Кино и жизнь

Япет Сатурнов
(наброски)               
                «Жизнь моя кинематограф,
                Чёрно-белое кино.»
                (Ю.Д. Левитанский)


     Такое восклицание, пожалуй, мог бы себе позволить всякий, обладающий глазами и зрячий, а не только имеющий отношение к этому виду искусства как человек профессии или зритель. Поскольку зарождение самого искусства, как такового, можно смело отнести к возникновению первого органа чувств.
     Хотя древние религии и намекают, что началось всё с желания.

«...желание- оно было первым семенем мысли», - гласит Ригведа (1).

«Да будет Свет!», - говорит Библия (2).

      И вот, возжелалось, потекли мысли, стал Свет.  Можно было уже увидеть его, оценить и сказать, что он хорош!

     По желанию Творца, как сказано в Библии, произвели земля и вода «всякую душу живую по роду их» (3). И всякая же душа живая, получившая в дар вместе с перьями, мехом, чешуёй да плавниками, грацией и пластикой разумных движений, голосом, листочками-лепесточками, ароматами и тому подобное, также и чувства их восприятия, начала продуцировать и развивать эстетическое чувство, демонстрируя полученные дары в выгодном для себя свете. Творя образы пением, танцем, архитектурой гнезда и логова. Образы привлекательные и пользующиеся в свою очередь спросом среди других обладателей органов чувств, искавших приятных ощущений.
 
     Возможно... Возможно вот так, плодом желания и чувства, явилось на земле искусство. И, «... из всех искусств для нас важнейшим...» (4)  когда-то был объявлен кинематограф. Пожалуй, наиболее удачная симуляция самой Жизни, поскольку «сценой кинематографа является весь мир» (5)

      Это краткое и сумбурное предисловие, по киношному спрессовавшее время эволюции живого, понадобилось для пояснения оснований, изложенных ниже мыслей. Где, собственно, об искусстве более ни слова.
;
      Предметом интереса дальнейшего рассмотрения являются найденные кинематографом средства, позволившие добиться потрясающих успехов в выразительности передачи зрителю реальности образов. И поиск взаимных аналогий в кино и жизни среди способов описания представлений о явлениях мира, разворачивающихся из точки внимания в порядок, формы, и события.
 
     Основным и самым наиглавнейшим ощущением от наблюдения за жизнью является ощущение изменения, производимое органами чувств и позволяющее всему живому биологических видов быть сытыми, довольными и избегать опасностей.

     Интуиции создателей кинематографа не могли прийти ниоткуда кроме как из самой жизни человека, как такового. И стремление творцов к максимальному реализму в передаче жизненности на экране неизбежно приводит к сближению используемых методов, способов и средств с принципами организации самой жизни. Необыкновенно полное вовлечение зрителя в события, происходящие на экране достигается как фотографической точностью воспроизведения окружающего мира, так и специфическими приёмами, имитирующие психические состояния человека.

     Кинематограф ввёл в употребления новые слова, обозначающие специфические понятия нового искусства и придал новые смыслы уже известным словам. Кинокамера, проектор, экран, киноплёнка, кадрик, монтаж, план, эпизод, сценарий, трюк …

     План, эпизод, сценарий, трюк, виртуализация и тому подобное в поисках аналогий в человеке отсылают к организации феномена сознания и психике человека. Однако, тема эта сколь интересна, столь глубока и обширна. Для наброска ограничимся телесным. Тем, что углядели в киноплёнке и манипуляциях с ней приёмами монтажа.

     Кадр (от французского cadre – «рамка») – единичное фотографическое изображение объекта съёмки и элемент кино- и видеоряда, отдельное  изображение, называемое кадриком. Или отрезок киноплёнки, называемый монтажным кадром. Последовательное соединение единичных кадриков, содержащих отдельные фазы движения, в киноленту, при демонстрации её со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, образует на экране картину непрерывного движения.

