Среди людей. Глава 39. Слава

Марина Клименченко
      После доверительной беседы наши со Славой симпатии усилились стократно и мы решили дружить всю жизнь. Внезапная общность окрылила парня, а мне прибавила беспокойств и головной боли. Летние каникулы закончились, и проблемой номер один для школьника, давно не напрягающего интеллект, стала учёба. Бесплатное высшее образование ему уже не светило. Слава досадовал, но заносчиво считал, что можно работать грузчиком без всяких дипломов, лишь бы хорошо платили. Разницу между необходимым и любимым делом, выбранным на годы, он в полной мере не улавливал. А я давно знала цену призвания и не представляла умного юношу в коллективе возрастных полуграмотных алкоголиков - в лучшем случае со временем займёт должность кладовщика, в худшем - сопьётся. Нет-нет-нет! Надо мечтать и дерзать!
      Мы часто спорили, обсуждая возможные профессии и взрослую жизнь. Для её успешного начала следовало срочно покончить с прогулами. Обещание взяться за ум я получила уговорами. Слава перестал ходить мимо школы, и бесконечные "неуды" за пропуски уроков исчезли. Зато борьба с "трояками" затянулась. Позабыв про приятелей и развлечения, я запальчиво окунулась в мир рефератов, сочинений и контрольных работ. Сразу после занятий в гимназии Слава приходил ко мне домой, мы быстренько обедали, обменивались новостями, потом до ночи что-то читали, писали, решали, переводили английские тексты и учили длинные стихи. Бесконечную образовательную рутину прерывали только привычные тренировки. Спорт по-прежнему держал нас в тонусе. 

      Из-за плохого зрения Слава не очень-то интересовался книгами. С определённым расчётом на шестнадцатый день рождения я купила ему контактные линзы высокого качества. Не ошиблась! Мой дружочек вмиг избавился от застарелого комплекса и глянул на мир так восторженно, будто только что на свет народился. Из чувства благодарности он схватился за учебники, и немного спустя в дневнике запестрели отличные отметки. Полгода мы терпеливо жили одними "надо".
      В конце концов Слава успешно окончил школу и мне на радость задумал поступать в институт физкультуры, чтобы стать тренером для людей с ограниченными физическими возможностями. Его знания по русскому языку и биологии превосходили уровень многих абитуриентов, однако профилирующей в выбранном ВУЗе была физкультура.
      Юный атлет прекрасно поднимал штангу, подтягивался на перекладине, отжимался от пола, прыгал в длину, а вот бегать не любил и не умел. Соответственно, некоторые прописанные в памятке абитуриента нормативы показались нам заоблачными. Несмотря на июльскую духоту, пришлось торить дорожку на ближайший стадион. По часу в день, задыхаясь и обливаясь потом, Слава осваивал дистанции на сто и тысячу метров. Я усаживалась поодаль в тенёчке и секундомером фиксировала результаты. С каждой неделей они улучшались и к нужному сроку дотянули до заветных цифр. Всё! Можно смело подавать документы на выбранный факультет - бюджетное место гарантировано! 

      У приёмной комиссии вопросов не было, врачебную справку никто внимательно не просмотрел. Лишь через несколько дней выяснилось, что с высокой степенью близорукости не положено учиться на выбранном факультете. На важные бумаги обидным клеймом легла печать "не годен".
      Слава разом остался без цели и надежды, растерялся, помрачнел и вновь заговорил о работе грузчиком. Но уже без уверенности в её преимуществах. Хорошо, хоть про пиво не вспомнил! Я тоже сильно расстроилась - столько стараний насмарку! К месту вспомнилась моя неудачная попытка стать учителем. Надо же, как похоже застопорились выбранные пути! Значит, у судьбы другие планы. Не снова ли к медицине подталкивает? Теперь уже Славу. По складу ума и характера он идеально подходил для этой сферы, правда, о ней не помышлял.
      Всё решило целевое направление на бесплатное обучение в медколледже. Оно свалилось манной небесной - в поликлинику, где я работала, поступили соответствующие путёвки для детей сотрудников, причём с гарантией последующего трудоустройства. В тонкости семейных связей главный врач не вникал, и я представила чужого ребёнка своим племянником. Производственный договор был экстренно подписан, Слава блестяще сдал экзамены и поступил на фельдшерское отделение престижного учебного заведения. Когда впервые облачился в белый халат, обомлел от неожиданности, да и я удивилась лихому развороту.

