кеты - одни из древнейших палеоазиатских народов, ныне почти вымерший. О том и названия речек Тагашетка, Инашетка, где  "шет - по-кетски "вода".  Тигень, Бесь, Шушь, имеют хакасское происхождение. Бывало находили в земле сошники китайского производства. Если подняться на огорье перед деревней, то можно увидеть за оградками, где, кажется, растет лишь березовый лес, чуть заметные холмики. Это могилы русских пахарей. От них не осталось ни имен, ни крестов». Где-то среди них, наверняка, и могила деда Авдея Голдырева, которого не стало в конце 1920-х годов и многих его сродственников и детей.
«Вся округа, - продолжал рассказ диакон, - «покрылась большими и малыми деревнями и селами, были распаханы земли. Наперекор суровой природе и чиновничьему произволу разворачивался крестьянин, семижильный, крепкой кости, с многовековым богатством терпения и привычкой к непрестанной работе. Сибирский смекалистый мужик, часто старовер, скупой на слово и щедрый на дело, был под стать сибирскому кедру.

 На Казанскую после отжинок в деревне был съезжий праздник. Из окрестных сел и заимок съезжалась родня. Гуляли широко, всем миром, переходя из дома в дом.  И работали во всю силу и размах крепкого мужицкого плеча, на помочах, объединяясь в страду несколькими семьями. Роднились с расчетом, и родства держались крепко.
Продразверстка в годы военного коммунизма исчерпала себя: крестьяне просто сокращали наделы, не желая даром отдавать хлеб. Продналог в эпоху НЭПа с одной стороны приводил к укреплению частного мелкотоварного хозяйства, независимого от государства, что вступало в противоречие с коммунистической идеологией и подрывало диктатуру партии, а с другой не давал ресурсной возможности осуществить "громадье планов". Не часть дохода требовалось взять от крестьянства, а весь доход. Единственным средством подчинить и заставить крестьянина работать на государство было отчуждение его от средств производства и участия в распределении произведенного продукта.

Говоря русским языком, необходимо было создать ту форму производства, которая получила название колхозного строя. Единоличник облагался налогом, имеющим одну цель: удушить его хозяйство и сделать его жизнь не завидной для колхозников. Ликвидация крепких хозяйств, в число которых попадали хозяйства вплоть до бедняцких, обеспечила образовавшиеся колхозы материальной базой. В отношении остальных агитация по вступлению в колхоз велась до ярости, угроз и мордобоя. По воспоминаниям жительницы Киряевой Стюры, несогласных мужиков били и запирали в амбаре, давая время крепко подумать.
Еще в начале 20-х годов за счет имущества зажиточных сельчан беднота организовала коммуну, память о которой до сих пор хранится у местных жителей. Расположилась она в верховьях Шуши, за изгибом ее старицы. Но дальше митингов да отдельных попыток начать хозяйство дело не пошло, и коммунары разбежались.

В стороне от деревни, до сих пор упоминаемое место отселения называется Калинчиками, и лишь малый островок задичавшего кладбища напоминает об исчезнувшем выселке и его жителях. Около 70 глав хозяйств Тагашета коснулись репрессии, а если брать со всеми их домочадцами, то это около 300 человек!  Возле каждой деревни появлялись подобные выселки "кулаков" и "врагов народа": до чего же нужно быть упорным, чтобы с нуля на новом месте снова отстраиваться и распахивать землю. Но и тут настала препона, грянула война - и сравняло их с землей.
Если заглянуть в архиве в личные дела "кулаков", то почти на каждого можно увидеть не один и не два, а целую подшивку доносов, зачастую безграмотных, кой-как выведенных необвыкшей к перу рукой односельчанина. Писали их из страхи и зависти, из соображений идейных и шкурных. Сколько же этих доносов, за которыми высылка или расстрел! Не нам, живущим в воровские времена, судить о том, но мы должны со всей трезвостью посмотреть правде в глаза: со лжи и предательства, всеобщего грабежа и насилия начинался на селе новый советский строй, тем же и кончившийся.