     Перед взором человека ежемоментно предстаёт картина мира аналогичная представляемой кинематографом на экране. Но, что же в самом человеке производит этот «фильм»? Вероятно, стоит обратиться к органам чувств, как поставщику восприятий с границы Мира и «меня».

      Единичный кадрик киноплёнки представляется аналогом производимого нервной системой нашего организма потенциала действия. Имеющего также название нервного импульса. Потенциал действия генерируется при воздействии стимула мира на нервное окончание подобно возникновению изменений в фоточувствительном слое кадрика при действии на него света. То есть способ восприятия мира используемый кино-фототехникой аналогичен естественному восприятию живого человека.

     Многие философы (6) с успехом использовали достижения кинематографа в исследовании когнитивности. Понятие единичного кадрика киноленты породило представления о существовании аналогичных нейрофизиологических образований в живых организмах. Возникли идеи, что мозг воспринимает информацию от органов чувств с частотой около десяти герц такими же порциями-кадриками, так называемыми элементарными событиями восприятия, которые формируются группами нервных клеток. Таким образом, стимулы мира в различных кадрах могут отличаться; стимулы, попавшие в один кадрик могу отсутствовать в следующем. Вероятно, этим можно объяснить, почему пулю, пролетающую перед глазами заметить невозможно, а ракету, летящую с такой же скоростью, удаётся даже рассмотреть в деталях.
 
     Кадр же монтажный – отрезок киноплёнки, содержащий определённый смысловой отрезок, момент действия в соответствии с режиссёрским замыслом, имеет отношение и находит аналогии уже в высшем уровне иерархии нервной деятельности. Пространство каждого такого кадра обширнее единичного кадрика ленты, но и он имеет своё место и порядок следования на пространстве всего фильма. Повинуясь воле режиссёра, в кадре сжимаются и растягиваются пространство и периоды, сей же час материализуются в изображении представляемое будущее и вспоминания прошлого, меняется темп, приковывается и освобождается внимание искусной работой в мизанкадре оператора, актёра, монтажёра...

     Художественный монтаж, выстраивающий кадры в определённом порядке, позволяет добиться синергетического эффекта усиления значения определённого кадра, рождения нового смысла. "Художественный монтаж - это в буквальном смысле слова накопление кадров фильма с целью придания им значимости, глубины и жизненности. Это - основа динамики фильма.Это - основной процесс построения фильма, самая суть поэтики кино."(5) Не то ли присуще и действию разума, находящегося в сознательном состоянии - сути поэтики жизни? 

      Такой специфический элемент кинематографа, как монтаж, позволяет визуализировать не только внешние образы, но и внутренние психические чувства и переживания. Благодаря его методам годы сокращаются до минут и, напротив, мгновения растягиваются и в них помещаются годы воспоминаний. Что сродни нашим представлениям о настоящем. С одной стороны, неуловимом моменте между прошлым и будущим, с другой стороны, вполне осязаемым промежутком времени – секундой, днём, годом, веком. Наиболее чётко человеком различаются временные промежутки длительностью две-три секунды. Хотя, возможно наш мозг таит в себе и тайные резервы, подобные открытым в технологиях цифрового видео алгоритмам сжатия данных, для хранения не полной информации о новом кадре, а лишь его отличия от предыдущего кадра.

      Фиксация вниманием каждого отдельного события, маленьких единичных «кадриков», элементарных наблюдений, где-то там, на границе организма и остального мира, формализованных нервной системой в нервные импульсы, «слизнувших» своим чувствительным слоем впечатление с доступной им части мира, создаёт поток этих впечатлений для творения образов и создания целостной картины окружающего.  Соединение этих впечатлений со своим, каждого кадрика-наблюдения, местом в порядке следования образует упорядоченные дискретные части, доступные для сравнения, анализа и принятия решения.
 
     Так из потока содержательных частей наблюдений, выстроенных подобно киноплёнке в жёстком порядке первоначального запроса миру, в становлении текущего предыдущим и их сравнении, рождается ощущение изменения и сама разумная деятельность.

