Привет от Евтушенко из 1994 года

Монахов Владимир
Исторический факт - Евгений Александрович Евтушенко трижды посещал библиотеку русской поэзии Виктора Сербского. А недавно в Братске побывали сибирские евтушенковеды В.Комин и В.Прищепа,которые представили четвертый том биографии поэта.В этом томе есть страницы о посещении поэтом библиотеки поэзии.Эти заметки могут стать страницей новых изданий евтушенковедов Сибири.
___________________________________________



Евгений Евтушенко был трижды в библиотеке поэзии Виктора Сербского.И трижды заполнял формуляр читателя.Первый визит состоялся 2 июня 1994 года.И хотя в формуляре поэт написал,что читателем библиотеки числится с 1968 года,но это так, для красного словца.Поэт любил создавать легенды о себе.Почему он поставил эту дату?Это время,когда Сербский приехал в Братск со своей поэтической библиотекой из Норильска.И Евтушенко принял это время за основу,гипотетически посчитав в шутку,что мог побывать в библиотеке именно в этот год. Хотя тогда такого не случилось. Библиотека поэзии была еще маленьким частным собранием энтузиаста.Известный библиофил выложил перед всемирно известным поэтом гору книг и публикаций в различных журналах. Евгений Александрович успел тогда сделать более 60 автографов.И ни в одном на удивление и наше восхищение не повторился.Позже В.С.Сербский расскажет об этом визите знаменитого писателя в книге "Заросли судьбы"(2008 год)


Евтушенко приехал в Братск по случаю 20-летия публичного чтения глав поэмы "Братская ГЭС". Читал её в новом Дворце культуры "Энергетик",который официально уже назывался Дворец искусств города Братска.Но это название не приживалось.Все и поныне говорят "Энергетик". Большой зал Дворца был наполовину пуст, или наполовину полон,кому как понравится.Евгения Александровича это явно задело.Он уже привык к переполненным залам, и тем более в Братске. Но поэт не подал вида. Оно и понятно,визит случился спонтанно и сообщений о приезде Евтушенко почти не было, а многие любители поэзии потом сокрушались,что не смогли попасть на эту встречу.В последующие два приезда встречи уже проходили при полном аншлаге - сибиряки в 2003 и 2008 годах оправились от экономического шока,и снова стали ходить активно на Евтушенко.

А в тот день Евгений Александрович много рассказывал о событиях 20-летней давности.Педалировал на истории о молодой крановщице Нюшке,безмужней молодой маме.Естественно,припомнил историю,как несколько женщин,после чтения главы "Нюшка" в рядах зала в поддержку поэта встали и подняли над головой своих малых детей.Это уже хрестоматийная история,описанная много раз. Но поэту было приятно её вспоминать!

Подробно рассказал о случае,как в котловане строящейся гидростанции на него упали несколько теплых капель сверху,хотя в небе не было ни тучки. И, подняв голову, поэт обнаружил,что это писал сверху малыш,которого держала на весу, выставив из будки, крановщица.Некуда тогда было деть детей в Братске и женщины брали их частенько с собой на смену. Город не поспевал с детсадами.


В первом читательском формуляре 1994 года,заполненном собственноручно Е.А.Евтушенко, вписана всего одна книга "Второе пришествие бытия". Это была моя книга верлибров,которую и предложил Виктор Соломонович поэту.Своей рукой Евгений Александрович записал сборник стихов, сократив последнее слово. А стоящий рядом автор написал на сборнике стихов для знаменитого поэта автограф.Я тогда традиционно для всех на сборнике писал "Наше время для стихов". Эти слова начертал и для Евтушенко. Он сказал - отлично и пожал благодарно руку!

Я не знаю - читал ли Евтушенко мои верлибры,забрал ли книгу с собой в Москву, или оставил в братской гостинице за ненадобностью. И сам эпизод вспомнился лишь сейчас,когда руководитель обновлённой библиотеки русской поэзии Екатерина Сербская достала на днях книжный формуляр и показала мне.Но,главное, почти десять лет спустя на встрече с местными поэтами Евтушенко дал мне ответ - сразу же заговорил о верлибре, как не очень позитивном явлении в современной отечественной литературе,призывая больше писать в рифму, на которые богат русский язык. И тут пришлось с ним принародно круто поспорить! Мнения присутствующих при нашем споре разделились. Кто-то был на моей стороне,кто-то поддержал маститого поэта. Так эта история,которая началась в библиотеке В.С.Сербского, неожиданно срифмовалась и получила своё логическое завершение...Каждый из нас остался при своём мнении.Я его отстаиваю еще в нашей жизни,а Евгений Александрович уже в вечности!...

Но вернёмся к поэме "Братская ГЭС". Вот что рассказал Фред Павлович Юсфин журналисту Арнольду Харитонову:

Отношение Фрэда и «Глобуса» с Евгением Евтушенко - особая тема. Они познакомились в 1963 году, когда поэт в очередной раз попал в опалу к властям. Как-то не так он вел себя за границей, не с теми, с кем надо, встречался. Юсфин узнал, что Евгений Александрович отсиживается в Зиме, узнал и телефон. Позвонил. Представился: «Председатель Клуба интернациональной дружбы «Глобус»... «К какой национальности вы меня причисляете?» - раздраженно спросил поэт. Когда узнал, что его приглашают в Братск выступать, спросил: «Ты что, ненормальный, что ли? Знаешь, что мне запрещено выступать?» - «Знаю, - ответил Фрэд, - приезжайте».

Евтушенко приехал. Выступал в летнем кинотеатре. Юсфин возил его на Усть-Илим. Поэт въедливо обо всем расспрашивал, во все вникал - что-то зрело.

Расстались друзьями. Евгений Александрович взял с Фрэда слово, что тот обязательно навестит его в Москве.

Слово сдержал через полгода. И услышал поэму «Братская ГЭС». И сетования - никто не публикует, требуют бесконечных правок. Главу «Прохиндей» нельзя печатать, то нельзя, это нельзя. Получил от Юсфина неожиданное приглашение: «Поехали в Братск - прочтешь, как написал».

3 мая 1964 года они были в Братске. Евтушенко читал поэму в новом доме культуры «Энергетик». И снова зал переполнен. И снова - аплодисменты, овации...

Потом была эпопея с выдвижением поэмы на Ленинскую премию. Выдвинула редколлегия журнала «Юность», редактором которой был Борис Полевой. Этот журнал и опубликовал «Братскую ГЭС» - почти без купюр. Полевой прислал Юсфину письмо, просил поддержать. Но поддержка не помогла: ленинский комсомол устроил автору и поэме мощный, хорошо организованный «отлуп» - и никакой премии, конечно, не дали. Похоже, никто на это и не рассчитывал, скорее всего, это был жест вызова, по тем временам - очень смелый.

Как-то Фрэд спросил знаменитого журналиста Анатолия Аграновского: «Тебе не кажется, что Братск - глубокая провинция?» - «Господь с тобой! - ответил мэтр. - Да Братск - куда более столичный город, чем Москва».



А вот как подробно написал об этих событиях почетный гражданин Братска Фред Юсфин в эссе "Евтушенко в Братске. 1964":




Свою версию пробивания к читателю поэмы "Братская ГЭС" рассказал поэт Евгений Евтушенко в книге "ВОЛЧИЙ ПАСПОРТ"