50. Сила Бога против силы греха

Вячеслав Абрамов
Послание 50.

"Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои."

«…по великому милосердию Твоему сотри грехи мои» – такой ракурс есть в прямом переводе.

Псалом написан Давидом по изобличению его пророком Нафаном в прелюбодеянии с Вирсавией и отправке на смерть её мужа Урии.
Этот грех нанёс огромный урон его репутации, и Писание говорит, что все остальные грехи псалмопевца были ничто по сравнению с этим (3 Цар. 15:5), и что в остальном во все дни жизни своей он не отступал от Божьих заповедей.

В строках псалма – выражение раскаяния и полного осознания своего греха, изливающиеся из сокрушенного сердца. Давид просит у Господа только милости и снисхождения: не относись ко мне так, как я заслуживаю.

"Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,"

Давид был царём и обладал великими заслугами. Он не только много совершил, но и много пострадал во имя Божье. Но получив обличения в грехе, он не приносит на алтарь свои заслуги и добрые дела в противовес злому делу. Он даже не думает, что его служение может искупить грех, а уповает лишь на Божью милость. Он отдаёт себя Божьей справедливости и одновременно в руки Его милости.

Искренность раскаяния видна в том, что осмеливается просить лишь помилования, потому как сам не может простить себя:

"ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною."

Грех оскверняет, он преграждает общение с Богом в благодати. Когда Бог очищает от греха, тогда открывается доступ к Нему, а это главное для Давида:

"Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём."

Он понимает, что прежде согрешил против Бога, обесчестил имя Его. Согрешая, мы отвергаем Его истину, проявляем пренебрежение к Его руководству, Его заповедям.
Какой бы приговор Господь ни вынес, Давид его принимает и подчиняется любому наказанию.

"Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя."

Каждый из нас имеет повод сослаться на то, что с самого рождения опутан сетями беззаконий, и в теле имеет семена греха. И что не он сам выбирал такую участь.

Здесь можно удивиться синодальному переводу, налицо явная нелогичность.   
«Ведь в беззаконии родился я и в грехе зачала меня мать моя» – такой более точный перевод с еврейского текста. Остаётся только думать, что это несущественно.

"Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость."

«Ведь желаешь Ты истины в почках и скрытую мудрость поведаешь мне» – так звучит прямой перевод еврейского текста.

В то далёкое время считалось, что в почках – основа жизни, что в них находятся корни всех внутренних органов. При этом с почками связывали все железы, отвечающие за внутрисекреторную и регуляторную функцию с накоплением «экстрактов тела»: производством «семени», питанием головного мозга, кроветворением.
От почек зависит способность освобождаться от всего, что отравляет. Соответственно, от почек зависит, что изливается наружу: чистое или ядовитое.
Поэтому «истина в почках» означает в духовном смысле силу отдачи и сокровенность отдачи, другими словами – способность к служению не себе, а людям и Господу.
Давид выражает готовность к служению в проповедовании слова Божьего. Чистота помыслов будет свидетельствовать о том, что эту скрытую ранее мудрость явил Господь. То, что Бог требует от нас, Он Сам вырабатывает в нас, но делает это как бы в ответ на просьбу.

Давид надеется, что в самой сокровенной части Бог даст ему познать истину, чтобы различать и избегать искушений. Там, где присутствует истина, Бог даст и мудрость, и тот, кто искренне прилагает усилия в исполнении своего долга, будет научен, как это сделать наилучшим образом.

"Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега."

Иссоп и проточная вода использовались для церемониального очищения прокаженного. Этим Давид признаёт себя «морально прокаженным».

«Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис. 1:18) – это возможно по слову Божию.
"Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые."

Псалмопевец после просьбы об очищении просит утешения, понимая, что утешение возможно только тогда, когда грех – горькое жало скорби, – будет выдернут, и Господь помилует и очистит.
 
Утешение и радость – это уже запечатлённое прощение раскаявшегося грешника, избавление от самого сильного трепета, который сравни боли.

"Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня."

Этого больше всего желает Давид. Он осознал, что грех происходит с осквернения помыслов, поэтому просит Бога сотворить сердце чистое. Если источник чист, поток, изливающийся из него, также будет чистым.
Он молится об освящающей благодати, обновлении внутренней сущности, чтобы в будущем стойко противостоять греху. Это перекликается с предшествующими молитвами о даровании сокровенной истины и о полном очищении.
Он не переживает за свою репутацию (ныне называемую рейтингом), или за своё дальнейшее благоденствие. Нет, он страстно желает, чтобы изменилась его порочная природа, которую обнажил совершённый грех. Но видит, что не в его силах изменить сердце, и поэтому просит Бога, чтобы Он сотворил в нём чистое сердце. Бог благодати – Он очищает нас, чтобы мы были освящены истиною (Ин. 15:31; 7:17).

Грех нарушил связь с духом, вызвал угасание духовной силы, поэтому Давид молится и об обновлении духа правого, а затем просит, чтобы не закрывался для него источник Духа Святого:

"Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня."

Это молитва о том, чтобы повсюду ощущать рядом с собой божественное присутствие, всегда находиться под водительством Духа.
Давид боялся больше всего, что из-за греха Дух отступил от него, и не будет его поддерживать, направлять и исправлять.

"Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня."