      Поначалу лечебная наука показалась первокурснику заумной. Особенно мудрёными были занятия по латинскому языку и анатомии. Эти предметы действительно сложные, а преподаватели попались очень требовательные! По доброй привычке мы со Славой разбирались в учебных трудностях вместе. Все дисциплины я подробно изучала в ВУЗе, потому легко разъясняла и комментировала любую тему.
      Мой воспитанник был любопытным, внимательным, усидчивым, имел цепкую память и аналитическое мышление. Вскоре он стал лучшим студентом курса, чем я очень гордилась! Наше взаимопонимание крепло, стремления объединялись, мы прощали друг другу нечаянные обиды и дорожили взаимной привязанностью. О случайном выборе профессии не пожалели ни разу! 
      Когда меня свалила с ног тяжёлая болезнь, Слава разом повзрослел и сполна доказал свою надёжность. Он милосердно выполнял мои просьбы, делая сносной лежачую жизнь. После операции на позвоночнике я обслуживала себя с горем пополам, передвигалась по комнате медленно и осторожно. Четыре месяца резко не поворачивалась, не нагибалась, не садилась. Мамино здоровье тоже оставляло желать лучшего.

      Слава приходил к нам ежедневно, усаживался у изголовья моей кровати, рассказывал о студенческих делах, потом выполнял домашние задания, ходил в магазин, делал уборку, варил какой-нибудь супчик и перед сном выводил меня на прогулку. Уцепившись за крепкий локоть, я обретала некоторую физическую стойкость. Изредка мы смотрели художественные фильмы, читали про Джен Эйр, Мартина Идена, графа Монте Кристо или запускали простые компьютерные игры.
      За полгода нетрудоспособности моё материальное положение сильно ухудшилось, и Слава нашёл вечернюю подработку в статистическом бюро. Небольшие деньги, как дополнение к повышенной стипендии, покрывали его скромные нужды. Мы категорично не желали какой бы то ни было зависимости от родителей.

      На третьем курсе необходимости в интеллектуальной поддержке мой друг уже не испытывал, но я ещё писала рефераты, статьи, стихи для стенгазет или весёлые поздравления девушкам. Когда Слава влюбился в одногруппницу, дежурная женского общежития только успевала выдворять его из девичьей комнаты. Вскоре по указанию разгневанного коменданта дорога в "малинник" закрылась наглухо и медицина невольно получила первостепенную значимость.
      Теория познавалась с трудом, а в практике Слава преуспел! Он уверенно делал инъекции, перевязки, накладывал и снимал швы, оказывал экстренную помощь, мог заподозрить опасное заболевание или дать дельный совет по укреплению здоровья. Учителя его горячо нахваливали, пациенты искренне благодарили.
      Перед государственными экзаменами мы проштудировали каждый билет, но случайно упустили сложный раздел про инсулины. Как раз по моей специальности! Я беспокоилась всю ночь, даже нормально не поспала. С утра пораньше схватилась за телефон и прочла Славе толковую мини-лекцию. Он слушал её по дороге в колледж и посмеивался над моей нервозностью. А через час вытянул билет с этим вопросом. Вот и вспомнил заполошную "тётю"! Разумеется, ответил по теме без запинки. Спустя неделю в кармане был диплом в красной обложке! Я облегчённо вздохнула и мысленно поблагодарила судьбу и свою безупречную интуицию.

      
      На фото Слава в 20 лет. Архив автора.
      Окончание - http://www.proza.ru/2018/10/07/645