Вся земля стала по своей сути не крестьянской, а государственной. "Государственное крепостничество" достигло своего зенита. До начала 60-х годов колхозники не имели паспортов, пенсий, работа шла за "палочки" - трудодни, по количеству которых начислялась продуктами плата. "Пешками" порой жители Тагашета ходили до Минусинска, чтобы выменять продукты на керосин, соль, ткань. На редких деревенских фотографиях тех лет вместо нарядной Руси бабы и мужики в замызганных фуфайках и телогрейках с усталыми лицами и недвижным тяжелым взглядом. В воронку раскулачивания и репрессий занесло самую крепкую кость, хозяина-землепашца, всех кто имел свое мнение. Мало кто выплыл, а выплывших подъела война. Так начался великий разрыв крестьянина с землей, ставшей государственной, на которой ему отводилась роль сперва подневольного, а позже наемного работника, но никак не хозяина.
С началом механизации сельского хозяйства, дела вроде благогоустраивались, но начался второй этап отчуждения от земли, когда крестьянин стал "сельхозрабочим". И техника вроде стала появляться в Тагашете после военной разрухи, и склады, и гаражи, и дома государством строились, - только все это не принадлежало крестьянину. Оттого с такой легкостью было растащено совхозное добро, и никто не встал на защиту "народного достояния" - так было почти везде и всюду. От ставшей постылой земли и работе на ней бежали в город. А кто оставался, уже работал как придется: чего стараться, если твоя невеликая зарплата не от урожая зависит, а от нормы или рабочего дня.

Помнится всеобщее воровство, помнятся тощие совхозные коровы, которых кормили гнилым сеном из горбатых, уродливо смеченных и пролитых дождем зародов, помнятся поля, на авось вспаханные… Словно затяжная болезнь после советского времени в наши дни перешла в долгую и мучительную смерть. Государство бросило оторванных от земли и отвыкших хозяйствовать на ней людей так же легко, как когда-то с легкостью на заре колхозного строя грабило их хозяйства и пускало в расход хозяина.
Путём раскулачивания и репрессий деревня лишилась не только наиболее состоятельного, но и наиболее передового, предприимчивого и хозяйственного слоя, носителя глубоких многовековых хозяйственно-трудовых навыков и традиций. Ведь так называемый кулак по своей сути представлял собой продукт экономической селекции, наиболее удачливый и предприимчивый хозяин своей земли. И вышел этот хозяин до остатка, был выбит ради послушного советского работника, за невеликую плату готового работать на государство и уже не могущего обойтись без него. Остались механизаторы, наемные сельхозрабочие, и нюхом не нюхавшие, что значит иметь свою землю и обрабатывать ее.

Даже когда годами не платили денег, тагашетские мужики предпочитали  пить, чем пытаться развернуть свое хозяйство.
Все было ожидание, что, может, обойдется, и будет зарплата. Потом долго ждали барина-фермера, который приедет и всех возьмет к себе на работу. В конце концов все было пущено на слом. Земля, ставшая свободной, оказалась никому не нужной. И сколько горечи в словах певца этой земли Виктора Астафьева: "Это вот и есть смысл всей человеческой трагедии, это и есть главное преступление человека против себя, то есть уничтожение хлебного поля, сотворение которого началось миллионы лет назад с единого зёрнышка и двигало разум человека, формировало его душу и нравственность, и большевики, начавшие свой путь с отнимания и уничтожения хлебного поля и его творца, - есть самые главные преступники".
Выше говорилось, что землю в Малых Канышах и Тагашете поднимали в основном староверы, выходцы из Тамбовской и Пермской губерний. Так оно и было. Однако всяких старообрядцев не пересчитать. Какие же проживали в тех местах? В различных источниках говорится, что в Тагашете осели сторонники австрийского (белокриницкого) толка, которые , в свою очередь, делились на кирилловцев и иосифовцев. Деление это произошло уже при советской власти, определяя склонность верующих к тем или иным течениям. В Тагашете якобы жили  кирилловцы, а в М. Кнышах, где проживали Зайцевы, иосифовцы. Кто такие кирилловцы, я так и не понял, а насчет иосифовцов вычитал. К ним относились православные верующие, которые отказались принять соглашательскую с властями политику местоблюстителя патриарха митрополита Сергия в 1920-х годах.

