Ereignis против Cogito ergo sum

Владимир Физик
Cogito ergo sum (с лат.;—;«Я мыслю, следовательно, я есмь») — философское утверждение Рене Декарта, которое еще известно другим вариантом перевода - «Я мыслю, следовательно, я существую». Это утверждение Декарт выдвинул как первичную истину, фундамент, над которым можно начинать строить здание достоверного знания.


Усомнимся в истинности этого утверждения и рассмотрим пример:  я, приходя в сознание, открываю глаза и мне сразу дана вся картинка, хотя я уж точно не могу подумать о каждой ее детали, поскольку мыслей еще никаких нет.


Рассмотрим фразу по частям.

1) "вся картинка" - это Sein, или бытие сущего мира.
2) "я, приходя в сознание, открываю глаза и мне…" - самоидентификация в Dasein, или мое личное бытие.
3) "мне сразу дана вся картинка" - определение места Dasein ("мне дана") в Sein ("вся картинка").
4) "поскольку мыслей еще никаких нет" - ничего личного и ничего лишнего.

Пункты 1), 2) и 3) свидетельствуют о том, что произошел Ereignis - определение места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас".


Ereignis - это не мышление. Это осознавание. Осознавание своего существования. Осознавание осознается только в сознании. "Осознавание" - это процесс, происходящий на "автопилоте". "Осознавание" -  практически мгновенный процесс в компьютере головного мозга, происходящий в момент нажатия на кнопку "вкл": вычислений пока  никаких нет, но есть активация всех элементов "железа", их взаимное согласование, согласование элементов выхода в интернет. Нажатие на кнопку "вкл" осуществляет переход от "мы" (отдельные элементы компьютера) к "я" - компьютеру, как единому целому, готовому к началу вычислений. А мышление - это уже непосредственно сам процесс вычислений. Итого, имеем два совершенно разных процесса. В мышлении, как процессе вычислений, что-то осмысливается-"вычисляется". Мышление - контролируемый процесс, поскольку он  логический, а логика диктуется анализом и волей. В мышлении осуществляется путь по цепочке понятий, начиная с исходного пункта - Ereignis-а, и заканчивается этот путь конечным результатом мышления - мыслью, имеющей смысл "смысла" существования. Как видно, момент осознавания своего существования произошел, в отличие от фразы Декарта о мышлении, раньше логического заключения. Он произошел в момент наступления Ereignis-а. И только затем уже мышление это все обосновало в процессе логического "вычисления".

Отсюда вывод: Cogito ergo sum, как «Я мыслю, следовательно, я есмь» (или «Я мыслю, следовательно, я существую»), не является первичной истиной, или фундаментом построения здания достоверного знания. А в чем причина? Обратимся к первоисточнику.

«Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем. Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли.» (Т.2 с.127)

Первая часть этой фразы («Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем») не вызывает отторжения: в вышеприведенном примере было показано, что осознавание своего существования происходит в момент наступления Ereignis-а. Если cogito объемлет все то, что приводит к Ereignis-у, то все сходится. А вот вторая часть фразы («Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли») вызывает вопросы, поскольку Декарт этой фразой провозглашает субстанциональность мысли. Это значит, что мысли порождают мысли.

Из субстанциональности мышления следует, что мысль в процессе мышления начинается с мысли. Если конечный продукт мышления есть мысль, то получается замкнутый цикл: с мысли, как сущности, начался процесс мышления, и мыслью же, как сущим, этот процесс закончился. Возник парадокс самости ("сам себя", "сам в себе" и др.), когда сущность переходит в сущее и наоборот, или, говоря языком Рассела, происходит переход элемента множества в само множество и наоборот.

С вводом понятия, как первокирпичика сознания, осуществляется идентификация начальной продукции мышления: понятия - "первокирпичики" мышления, конечной продукцией которой является мысль. Это значит, что понятие - это еще не мысль (сущее), но составляющая (сущность) мысли. Но есть еще и третье слово в фразе - "мыслятся". То есть, мысль - это динамическая связка понятий. Не арифметическая сумма понятий, как точек, не статика, а структура, появляющаяся в процессе связки разных понятий. Суть мышления - в динамике. В процессе. Мысль - не застывшая масса мыслительной субстанции, а, образно, некая линия, соединяющая точки-понятия. Точнее даже, некий мазок, соединяющий разные точки. Были сущности в виде точек - появилось сущее в виде быстро тающего широкого мазка. Это и есть  мысль.

Встает вопрос: а не является ли осознавание самого себя и осознавание единичного понятия мыслью?

Как было сказано выше, осознавание себя и своего места в мире в момент Ereignis-а подобно процессу, происходящему в компьютере при нажатии на кнопку "вкл" - согласованию элементов компьютера, как единого целого, и определение, есть выход в интернет или нет (включение модема). Мышление - это уже обычная работа компьютера в штатном режиме. Осознавание какого-то единичного понятия аналогично подключению еще одного прибора  периферии (например, ячейка памяти, как некоего компьютерного элемента. При этом опять-таки не будет никаких мыслительных процессов, а будет процесс согласования элементов компьютера. Разные процессы.
О понятии "понятие" необходим отдельный разговор.

Таким образом, Ereignis опровергает истинность смысла фразы Cogito ergo sum, вложенного Рене Декартом: процесс осознавания происходит раньше процесса обоснования мышлением непосредственно самого осознавания. Поэтому фразу Cogito ergo sum следует читать так: "я осознаю, следовательно, я есмь (существую)". И касается эта фраза только Ereignis-а.

"Истина" Декарта не есть истина. Человечество, как сущее (в сущностно-сущей терминологии) разлагается на множество составных сущностей. По параметру субъективности человечество, как сущее, содержит в себе составную сущность "мы", которая, в свою очередь, состоит из множества составных сущностей "я". Акцентуализируя свое внимание на отдельно взятом "я", происходит отождествление  сущего "мы" с отдельной сущностью "я". Тем самым, напрочь исчезают все остальные "я". Есть только сущее "мы", которое за счет отождествления с "я", превращается в сущность "я" сущего человечества. То есть, "я" перепрыгивает через "мы" и становится ближе к человечеству на одну ступеньку. Рассуждая аналогичным образом, "я" перепрыгивает еще через одну ступеньку и заменяет собой все человечество. Если в рассматриваемой системе было сущее под названием "Бог", то продолжая все сущностно-сущие движения далее, не сложно перепрыгнуть абсолютно все оставшиеся ступеньки и заменить Бога своим "я". А после этого остается всего один шаг, чтобы заявить, что "я" и есть весь сущий мир - и галактика, и Солнце, и атом с электронами.  Вот к чему ведет абсолютизация какой-то промежуточной сущности. Абсолютизировать можно только предельные сущности и сущие. "Я", как человек, не является предельной сущностью. Хотя бы потому, что тело человека состоит из органов, клеток, ДНК и т.д. вниз по масштабной шкале. Предельной сущностью может быть только "я", как душа или как оператор сознания. Но это уже другая история.