23. Эпидемиология

Владимир Озерянин
см.фото:часть нашей группы...   

        Очередными  серьезными,  и интересными  для меня предметам стали  эпидемиология и гигиена.

- Я главный государственный, санитарный врач района, - так нам представился новый преподаватель, - фамилия моя Кочергин Юрий Иванович.
    Перед нами стоял слегка курчавый брюнет среднего роста, с густой черной щетиной на щеках, несмотря на гладко выбритую кожу лица. Взгляд был суровый, но глаза блестели как- то озорно. Лично мне он сразу понравился. Может должность его ответственная меня тогда поразила, трудно сказать.
    Нам польстило то, что в отличии от большинства наших врачей - педагогов, он уже был намного их старше, но при этом старался общаться с нами, как со взрослыми, хорошо понимая, что в большинстве мы еще дети, хотя и уже с большими…
   Он не пытался доказывать нам, что его дисциплина - самая главная в медицине, но при этом неоднократно подчеркивал, что в нашей будущей работе без знания основ – азов профилактической медицины, шагу нельзя ступить.
     Эпидемиология — общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий. Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определённой территории в определённое время среди определённой группы населения.
     Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними.
У нее есть задачи: Определение медицинской и социально- экономической значимости болезни; Изучение закономерностей распространения болезни по времени; Выявление причин и условий возникновения заболеваемости; Разработка рекомендаций по профилактике и упреждению вспышек болезней. Прогноз и прочие задачи.
 Много чего говорил нам этот доктор, но мало что оставалось в наших на то время стерильных головах.  Там речь еще шла и о предмете эпидемиологии и о эпидемиологических методах. Статистическом - логическом анализе.   Но для нас это уже был перебор.
  Видя по нашим глазам, что утомил, он иногда отвлекаясь, переходил на более прозаические и доступные нашему пониманию вещи.
- Ребята, а вы знаете что мы кушаем и пьем? - и смотрел за нашей реакцией .
- Как что? -мычали мы в ответ. - То что купим, приготовим, то и употребляем.
- Ну, к примеру, колбасу, сосиски вы покупаете?
-О, конечно, - чуть ли не хором отвечает группа.
- А вы задумывались когда - нибудь над тем, а из чего и как ее нам готовят?
-Нет, конечно,- прозвучало несколько голосов в ответ, а остальные задумались.
    И Кочергин стал нам рассказывать страсти-мордасти.   Как оказалось, он во время учебы в институте, в составе своей группы бывал во время занятий на этих самых фабриках, и своими глазами наблюдал процесс приготовления всеми любимых «деликатесов». Как производится, и в каких условиях забой скота.   Приготовление фарша и начинка им целлофановых трубок. Масса крыс в цехах, которые в изобилии попадают в чаны с субпродуктами и в фарш. Полная антисанитария на конвейере. И массу других тонкостей. После чего у нас аппетит к колбасным изделиям пропал надолго.
    По приготовлению других продуктов, типа рыбных, молочных и прочих он тоже подробно прошелся. С тех пор лично я надолго задумывался перед полками в магазинах, приобретая, например, шпроты. Зная наперед, что только испорченную кильку срочно коптят и консервируют, чтобы она не пропала.
     Только преждевременно скисшее молоко не отрпавляют в магазины в виде свежего молока, а превращают в кефиры и ряженки. И вообще, чем сильнее подкрашен и ароматизирован продукт, включая алкоголь, тем более он подозрителен.
    На других занятиях по экологии он попросил кого - нибудь выйти к доске и схематично нарисовать фабрику-завод, как она выглядит для простого обывателя. Никто не шелохнулся. Мы были на тот период до такой степени примитивно развиты, что образное мышление отсутствовало напрочь.
- Ладно, тогда смотрите, - он мелом на доске в мгновение ока схематично нарисовал массивный забор, высокую трубу и массивный шлейф дыма.
- Вы согласны с этой картинкой?
  И тут нас пробило: - Конечно да!
" И как это мы сразу то не догадались?" - подумало большинство.
      Занятие было посвящено загрязнению окружающей среды, ущербу природы и нашему личному здоровью от тех выбросов, что производит наша промышленность.   Наш кругозор, благодаря такому предмету и толковому педагогу, стал намного шире.
Как - то в процессе диалогов он объяснил нам, молокососам, разницу между бля.ью и проституткой. Как оказалось, даже в таком, вроде как элементарном понятии, мы тоже плавали.
- Проститутка, мужики, это та женщина, которая продает свое тело за деньги. Это ее работа. А бля.ь, отдается за стакан вина- бормотухи, или просто так, для удовольствия своего, - говорил он. Вот такой был у нас государственный, санитарный врач.

Микробиология. Левчик.
Чем менее значимый предмет, тем мельче по характеру и педагог. Такие наблюдения лично я сделал давно для себя. Микробиологию нам преподавал  большой по массе своей, медлительный, похожий на плюшевого ЛЕВчика, доктор по фамилии Левчик. Тоненьким, писклявым голосочком он читал нам теорию. А его жена, маленькая, тихонькая, блеклая, под стать ему, вела у нас практические занятия по тому же предмету в местной бактериологической лаборатории. Ничему они нас не научили. Я лично из всего цикла, вынес только понятие о какой-то чашке Петри*. И то что в ней зачем  - то выращивают микробов. Как будто их мало в природе.
 
Чашка Петри*- стеклянная(теперь чаще пластмассовая) плоская(типа пепельницы) чашка. Названа в честь ее изобретателя. В ней действительно сеют, и выращивают бактерии. Зачем? (см. в Гугле)).