Шахтёры

Валентин Губарев
                «Месторождение – природное скопление
                полезного  ископаемого   в  земной  коре,
                разработка которого экономична»
                (Ю.Н.Давыдов «Технология подземных горных работ»)

                «Звезды встретятся с Землёю расцветающей
                И на Марсе будут яблони цвести»
                (Е.А.Долматовский)

Астрономию я не любил. Не знаю, почему? Может быть потому, что не понимал, зачем мне знать, сколько миллионов километров до Марса? Какая разница? Сто миллионов или один миллион? Я что туда лететь собираюсь?
 
А может быть потому, что наша «астрономичка», она же «географичка», она же «классная», она же «Нинка», она же Нина Анасимовна была педагогом высшей квалификации, гением в своем роде. Обычный педагог, когда рассказывает урок, просто бубнит набор цифр и букв, не хочешь слушать – не слушай. Дар Нины Анисимовны заключался в том, что когда она рассказывала предмет, то уклониться от прослушивания было совершенно невозможно. «Астрономичка» как бы мысленно «зависала» над классом, как бы заполняла всё его пространство, а голос её – спокойный и методичный, с некоторым металлическим оттенком, но без дребезжания, буквально прошивал каждого. И, даже, если ты сидел на самой дальней парте, создавалось впечатление, что наша «классная» стоит рядом и буравит тебе мозг отбойным молотком. Глаза в это время у нее маниакально расширялись, руки описывали плавные, магические жесты, походка становилась  пластичной и упругой. Я на неё смотрел и думал: «Вот маньячка. Дай ей волю, она заставит до Марса пешком топать».

Астрономию я не любил. Но однажды, в военном училище, на экзамене по тактике, мне попался билет, ответ на который я не знал. Преподаватель, намереваясь поставить «неуд», в сердцах бросил: «Тоже мне, наследник бога войны Марса. Ты хоть знаешь, где эта планета находится?». Вот тут я, совершенно неожиданно для себя, и выдал всё, что знал о Красной планете, включая расстояние, массу, атмосферу, климат, оксиды железа, Фобос с Деймосом и еще много чего и стал единственным из группы, кто получил «отлично».

Обезьянку или ёжика невозможно научить русскому языку или химии. А человека можно. Значит, знания это как полезные ископаемые. Они где-то глубоко в нас. Знания не закладывают, знания наоборот – добывают. Этим педагоги и занимаются. Учителя это горняки-проходчики, шахтёры, заходящие каждый раз в класс, как в забой, ежедневно пробивающие дорогу в  страшной темноте нашего невежества к светлым и живительным пластам образования.
 
Знания это самый экономичный из «полезных ископаемых», они постоянно обогащаются и приумножаются, им нет предела. Знания, и ничто иное позволят вам, друзья мои, читать, а мне писать. Знания, когда-либо, превратят Марс из пустыни в сад, из Красной планеты, в планету Зелёную.

Но, никогда, увы, знания не смогут лишить нас наследства бога войны.

Скорее наоборот, учёность делает нас наследниками первой очереди.

Но это уже не вина учителей.