Если брать прямой перевод, то Давид просит: «…духом благородным поддержи меня».   Поддержка – это ещё не утверждение, но если по милости Своей Бог даст радость спасения, то это чувство снова вознесёт до духовных высот. 
Молиться о постоянном ощущении божественной благодати – это потребность божьего человека, уповающего на Господа.
Согрешая, мы лишаем себя этой радости, – ощущения Божьего присутствия, и это становится мукой!

"Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся."

Собственно, это Давид и делает, слагая под восстановленным в покаянии водительством Духа этот и другие свои псалмы.

Он учит путям Божьим, и показывает путь к Господу через покаяние. Искать лица Божьего всегда и везде – вот на чём следует сосредоточиться на этапе начала такого пути. Пути, на котором Бог приближается к нам в прощающей благодати. Если Господь отдаляется или скрывается – человек страдает и делает всё, чтобы восстановить благодатный поток.

Раскаявшиеся грешники становились выдающимися проповедниками. Например, Соломон и Павел.

"Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою."

«Избавь меня от кровей» – речь идёт о вине за кровопролитие. Осознание греха и раскаяние обостряют духовное чувство Давида, и он слышит, как пролитая по его вине кровь вопиёт к Богу.
Он  обращается к Всевышнему, как к Богу спасения. При этом обещает, что язык его восхвалит правду Божию, и это походит на задабривание Бога.

Но далее видим, по какой это причине:

"Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:"

Уста псалмопевца были запечатаны грехом. Он не смел воздавать хвалу и тем более проповедовать, став грешником. Из-за стыда Давид не мог прийти в присутствие Бога. И только Господь Своим прощением может снять узы с его уст.

Конечно, он надеется, что в хвале Создателю вознесётся его сердце, и он вернётся к вдохновляющему и вдохновенному для себя делу проповеди.

"ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу – дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже."

В качестве жертвы Давид приносит раскаявшееся, сокрушённое сердце.
Жертвовать от своего богатства, чтобы получить прощение Бога – это не имеет пред Ним никакой ценности.
Жертвы не могут принести удовлетворение за грех, и Бог не может получить от них никакого удовлетворения, если только они не являются выражением любви.

Сокрушённое сердце терпеливо для жезла Божьего и восприимчиво к слову Его.
Сокрушение сердца и тела Христа за грех стало искупительной жертвой, и сокрушение грешного сердца является жертвой Богу, так как она приносится лишь Ему.

"Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:"

Давид ходатайствует о Сионе и Иерусалиме, желая воздать почести Богу?
Смысл стиха не только в этом. Он просит, чтобы его грех не препятствовал духовному восхождению народа и его самого, ибо только подъём в духе удерживает от падений и грехов.
Стены Иерусалима во время царствования Давида начинали воздвигаться. И они имели не только оборонительный, но и духовный смысл. Это означало, что люди начнут объединяться и чувствовать, что обязаны быть в связи между собой, стать ближе и полюбить друг друга.
Обороняя от разрушений и нечистоты, стены обеспечивают исправление, которого не достичь без объединения. И если мы исправим себя, объединимся в любви, то свыше на нас воздействует добрая сила, и «Иерусалим будет отстроен», и тогда этим местом будет управлять свет – божественная сила любви. И тогда все нечистые силы покинут это место, и оно будет предназначено только для людей, любящих друг друга, как и должно быть при полном освобождении или совершенном трепете.

"тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов."

«Тогда захочешь Ты жертвы справедливости, всесожжения и жертвы цельной, тогда возложат на жертвенник Твой быков» – как и ранее, прямой перевод содержит сопутствующие, но достаточно важные смыслы.

Здесь говорится не только о почестях, которые народ Израиля будет возносить Богу как выражение благодарности и послушания.

Цельная жертва – это жертва Завета, жертва неразделимая, от которой человек не вкушает. Это жертвоприношение, которое называют и по-другому, раскрывая его смысл, – всеприношение или возношение.
Оно позволяет не только обратиться, вознести молитву к доброй силе Бога, но и войти в Его скинию, и призвать Его, чтобы Он управлял народом.

В этом заключительном стихе посылается духовный смысл жертвоприношения.
Жертвоприношение в еврейском языке и происходит от слова «приближение». В самом высоком смысле оно означает, что мы приносим в жертву себя, точнее - свой эгоизм, с которым себя отождествляем, и тем самым переводим его в свойство любви с полной отдачей, и таким образом приближаемся к Творцу.

Такая жертва Завета Ветхого указывает на жертву Нового Завета – распятие Христа. Которое было Высшее всеприношение, в котором в Иисусе Христе произошло Спасение для всех нас. Для человека оно означает скачок на уровень, с которого Бог стал так близок – ТОЛЬКО ОБРАТИСЬ!

Это самый известный из псалмов покаяния, он выразительно показывает терзания и стремления раскаявшегося грешника.
Увы, многие приходят к престолу благодати кающимися грешниками, чтобы исповедать свои грехи и просить у Бога милости.
Если при этом ты вознуждался в соответствующих словах, то не найдёшь ничего более подходящего, чем слова этого псалма.

Благодаря духовному вдохновению псалмопевец записал ощущения своего сердца и чувства к Богу, чтобы позднее потомки могли это использовать для выхода из падений и подъёма к высотам духа.