Господи, прости нас грешных

Владимир Лихунча
   В храм мы с Артемом пришли как всегда, за час до службы и приступили к своим пономарским обязанностям. Артем, это внук мой, с ним то и несём церковное послушание, помогая нашему батюшке в алтаре. Подготовка к службе проходит неспешно, основательно по определённым настоятелем церкви правилам. Каждый служитель прихода знает свои обязанности и старается выполнять их без ошибок, которых, к сожалению, не всегда удается избежать. Каждая воскресная служба (Литургия) своеобразна, не похожая на предыдущую, она всегда новая и каждый раз проходит по разному.
     Артем носил с церковной лавки в алтарь батюшке поминальные записки, наливал лампадное масло в бутылочку, воду в чашу для крапления прихожан, я же долил масло в семи свечник, зажег его, зарядил подсвечники новыми свечами, приготовил теплоту, кадило и приготовился к службе.
   К девяти часам стал сходиться народ, прихожане подходили к образам святых, молились, ставили свечи, подавали поминальные записки, перешептывались друг с другом, ждали службы. А люди все подходили и подходили, постепенно храм наполнился прихожанами, многих из которых я знал, но были и новые прихожане, возможно вновь покрестившиеся или приезжие.
   Призывно отзвонили колокола, поторапливая запаздывающих прихожан на воскресную службу, батюшка выходит на амвон, просит у паствы своей прощения, благословения и служба воскресная начинается. Она идет чинно и размерено, певчие поют и читают на клиросе, мы с Артемием в алтаре помогаем батюшке. Настоятель наш отец Варлаам, хоть  добрый и приветливый, но на службе очень требовательный, чуть допустил оплошность, сразу же  или после службы, получишь замечание, внушение, а то и епитимию. Но мы не обижаемся, понимаем, служба, идут непрерывные молитвы к Богу, нужно быть сосредоточенными, не мешать, а помогать священнику.
   Вот и эта служба шла размерено и без явных ошибок, братья и сестры молились, а мы трудились во славу Божию. Стоя на солее при исполнении «Символа веры» я заметил молодого парня, который как-то странновато себя вёл, крестился своеобразно, вроде и не пьяный, но немножко неадекватен. Постоянные прихожане привычны к появлению таких людей и относятся с пониманием, у каждого своя дорога к Богу. Я подумал, - Надо батюшке сказать о нем по завершению службы.
   А служба продолжалась и после причащения, я вышел на крыльцо, где братья-прихожане обсуждали поступок одного нашего, всем известного, прихожанина, который насильно вытолкал того странного парня за плечи из храма со словами: «Еще раз здесь появишься, с лестницы спущу!». – Скажи, - обратился ко мне один из обсуждавших этот происшествие,
- правильно поступил гонитель или нет? Я, задумавшись на мгновенье, ответил – Нет! Зачем гнать-то, ничего плохого он не сделал! Да ему и не дали бы братья, как они сами сказали, - Мы всё видели и контролировали его поведение. Вон оно что!? А я думал, что не достоял службу человек, ушел по какой-то причине. Вернувшись в алтарь, я рассказал о случившемся батюшке. – Зря, не надо было так поступать! – ответил отец Варлаам и покачал головой.
    Закончилась служба, народ разошелся по своим делам, вот и я, прибравшись в алтаре, вышел из церкви и направился домой, а на душе было пакостно и стыдливо.
   Весь остаток дня, нет-нет да вспомнится тот случай, - И зачем было из церкви этого человека выталкивать? Как-то получилось не по-христиански, человек пришёл к Богу, а его из храма выставили. Ну и что, что вёл себя странно? Я тоже, когда начал в церковь ходить, то по недоразумению или неграмотности своей делал множество ошибок. Хорошо, что меня, в большинстве своём, окружали добрые, душевные люди. У них-то я и учился первым премудростям христианского общения, да ещё в первых беседах с батюшкой набирался сил и знаний духовной жизни. Так и живу, учусь азам православия, крепну в вере Христовой, учусь смирению и терпению. Все мы перед Господом нашим равные и любящие, от батюшки до несмышлёного крохи младенца на руках матери, не выше и не ниже. Нам нужно учиться любить друг друга, уважать и быть терпимыми. Обидев человека, впервые пришедшего в храм, своим замечанием или поступком, вольно или не вольно, ставишь его в неловкое положение перед окружающими. Делаешь его виновником какого-то неправильного действия, про который он и не догадывается. Многие, после такого первого посещения  церкви, уже второй раз могут и не прийти. Вот и получается, Господь в дом свой привёл человека, а мы его выгнали.   
   И пришла мне на ум, когда-то услышанная притча:
«Пришел человек в храм.
И тут к нему один подходит и говорит: «Не так руки держишь»!
Вторая подбегает: «Не там стоишь!»
Третья ворчит: «Не так одет!»
Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»…
В конце концов, подошла одна женщина и говорит ему:
«Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал.
Слышит голос с неба:
— Что не пускают тебя?
Поднял человек заплаканное лицо и говорит:
— Не пускают!
— Не плачь, они и Меня туда не пускают…»

    Спросите: «К чему бы это всё?» 
   - Да, так, размышляю!   
    Господи, прости нас грешных…
                02.08.2018г.