Император и волхв

Валентина Ульянова
«Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13) - недоумевал пророк Давид. Также не разумеем мы и тайны обращения к вере. Об этом и Господь сказал нам в притче о пшенице и плевелах, не велев ангелам преждевременно прерывать жизни грешников, "чтобы, выбирая плевелы», они «не выдергали вместе с ними пшеницы».

В сокровенном сердца, открытом лишь Богу, сокрыты источники решений души, её воли, избираемых ею путей. Мы видим, да и то не всегда, лишь результаты, и порой не можем не удивляться им. Ни ум, ни положение в обществе, ни занятия и склонности, - ничто не определяет выбора.  Так, Христос некогда сказал учёным и по виду добродетельным фарисеям: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Так некогда бывшая блудница, Мария Египетская, достигла большей высоты добродетели, чем целомудренный монах, трудившийся ради Христа всю жизнь…

Тайны жизни сердца обнажаются в нашем главном выборе. Описывавший подвиг великомученика Георгия показал нам два таких решения двух людей, поражающие контрастом…

…Видя, что в лютых, жесточайших мучениях святой Георгий не умирает, не побеждается страданиями, не ведает страха и даже лицо его по-прежнему мирно, светло и ясно, Диоклетиан вновь и вновь говорил окружающим:

- Воистину это не от мужества Георгия, а от его волшебной хитрости.

Наконец, один из приближённых предложил ему привести Афанасия, известного колдуна, чтобы тот победил Георгия.

Когда чародея привели, император сказал ему:

- Мы все здесь видели, что сотворил этот Георгий, но как он сие сотворил, знаете только вы, искусные в той хитрости. Или победи и уничтожь его волхвование и покори его нам, или немедля лиши его жизни чародейными травами, чтобы он и погиб от той же хитрости, которой научился.

Колдун обещал всё исполнить на следующий день.

Наутро, взяв один сосуд, Афанасий сказал императору:

- Если хочешь, чтобы этот безумец во всем тебя послушался, пусть он выпьет это питие.

Взяв другой сосуд, колдун продолжал:

- Если же угодно будет суду твоему видеть горькую смерть его, пусть он это выпьет.

Святой мученик Георгий выпил оба зелья без колебания - остался невредим.

Диоклетиан удивился, изумился его синклит, Афанасий пришел в великое недоумение.

А святой Георгий сказал:

- Как безумны вы, называющие силу Божию волхвованием! Не думай, о кесарь, что я не обращаю внимания на муки, благодаря человеческим силам. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его Божественной силою. Уповая на Него, по таинственному Его научению мы ни во что считаем муки. Ибо Он сказал: "будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мрк. 16, 18). "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит" (Иоан. 14, 12). Сие неложно обещал Он нам. А дела эти таковы - слепых делать видящими, очищать прокаженных, подавать хождение хромым, слух глухим, духов нечистых изгонять, мёртвых воскрешать - и подобные им.

Обратившись к Афанасию волхву, император спросил:

- Что ты скажешь на это?

- Удивляюсь, - отвечал Афанасий, - как он смеётся над твоею кротостью, кесарь, говоря ложь в надежде избежать заслуженной казни. Мы наслаждаемся ежедневно многими дарами бессмертных наших богов, но еще никогда не видали, что бы они воскресили мёртвого. Сей же, уповая на человека мертвого и веруя в распятого Бога, без стыда говорит, что Он совершил великие дела. Так как Георгий перед всеми нами исповедал, что Бог его - совершитель таковых чудес и что верующие в Него приняли от Него неложное обещание, что и они будут творить такие же дела, то пусть Георгий воскресит мертвеца пред тобою, о кесарь, и пред всеми нами. Тогда и мы покоримся его Богу, как всемогущему. Вот отсюда издали видна могила, в которой недавно положен мертвец, которого я знал при жизни. Если Георгий воскресит его, то воистину победит нас.

И повелел император мученику, чтобы он для показания силы Христа воскресил умершего.

Святой Георгий преклонил колена и долго, со слезами молился Богу. Когда же он сказал: "Аминь", вдруг грянул гром, потряслась земля, крыша гробницы пала на землю, гроб открылся и мертвец встал живым и вышел из гроба.

Видевшие это помертвели от ужаса. Но тотчас император воскликнул, что Георгий, искусный волхв, вывел из гроба не мертвеца, а дух и привидение, чтобы всех обмануть.

Однако воскресший приблизился к ним, славя Иисуса Христа, и все убедились, что пред ними не привидение, а действительно живой человек.

Диоклетиан пришёл в великое недоумение и молчал, совершенно не зная, что делать.

Афанасий же волхв припал к ногам святого, исповедуя, что Христос есть всесильный Бог, и моля мученика простить ему обиды, содеянные в неведении.

А император после длительного молчания жестом повелел народу умолкнуть и возгласил:

- Видите ли прельщение, о мужи; видите ли злобу и лукавство этих волхвов? Нечестивейший Афанасий, помогал волхву, подобному себе! Он дал Георгию выпить не яд, но некое очарованное питье, которое помогло бы ему прельстить всех нас. Они живому человеку придали кажущийся вид мертвого и волшебством перед глазами нашими восставили его, как бы воскресшим из мертвых!

И он повелел немедля, без всяких допросов, казнить Афанасия и воскресшего из мертвых. Святого же мученика Христова Георгия он велел отвести в темницу и держать там в оковах, пока он не придумает, что как бы его можно было убить…

Так, два свидетеля одних и тех же событий, великой веры святого великомученика и величайших чудес Божиих явили свой выбор. Один стал христианином, мучеником за веру и наследником рая. Другой остался одним из величайших гонителей христиан, ненавистником правды и, мёртвый душою уже при жизни, наследовал участь тьмы...


- - -
Примечание: на иллюстрации - фреска с изображением Святого Георгия в монастыре Кинцвиси, 1207 год.