Последний день Помпеи

Тина Свифт
http://proza.ru/2021/08/14/376

К.П.Брюллов родился 12(23) декабря 1799г. в Петербурге, в семье академика. Проявившиеся в раннем детстве незаурядные способности мальчика развивались под руководством строгого и взыскательного отца. Брюллов говорил своим ученикам, как труден путь художника. "Надо начать рисовать с младенчества, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передаёт на скрипке то, что чувствует".

Поступив в 1809 г. в Академию художеств, Брюллов оказался в рисунке сильнее, чем его сверстники. Занятиями руководили выдающиеся педагоги того времени профессора А.Егоров, В.Шебуев и основным - А.Иванов (отец и учитель
Александра Иванова).

Брюллов воспитывался в Академии в годы общественного подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 года.

Иноземное нашествие усилило в русских людях чувство любви к Родине, пробудило национальное самосознание. Академия ещё  не утратила своей ведущей роли в художественной жизни страны. И её преподаватели и воспитанники создавали высокопатриотические произведения на темы русской истории. Широко распространяемые в те годы освободительные идеи повлияли на формировавшееся сознание молодого художника.

Брюллов воспринял от своих учителей вместе с эстетикой классицизма, в основе которой лежал идеал прекрасного гармоничного человека, и интерес к современности.

Рисуя с живой натуры, умея облагородить её, художник стремился передать красоту живого человеческого тела, свойственную ему пластичность форм.

Новаторство Брюллова-ученика сказалось в программе "Нарцисс, любующийся собой в воде", исполненной для конкурса в 1819 году (Русский музей).

Греческий миф о прекрасном юноше, влюбившемся в собственное отражение, позволил молодому художнику создать одухотворенный, полный жизни образ. Обнаженная фигура Нарцисса идеально прекрасна и напоминает античную статую. Но вместо обычного условного классического пейзажа для фона картины автор решил изобразить вид Строгановского сада на окраине Петербурга. Более того, увлекшись разработкой светотени, он показал тень от  дерева, упавшую на фигуру. "Такой способ понимания темы никого не удивил бы в наше время, но в 1819-1920 г. был гениален", - писал  Гагарин в своих воспоминаниях о Брюллове.

Через два года Брюллов окончил Академию с Большой золотой медалью и в августе 1822г. уехал для совершенствования в Рим.
Полный новых впечатлений, Брюллов набрасывал эскизы различных композиций на исторические и мифологические темы.
Одновременно художника привлекала и современная жизнь народа. В ряде картин он правдиво, с глубоким чувством симпатии изобразил простых итальянцев, передав характерные особенности людей различных по возрасту и состоянию."Вечерня"(Римская часовня)!

Интерес к живой натуре, к простой жизни и её правде ещё более сказался в работе "Полдень", которую автор писал на открытом воздухе, под виноградником. Художник изобразил итальянку зрелой красоты, собирающую виноград при полдневном освещении. В прозрачной полутени сияют большие глаза женщины, раскрытые в улыбке розовые губы освещены солнцем. Свет играет на листве, на кисти винограда, на руках и шее, на белой и красной одежде.

В том же, 1827 году, была написана картина "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя". В этом, полном очарования безмятежной юности, произведении художник ещё ближе к формам простой натуры. Естественны красота и грация движений девушки, собирающей виноград, и той, что играет на бубне, растянувшись на ступеньке. Полно юмора изображение босоногого мальчишки в белой вздернутой рубашонке, несущего большую бутыль. И здесь причудливая игра света, проникающего сквозь густую листву виноградника, дала возможность автору показать прелесть живой натуры(масло 1827г. Р.м.).
Такую же цель преследовал Брюллов, когда писал "Вирсавию"(масло 1832г.Г.Тр.г.). Библейская тема послужила лишь поводом для изображения обнаженного тела среди зелени над водой в сложной игре световых рефлексов.

Большое значение в развитии
реалистических устремлений Брюллова имела его работа в области портрета. Виртуозное мастерство живописца и рисовальщика, страстный творческий темперамент, живой интерес к модели и умение подметить самое характерное, неповторимо индивидуальное в человеке придавали его портретам удивительную силу и жизненность. Таков портрет брата Александра (архитектора и портретиста). Свойственный молодому человеку энергичный характер подчеркнут сильным поворотом головы и корпуса. Одухотворенное лицо говорит о внутренней жизни. Также эмоциональны и поэтичны акварельный портрет талантливого ученика и друга Брюллова, художника Г.Г. Гагарина, и автопортрет(около 1833г.).

Значителен по глубине проникновения и выразительности, при внешней сдержанности изображения, портрет крупного политического и общественного деятеля Италии писателя Джузеппе Капечелатро. Скромный портрет Капечелатро поражает глубокой сосредоточенностью человека, погруженного в свои мысли.

Иную задачу ставил перед собой художник в больших парадных портретах-картинах. Они всегда содержат повествование, герои которого действуют в реальной обстановке. Такова знаменитая "Всадница"(Джованина Пачини, воспитанница графини Самойловой). Прекрасное, обрамленное золотистыми локонами, голубоглазое лицо девушки светится спокойствием, составляющим эффектный контраст горячности коня. Всадницу встречает Амация Пачини, младшая воспитанница, детская непосредственность её движений, вызванных радостью встречи, естественна и выразительна. В этом романтически приподнятом произведении автор воспевает красоту и чистоту юности, радость жизни (масло 1832г. Г.Т.г.).