Несомненно, Бахтины из деревни Брагино тоже придерживались австрийского толка, иначе бы брак деда Авдея Голдырева и Степаниды Бахтиной не состоялся. Не вышла бы замуж и Евдокия Голдырева за Григория Зайцева если бы у них были религиозные различия. В одном из ГУЛАГОВских источников вычитал: «Григорий Зайцев, уроженец д. Малые Кныши Идринского района, был 2 года председателем сельского совета, затем после раскулачивания отца отстранен от должности. Спасаясь от преследования, в 1933 году уехал на Артемовский рудник, работал заготовителем в Золотопродснабе. Осужден 10 августа 1938 года на 10 лет ИТЛ как участник контрреволюционной организации, в которую был завербован Котовичем П.А. Умер под Магаданом 9 апреля 1946 года.
Перелистывая журнал «Церковь» № 26 от 27 июня 1910 года, обнаружил фотографию старообрядцев города Минусинска во главе с епископом Иоасафом томским ( дело в том, что все  церкви Красноярского края, в том числе и староверские,  входили в Томскую епархию). Указаны: Епископ Иоасаф, исправник города Минусинска Солонин, начетчик Д. Варакин, священники: Георгий Шарыпов, Даниил Быков, Максим Рыбин, Андрей Санников,  Арсений Шарыпов, диакон Яков Чучалин, председатель совета А. Квашнин, товарищ председателя Л. Труханов, строитель минусинского старообрядческого храма Я. Корнев, иподиакон Шарыпов, член совета Д. Спорышев, И. Труханов, И. Изместьев, церковный староста Т. Григорьев, И. Пуговкин,  А. Басов и  Н. Пешкин. Там же нашел снимок старообрядческого храма в деревне Казанско-Богородское (Тагашет) с припиской кто в нем отправлял службу - священник  отец Петр Зудов. Вот кто, оказывается, был у руля местной церкви староверов в Тагашете.

Решил узнать, где эта Белая Криница. Выяснилось, что Белая Криница это поселок, в котором сейчас проживает 169 человек. Раньше он находился в Румынии, входящей в состав Австрии, и именно здесь иноки староверы Павел и Алимпий, которые искали поддержку, нашли себе архирея (австрийца). Им согласился стать священник из боснийского Сараево, грек,  отстраненный к этому времени от управления епархией. Он согласился возродить для староверов иерархию  и возглавить старообрядческую церковь. Звали его Амвросий (Паппа-Георгополи). Вот ведь как интересно! И здесь в нашей семейной истории обозначился греческий след.
Метрополией и духовным центром новой иерархии стало село Белая Криница, где в мужском монастыре с октября 1846 года обосновался опальный архирей. В январе следующего года Амвросий единолично, что запрещено канонами, рукоположил второго старообрядческого епископа Кирила (Тимофеева), а за ним  и Аркадия (Дорофеева) — так появилась знаменитая Белокриницкая иепархия. Название Белая Криница — (Белый колодец) связано с особенностями местной воды, в ней много известняка и она белая.

После войны поселок оказался в СССР. Сейчас он расположен в юго-западной части Черновицкой области, на Украине, сохранился женский монастырь и церковь. От границы с Румынией всего 12 километров. Нынешняя метрополия из Белой Криницы перебралась в румынский  город Браилово, а наш российский центр австрийцев  находится в Москве, в храме на Рогожском кладбище.
В 1931 г. Зайцевы вступили в колхоз, а в январе 1933 г. оказались в числе раскулаченных. Все отобрали. Андрей Павлович и сын Николай взяли топор и ночью ушли из деревни, а которые не сбежали, их арестовали и, по слухам, расстреляли. Не всех, правда. Остался жив сын Григорий, который был женат на старшей сестре Ксении Голдыревой Евдокии Авдеевне ( 14 марта 1903 г.р.).  Он относился к местной власти, решил, что не тронут. Но и на его завели дело,  пришлось ночью убегать из деревни и поселиться на руднике в Ольховке. Позднее предлагали вернуться, но он отказался.

