Священник Павел Студентов

Евгений Пажитнов
Ищем потомков! 89262371485@mail.ru
...
В 1943 году по распоряжению Управления Псковской Православной Миссии о. Павел (Студентов) был назначен настоятелем Никольской церкви. Отец Павел активно помогал порховскому подполью: прятал оружие, по ночам ему удавалось выводить на свободу военнопленных, работавших на территории крепости. Перед отступлением в 1944 году, немцы угоняли жителей города в Германию. Отец Павел укрывал в Никольской церкви в течении четырех суток более трехсот жителей города, несмотря на угрозы немцев сжечь церковь. До своей кончины 3 ноября 1961 года о. Павел служил в Никольской церкви. После этого церковь была закр.
Вспоминает Анна Петровна Морозова, 1936 года рождения, жительница г. Порхова: «Я очень хорошо помню отца Павла: рост средний, обыкновенного телосложения. Бросалась в глаза и очень впечатляла его совершенно белая борода. Был необыкновенно добрый, даже тогда, когда мы, дети, любили похулиганить: воровали в страшно голодное лето 1947 года у него в саду яблоки. Но отец Павел не ругался…»

В городе батюшку не просто уважали. Среди местных властей было много прежних подпольщиков и партизан, живы были и сотни спасённых им людей… Это случилось в последние дни пребывания фашистов в Порхове. Как сообщал отец Павел священноначалию, немцы запретили ему служить, требуя бежать вместе с ними:

«Несмотря на их запрещение, осмелился 20 февраля, в воскресенье, совершить Божественную литургию, во время которой явились немцы в храм с ругательством. К вечеру 20 февраля им уже некогда было, стали покидать Порхов. Город стали разрушать и жечь. Сожгли и разрушили весь город, а жителей, которые не успели попрятаться, силком угоняли, угрожая, с собою. Оставшихся жителей г. Порхова – более 300 человек – я укрыл в крепости и своём храме, где молились, томились четверо суток, не выходя из храма. Несколько раз подходили к храму, стращали взорвать и сжечь всех тех, кто находился в храме. Каждый раз, не робея, я отстаивал, умолял, просил пощадить, выставляя, что в храме находятся старики и дети. Господь Бог и Святой Николай Чудотворец сохранил храм и всех находившихся в храме».

Церковь в крепости стала убежищем для остатков населения Порхова. Когда-то её защищали древние русские воины в сияющих доспехах во главе с воеводами. Зимой 44-го Господь обошёлся стареньким священником.
/////////////////////
Название свое Никольская церковь получила в честь популярного на Руси святого Николая - святителя и чудотворца. Его культ как заступника и защитника во всех бедах был характерен для русского общества. Имя святителя носила и деревянная церковь в Порхове, построенная в старой крепости. Как и сама крепость, церковь была деревянной и не сохранилась до наших дней. Современная каменная Никольская церковь действовала до 1961 года.

Даже во время оккупации Порхова немцами в церкви проходили богослужения, службу вел отец Павел. Из воспоминаний Афанасьевской Полины Федоровны, участницы Порховского подполья, записаны в 1974 году. «… Отец Павел прятал у себя в алтаре партизан, когда возникала необходимость. Отец Павел на своем веку много натерпелся. В годы войны некоторые священники были в связи с партизанами и действовали совместно против оккупантов. В частности, в деревне Хохловы Горки был священник (отец Федор) Пузанов, он тоже держал связь с отрядом Зеленцова Владимира Александровича».

Из воспоминаний Ситникова Анатолия Александровича о пребывании в немецком лагере с 6 августа 1941 года по 23 июня 1943 г. Воспоминания записаны в начале 60-х годов. Он уроженец г.Орла, попал в плен под Старой Руссой. «…Это было летом 1942 года. Я узнал, что группа врачей-военнопленных выпросила у немцев разрешение сходить в одно из воскресений в городскую Порховскую церковь к обедне. В ближайшее воскресенье наша группа из 10 человек, под конвоем переводчика, из санчасти вышла из лагеря и направилась в городскую крепость, в стенах которой в одной части была ботаника (сад), а в другой деревянная церковь. Мы вошли в церковь, в которой уже шло богослужение. Церковь была полна народу. Пел хор певчих. По окончании обедни отец Михаил, священник, обратился к народу и сказал, что сегодня праздник образу Божьей Матери, что будет служить молебен, и предложил помолиться Божьей Матери, чтобы она сжалилась над Родиной нашей, и чтобы скорее мы дождались мирной жизни. …. Отец Михаил при встрече в городе спросил не нуждаемся ли мы в питании. «Конечно, нуждаемся». Тогда батюшка сказал, чтобы, когда я пойду в церковь, захватил мешок и после богослужения зашел бы к его попадье, которая даст нам картошки… Картошку мы ели с большим аппетитом – это кушанье было для нас – деликатес».

Вспоминает Анна Петровна Морозова, 1936 года рождения, жительница г.Порхова: «Я очень хорошо помню отца Павла: рост средний, обыкновенного телосложения, бросалась в глаза и очень впечатляла его совершенно белая борода. Был необыкновенно добрый, даже тогда, когда мы, дети, любили похулиганить: воровали в страшно голодное лето 1947 года у него в саду яблоки. Но отец Павел не ругался. Он не был пострижен, имел семью».