В портрете "О.П.Ферзен на ослике" Брюллов сочетает воедино красоту природы и человека. Лицо изображённой серьёзно и одухотворенно. Тончайшей разработкой оттенков яркого цвета художник создаёт впечатление уходящего в глубину пространства. Этот портрет, проникнутый глубоким поэтическим чувством, - одно из высших достижений Брюллова в акварельной технике, в которой он вообще занимает ведущее место среди европейских мастеров своей эпохи(акварель 1835г. Р.м.).

Картины и портреты создали Брюллову известность, однако, он понимал, что ещё не оправдал надежд, которые возлагались на его талант. Сознавая свои силы, художник долго искал сюжет для большой исторической картины, и только на пятом году своего пенсионерства нашёл его, посетив раскопки Помпеи.

Погребенный под пеплом при извержении Везувия 24 августа 79 года, древний город точно застыл в пышном расцвете. Перед взором взволнованного художника возникли картины гибели людей, страшные человеческие драмы, словно ожило давнее событие в своей ужасающей трагичности. Брюллов задумал воссоздать его на огромном холсте.

В разработке сюжета он следовал описанию события, оставленному современником и очевидцем Плинием Младшим в письме к римскому историку Тациту.

Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности он изучал по экспонатам Неополитанского музея. Фигуры и головы художник писал в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают, как упорным трудом и силой своего богатого воображения талантливый автор добивался наибольшей правды и выразительности картины.

На большом эскизе (1828г.), полном стремительного движения и экспрессии, запечатлен один из первоначальных вариантов композиции. Он отличается от картины меньшим количеством фигур и групп, их расположением. Здесь полное соответствие между трагическим замыслом и образом гибнущих людей, бессильных перед напором бушующей стихии. Взвихренное движение, контрасты цвета подчеркивают тему смятения людей и их гибели.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину, названную "Последний день Помпеи".

В отличие от эскиза, основная мысль картины - противопоставление духовного величия и пластической красоты человека разрушительным силам бессмысленной стихии. Бурная стремительность движения эскиза умерена плавным волнообразным ритмом, уравновешенной и симметричной композицией картины. Основные группы и фигуры с чёткими контурами и тщательно разработанными объемами размещены на первом плане в свете ослепительных молний и пламени вулкана, среди колеблющихся и падающих статуй. Автор показал, как разнообразны душевные состояния и различны оттенки чувств гибнующих людей.

В центре изображена разбившаяся насмерть молодая женщина и рядом с ней живой младенец. Обоих выбросило из сломавшейся колесницы, которую обезумевшие кони понесли в огонь вместе с возницей. В глубине бежит языческий жрец, опасливо оглядываясь на падающие статуи богов.
Справа юноша и воин несут престарелого отца, испуганный конь сбрасывает своего седока, жених несёт лишившуюся чувств невесту и между ними группа, о которой Брюллов писал брату: "Я ввожу случай, происшедший с самим Плинием". Обессилившая мать Плиния упрашивает сына спастись, он же уговаривает её подняться и бежать с ним.

Слева бегут молодые родители, спасая детей; в тесном объятии ждут смерти мать с двумя дочерьми, бежит христианский священник с факелом в руке.
С особенным вдохновением и блистательным мастерством нарисована и написана тесная, великолепно скомпонованная группа слева, на ступенях гробницы Скавра. В центре толпы автор изобразил себя с ящиком кистей и красок на голове, наблюдающим ужасную катастрофу. Его взволнованное лицо прекрасно.

Успех картины превзошел все ожидания. Выставленная в Риме и Милане она принесла автору мировое признание. Небывалый триумф сопутствовал ему. Привезенная в Петербург в 1834 году, картина была восторженно встречена.
Академия признала "Последний день Помпеи" лучшим созданием текущего века.

Мнение прогрессивных представителей русской культуры о "Помпее" как о глубоко современном произведении выразил Н.В.Гоголь в восторженной статье, посвящённой картине. "Мысль картины принадлежит совершенно вкусу нашего века, который, как бы, чувствуя своё страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целой массой.

Впервые в историческом полотне изображено конкретное событие, в котором действуют не герои, а обыкновенные люди, прекрасные своей человечностью, проявленной в столь страшную минуту их жизни. Поэтому зритель не останавливает внимание на условностях. Его и сейчас захватывает и волнует красота и благородство чувств человека, сила и глубина его переживаний, высокая эмоциональность и совершенство художественного языка мастера.

Особое место в творчестве Брюллова занимает портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала. Эта необыкновенной красоты и обаяния женщина, сыгравшая большую роль в жизни художника, всегда привлекала его независимостью характера; как и Брюллов, она уклонялась от "милостей" Николая 1, давала злую оценку придворной жизни. В портрет введена символика, ясно просвечивающая сквозь реальное изображение. Самойлова, величественная и прекрасная уходит из дворцового зала от лжи и фальши двора. К ней прижимается, словно ища защиты, её юная воспитанница Амацилия. Справа, в глубине, изображена сцена из маскарада: султан, фигурой напоминающий Николая 1, выслушивает царедворца с жезлом бога торговли Меркурия, который указывает на стоящую перед ним Невинность в белом покрывале.

Аллегория портрета подразумевала действительные факты из жизни двора. В этом произведении автор славит красоту гордого и смелого, близкого ему по духу человека.