В одном из ГУЛАГОВских источников вычитал: «Григорий Зайцев, уроженец д. Малые Кныши Идринского района, был 2 года председателем сельского совета, затем после раскулачивания отца отстранен от должности. Спасаясь от преследования, в 1933 году уехал на Артемовский рудник, работал заготовителем в Золотопродснабе. Осужден 10 августа 1938 года на 10 лет ИТЛ как участник контрреволюционной организации, в которую был завербован Котовичем П.А. Умер под Магаданом 9 апреля 1946 года.
Племянница Таня Иванова в 2004 году нашла в интернете Голдырева Поликарпа Никифоровича, 1889 года рождения, русского, из Тагашета Курагинской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. Впоследствии Голдырев П.Н. стал забойщиком в шахте поселка Кузьмовка Куракинского района, был арестован 1 июня 1938 года и расстрелян. Его сын Данила Политкарпович работал в Тагашете счетоводом,  дружил с местным жителем Василием Рогозинским попал в трудармию и погиб в шахте в г. Чите.

Еще одна Голдырева-Афанасенко, родившаяся в Тагашете, вспоминает о том страшном времени, когда ее семью раскулачили: "Младших детей было четверо, брат был женат, его супруга работала в колхозе. Была у нас корова, три овечки, пять гусей, пятнадцать куриц. И вот пришли к нам представители сельского совета во главе с председателем Некрасовым. Забрали все вещи, вплоть до постели. Из погреба вытащили кадки с солониной. Было это в апреле, мы сидели на подоконниках и плакали о корове, которая недавно только растелилась. Всю животину увели. На следующий день нас из дома выгнали, председатель Некрасов вселил в наш дом свояченицу Мамкаеву с мужем.
Мы неделю жили в амбаре, но и тут нам житья не стало. Пришлось нам переехать в рядом стоящий выселок Бесь, в колхоз имени Калинина. Тут нас приняли добрые люди, сами они уехали потом в город, а нам оставили дом. В этом дому мы и прожили до мая 1936 года. 10 мая ночью за отцом пришли, арестовали и увели. Я до сих пор помню ту страшную ночь и туманное утро. Когда отца повели, уже начало светать. Мама вывела нас на улицу за ворота, и мы стояли полураздетые. Нам не дали подойти к отцу. Он только успел сказать маме: "Береги, мать, детей!". Был он выше среднего роста, с темно русыми волосами. А когда сидел на дрожках, весь почернел и сжался в комок, стал такой болезненный... Так с тех пор мы ничего и не знаем о дорогом и любимом отце".

 Об этом Н. Голдырева-Афанасенко написала в статье «Я помню ту страшную ночь». Эти и многие другие, позже обнаруженные сведения, свидетельствовали, что в Тагашете Голдыревых было много,  списки их найдутся,  но о них в свою очередь.
По воспоминаниям Татьяны Галендаровой Иван и Макарий Авдеевичи Голдыревы погибли во время революции, как тогда говорили,  от переворота 1917 года. Возможно так и было, потому что совершенно не известно, что стало с Макарием Голдыревым.
В справке по мартирологу Минусинского уезда сообщается: «Голдырева Степанида Андреевна, 56 лет в 1930 году (скончалась 14 ноября 1951 года). Жительница с. Тагашет Курагинского р-на, неграмотная крестьянка. Раскулачена и в 1931 г. сослана с дочерью 12-ти лет на спецпоселение за пределы района ( в Чулым). Муж умер в 1929  г. Сын Терентий 22 лет взят в декабре 1930 г. в тылополчение на Анжерские копи".

Обнаружился список граждан раскулаченных в Курагинском районе в 1928-1936 гг. Сведения приводятся по Тагашетскому сельскому совету, указаны год рождения, год высылки и примечания (кто получил компенсацию). В числе раскулаченных упоминаются:
Голдырев Никифор Прокопьевич. Род. в 1869. Проживал на территории Тагашетского сельсовета Курагинского р-на ЗСК. Колхозник. Раскулачен, лишен политических прав в 1933 с семьей: жена Елена Павловна,1874 г.р., дети Алексей, 1915 г.р., Иван, 1913 г.р., невестка Александра Сергеевна (Сафроновна), 1913 г.р., их дети Петр, 1939 г.р., Раиса, 1940 г.р. -Архив ИЦ ГУ МВД по Красноярскому краю, Курагинский район в период раскулачивания 1928-1936
Голдырев Даниил Поликарпович, жена -«-Анисья Ивановна, 1891,1909 годы рождения.
Голдырев Иннокентий Афанасьевич, жена -«- Матрена Астафьевна, сын -«- Григорий Иннокентьевич, невестка Аграфена Петровна, внук -«- Никита Григорьевич, внучка -«- Татьяна Григорьевна, внучка -«- Макрида Григорьевна 1870,1870, 1891,1891, 1918, 1921, 1923. 1930 годы рождения.