     Разумная деятельность, как процесс дискретизации, поступающей от каждого специфического органа чувств, информации, организации её последовательного потока, сравнения частей, анализа, выводов, принятие решений, формирование и производство реакций. То есть, для организации разумной деятельности необходимо и достаточно одномоментной реализации трёх функций: рецепции, памяти и аналитической.

     Кинематограф во второй половине XIX –ого века подарил человечеству приятную для созерцания модель жизни, реально воспринимаемой, насыщенной выразительными эмоциями. А философам дал новый материал к осмыслению.

     Физически упорядоченно, один за одним, соединив эти самые моментальные снимки в киноленту. Явив, так сказать, наглядно, необходимейшее условие для перехода количества неких качеств в новое качество -  наличие замысла. Творческого, из самого себя возникшего, плана по организации достижения потребной или возжеланной цели. Цели, как состояния обретения нового смысла, годного к использованию в качестве средства для формирования новых целей.

     Таким образом, принцип последовательного соединения в порядке последовательности отснятых отдельных кадров в ленту очень точно визуализирует соединение порядковой и содержательной частей нервного импульса с последующей организацией их обработки на высших уровнях нервной системы (...тут одноклеточные передают привет, дескать, а у нас как? – В другой раз, ребята!).
 
     Всё гениальное неисчерпаемо! Жизнь тем более. И кинематограф неожиданно открыл людям её суть, как процесса несения смысла, то есть его творения, сохранения, передачи и восприятия. Смысла, как нечто, обеспечивающего понимание. Расхожие выражения "жизнь идёт", "время течёт" вдруг обрели реальное воплощение и ясное объяснение этого смутного чувствования течения. Идут и текут кадры-наблюдения, соединившие в себе порядок и содержание, нервные импульсы. Элементарные наблюдения. Они рисуют разуму изменчивую картину мира.
 
     Киноплёнка представляет собой и уникальную иллюстрацию представлений о прошлом-настоящем-будущем.

     Отснятые кадры-прошлое. Кадр, в котором идёт процесс экспонирования- скоротечный, неуловимый в восприятии, момент настоящего. Чистая, не отснятая часть плёнки – вероятное будущее.

          Фотограф плёнку проявил. На ней события того, что было.
          Полу-размытый кадр "не-до-сейчас".
          За ним два чистых, Будущего не случилось...

     Все кадры составляют непрерывный поток зрительных образов.
     Течение жизни описывается кинематографом наложением на единый равномерный ритм кадриков ленты, этого пространства, места на физическом носителе, содержания замысла Мастера-творца. Содержание замысла –сцены выстроенных Режиссёром смыслов и ритмов впечатлений. Кадрик, мизанкадр и кадр, не великолепная ли и наглядная демонстрация единства и гармонии общего принципа организации жизни на всех уровнях её иерархии?
 
     Если сама лента (поток нервных импульсов) представляет собой  носитель порядка, основу абсолютного времени, как говорится, его техническую ипостась, то содержательная её часть, созданные ощущения, образы, есть результат действия Замысла от «системы высшей нервной деятельности» – Режиссёра (Разума).

     А фильм и жизнь представляют собой труд Души, Разума, Рассудка... и Желудка (как о директоре и спонсорах забыть).

                «И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
                Как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны...»
                (Ю.Д. Левитанский)



.....................
1. Древнеиндийская философия. Начальный период. Пер. с санскрита. М., «Мысль», 271с.,1972,(АН СССР.Ин-т философии.Философ.наследие). стр.35, (космогонический гимн)Ригведа,Х,129
2. Быт.1:3
3. Быт.1:20,24
4. В.И.Ленин ПСС.5-е изд.-т.44-с 579,Беседа В.И.Ленина с А.В.Луначарским.
5. Дж. и Г. Фелдман Динамика фильма, М., “Искусство”,1959, 209с.
6. Алюшин А.Л.,Князева Е.Н. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени. Изд.3-е, стереотип. – М.: Издательство ЛКИ, 2014. – 240