Писатель будущего

Владимир Руссь
                ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ
                (1831-1895)
                Писатель

000
Да, очень неровный был писатель, даже и в самых лучших своих вещах почти всегда не в меру болтлив и с прочими недостатками, а все-таки редкий.
(И.А. Бунин)
000
Почитал Лескова: да, крайне богатый, замечательный писатель, но никак, почти никогда (а, может быть, и никогда) не дающий чувства.
(И.А. Бунин)
000
Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
(М. Горький)
000
Он, Лесков, пронзил всю Русь.
(М. Горький)
000
Третий обладатель сокровищами чистого русского языка (первые два – Андрей Белый и А.М. Ремизов. – В.Р.).
(М. Горький)
000
О, какой мастер он рисовать наших попиков!
(Ф.М. Достоевский)
000
Превосходный злюка.
(М.В. Нестеров)
000
Изограф.
(Прозвище)
000
Азбука православной этики.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Лесков – бытовик с исторической окраской.
(П.Б. Струве)
000
Лесков восходит к Эрнсту Теодору Амадею Гофману, гениальному писателю, способному музыканту, порядочному судье и несравненному гуляке, самому влиятельному немецкому писателю первой четверти XIX века, романтическому крестному отцу и Бальзака, и Гоголя, и Достоевского.
(П.Б. Струве)
000
Лесков вошел как большая величина в историю русской словесности и духовности, но не своей последней фазой, не как узкий моралист, испытавший на себе подавляющее влияние Толстого, а своей срединной фазой, художественно, через быт и в быте, уловивший и воспринявший стихию религиозности вообще, русской народной религиозности в частности и в особенности, и воплотивший ее в ряде незабываемых и потрясающих образов.
(П.Б. Струве)
000
Лесков – писатель будущего.
(Л.Н. Толстой)
000
Я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах.
000
Я выдумываю тяжело и трудно. У меня есть наблюдательность, но мало фантазии.
000
Я знаю, что во мне было много дурного и я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал.
000
Я именно «совпал» с Толстым… Я ему не подражал, а я раньше говорил то же самое, но только не речисто, неуверенно, робко и картаво.