Наибольший интерес представляет Голдырев Никифор. Он как и дед Авдей,  Прокопьевич.   Год высылки 1933 статья 15. Не исключено, что  Никифор был братом деда.
Далее Голдыревы - Никифоровичи, скорее всего, дети Никифора Прокопьевича:
Голдырев Поликарп Никифорович, жена Устинья Васильевна, дочь Мария Поликарповна, дочь Екатерина Поликарповна, дочь Наталья Поликарповна, дочь Матрена Поликарповна 1891, 1891, 1920, 1923, 1927, 1930 годов рождения. Высланы в Артемовск; компенсация выдана.
Голдырев Матвей Никифорович, жена Марина Несторовна, дочь Степанида Матвеевна 1892, 1895, 1921 годов рождения..
Голдырев Егор Никифорович жена  Анфиса Степановна, дочь Евдокия Егоровна, 1890, 1890, 1921 годов рождения. У большинства срок высылки — 1933 год, статья 15-я
В данном списке бабушка Голдырева Степанида Андреевна ошибочно указана как Афанасьевна, а дети проходят как внуки - «Голдырева Степанида Афанасьевна, внук Терентий Авдеевич, внучка  Ксения Авдеевна 1875, 1911, 1921 годов рождения». Налицо неграмотность тех, кто составлял списки,  или сознательный обман с родством и возрастом. Цель  — не допустить, со стороны бабушки, ссылки малолетних внуков. 

По правде сказать, закралось сомнение. А может мама и дядя Тереша действительно не дети Степаниды Андреевны. Может, родители их погибли в годы Гражданской войны. Ведь толком неизвестно куда делись Макарий и Иван. У них, вероятно, и семьи были. Никого из родни не осталось и спросить некого. Однако позже пришел к выводу - скорее всего, список составлялся задним числом и по наитию, данные указывались приблизительные, как в Туве по Павлу Матонину и его сыну Игорю. Могло быть и такое - разнобоем лиц и данных по их рождению лостигались рекордные показатели высылаемых, одни и те же проходили дважды. Про Макария вообще никаких намеков. Лида с потугом вспомнила, что вроде кто-то из дома Голдыревых убегал через окно, и была перестрелка.
 Терентий Голдырев перед войной женился на девице Марии и сын у него уже был - Григорий. Только любовь быстро угасла и Мария ушла, похитив сына, когда он возвращался из школы. На военную службу Терентия проводили в 1941 году, встретили в 1945.  Служил он на Дальнем Востоке, в трудармии, как «социально-опасный элемент из раскулаченных». Строил железную дорогу от станции Тихонькая, которую позже переименовали в город Биробиджан, до станции Ленинское, что на Амуре. Дорога имела стратегическое значение, что и подтвердилось в войне с японцами.

После войны он  женился на Агафье (Агане) и взял он её с сыном Федором и дочерью Ниной. Вот сколько сразу прибавилось у Голдыревых новых родственников!
Голдырев Терентий прожил всю жизнь в Артемовске по улице Партизанской, дом 26. Знатный шахтер, имел государственные награды за стахановский труд и среди староверов Артемовска и Курагинского района слыл уважаемым человеком, хотя, как говорят, последнее время пил вино и сквернословил. Жил он скромно, если не сказать блаженно. Как-то, по памяти сестры это было в 1983 году, он приехал в гости к родственникам на Урал в кирзовых сапогах и парусиновых штанах, чем не таежный старообрядец Лыков. Татьяна Галендарова вспоминала:  дядя Тереша скончался 18 ноября 1984 года, случилось это в бане. Для старовера чистота — первейшее дело. Может почувствовал дыхание смерти, решил привести себя в порядок.
Мама в 1954 году отдыхала в Жданове (Мариуполе). Наверное, встречалась с Гошей Голдыревым. Сохранилось мамино фото из Трускавца, год 1967, год моего призыва в армию. Там она была и раньше, когда заезжала к Евдокимовым в Кишинев.