Глаза у них были человечьи

Надежда Байнова
  Татьяна сидела у окна и курила третью сигарету подряд, и думала, что пора бросать. Ей уже почти сорок. Две трети своей жизни она курит. А научил её этому зять, муж старшей сестры. Как ловко у него это получилось! Угостил пару раз, а ей понравилось. Именно тогда он начал за ней ухаживать. Он гладил её по спине и говорил разные красивые слова... Что она уже большая девочка и у неё должен быть мужчина, такой, как он, сильный и щедрый. Правда, особой щедрости от него она не видела, но кое-что ей перепадало. Он мог свозить её в город на цирковое представление или в кино. Мог купить ей коробку конфет, или угостить её вином и сигаретой. Но любовниками они не были, хоть сестра и подозревала мужа в измене.
Чтобы убедиться в свое правоте, однажды сестра оставила их одних. Стоило сестре отъехать от дома, как зять повалил её на кровать и, снимая с неё одежду, пытался овладеть ею. Сестра успела приехать вовремя, ничего страшного не произошло. Но обвинила в случившемся она не мужа, а её, свою младшую сестру, которую тут же с позором выгнала из дома. Какое-то время Татьяна жила у подруги, но после рождения сына сестре с мужем стало её не хватать. И скоро её привезли обратно. Должен же был кто-то заниматься ребёнком. Последнее время сестра стала злоупотреблять спиртными напитками и частенько не могла справиться со своими материнскими обязанностями, и, если бы не Татьяна, то не известно что стало бы с малышом. Именно её, а не свою родную мать, он впервые назвал мамой.
     Зять редко бывал дома, работа его была связана с длительными командировками, но когда приезжал, то всё повторялось. Он домогался её. Однажды племянник заболел и нужно было срочно поехать за лекарствами. Зять вызвался отвести Татьяну в аптеку, ссылаясь на то, что в лекарствах он ничего не понимает. Она села с ним в машину, и он отвёз её, но не в аптеку, а за город.. Время было позднее и она тогда сильно испугалась. Когда он остановил машину, она выскочила из неё и бросилась бежать, но с перепугу не на дорогу, а в сторону леса. Он не стал её догонять, видно, решил, что бежать ей некуда, и она всё равно вернётся к машине. Но она не вернулась. Всю ночь она выбиралась из леса. Вся изодранная и поцарапанная, лишь к утру она пришла домой. Как же ей было страшно одной в этом лесу! Но дикие звери и бездомные собаки не тронули её. Именно тогда она поняла, что люди страшнее зверей. А ведь ей было всего тринадцать лет...
Зять же как ни в чём не бывало лежал на диване и, увидев её, с усмешкой спросил, как она добралась? Не подвёз ли её кто? Тогда она готова была его убить. И если бы ни племянник, к которому она привязалась и не мыслила себя без этого маленького человечка, то, наверно, набросилась бы на это чудовище и уж точно ушла бы из этого дома.
     Но куда ей было идти? Дома её никто не ждал. Мать, после оговора её сестрой, не желала дочь видеть. После восьмого класса она пошла в ПТУ. Потом был институт... Училась и работала. Её сверстницы бегали на свиданье, шептались о женихах, а она торопилась домой к Андрейке. Так продолжалось до тех пор, пока он не подрос и не пошёл в школу. Только тогда она решилась снять квартиру и съехать от сестры, чтобы вместе с этим переездом забыть этот период жизни.
     Как и следовало ожидать, мальчик, после её отъезда, заскучал по ней, стал прибегать в гости и вскоре совсем перешёл к ней жить. Замуж она так и не вышла и детей своих у неё не было. Но всё это уже позади, стоит ли горевать о том, чего не произошло? Андрей вырос, женился. Скоро она станет бабушкой. За него она больше не беспокоилась. Страшно ей было за себя. В последнее время ей стали сниться странные сны. Ей снилось её детство. Вот бабушка ведёт её за ручку... Ей лет пять-шесть, не больше. Навстречу им бежит большая чёрная свинья. Она вырывается из рук бабушки и пинает свинью ногой, а бабушка кричит на неё и говорит, что этого делать нельзя! Ведьма отомстит им за это.
     Ведьма - это их соседка, старая ворчливая старуха, от которой они отгородились высоченным забором, но та всё равно делала им пакости. Но пакостила она им по ночам в образе чёрной свиньи или чёрной кошки. В деревне ходил такой слушок, что старуха эта - оборотень. Раньше часто ходили слухи про оборотней, это сейчас в деревне поутихло: ни ведьм, ни колдунов не слыхать. Днём же старуха преспокойно приходила к ним в гости. Другие соседи удивлялись их дружбе, мол, как они не боится пускать её в дом? На что мать отвечала, что боится, но попробовали бы они не пустить старуху, и те сразу же замолкали. Говорили, что старуха просила мать отдать ей одну из девочек, она подписала бы на неё свой дом, но мать не согласилась. Боялись ведьму все - от мала до велика.  Бабушка не разрешала Татьяне долго смотреть старухе в глаза, боясь, что та внушит ей что-то нехорошее, но она не послушалась её и однажды посмотрела. Ничего такого в них она не увидела. Но когда в очередной раз Татьяна хотела прогнать забежавшую к ним в дом чёрную кошку, то с удивлением заметила, что смотрела эта кошка на неё старухиными злющими глазами. Такие же глаза она видела и у той чёрной свиньи...
Говорят, что животные при рождении какое-то время глядят на человека осмысленным взглядом, но этот взгляд быстро сменяется другим, тухнет. Кто знает кем они были в прошлой жизни? Но если у старухи это были обычные домашние животные, то почему с ними такого не произошло? Она же видела, что глаза у них были человечьи...
     Прошло столько лет, а она всё помнит. А последние два месяца ночами её преследует именно этот страшный взгляд. Как будто старуха хочет ей что-то сказать, но пока у неё это не получается или время ещё не пришло.