Легенда о любви Глава 3 Переступить через себя

Ира Берестова
      
На что же ум и чувства нам даны?
Уметь желать — вот счастья совершенство!
К тому ль дан слух, чтобы глухими быть?
На то ль язык, чтоб вечно быть немыми?
На то ль глаза, чтобы не видеть ими?
На то ль сердца, чтоб ими не любить?

(Крылов Иван Андреевич "Письмо о пользе желаний")

    - Одумайся, одумайся! - Ирина с раздражением повторяла слова отца и бежала сама не зная куда. Мелькали кусты, деревья, цветы и среди них ей виделось изумленное лицо Михаила Куракина, с которым она столкнулась в дверях, выбегая из кабинета отца:

- Он все слышал! Вот и прекрасно, пусть знает, что я никогда не полюблю такого, - Ирина не могла подобрать слов, чтобы выразить все чувства, смешавшиеся в ней от возмущения, обиды и неловкости. Она бежала, плакала и искала, куда бы ей спрятаться от всех и от самой себя...

    В самом живописном месте старого парка, на берегу пруда, находился небольшой деревянный домик, когда-то расписанный гризалью с изображением амуров местным художником. Молодая графиня любила здесь гулять одна, помечать, вздыхая аромат роз. В семье Снеговых это строение называли Pavillon des Roses. А в домике была комната, где стояло старинное бюро карельской березы, за которым Ирина писала свои дневники и читала любимые романы.

Анна Григорьевна вместе с домочадцами, Ивашкой, Варварой недолго искала беглянку. Она зашла в домик, увидела ключ в двери и тихо приказала всем сопровождающим удалиться:

- Оставьте нас с Ириной Петровной, прошу вас, уйдите все!

Графиня осторожно открыла дверь. Ирина сидела и бесцельно листала какую-то книгу.

- Доченька! Ну, что с тобой?

- Маменька, пожалей хоть ты меня, что он вытворяет? Отец хочет выдать твою дочь замуж против ее воли! - Ирина снова расплакалась и еле сдерживалась, чтобы не зарыдать в голос:

- Если бы у меня была единственная дочь, я бы сделала все возможное, что бы она была счастлива и вышла замуж по любви! Пусть это был бы человек не столь знатный и богатый, как этот ваш жених Куракин, но я любила бы этого человека, маменька, понимаешь, любила!

Анна Григорьевна не прерывала горячую речь дочери, потом глубоко вздохнула, взяла ее руку в свою и сердечно заговорила, глядя в глаза Ирины:

- Доченька моя, послушай свою мать, я все-таки прожила жизнь и хочу тебе открыть один нехитрый секрет. В сущности, все мужчины одинаковы, а твой-то жених молод, хорош собой и богат! Лучшей партии для любимой дочери я себе и представить не могла! А пока ты будешь искать себе идеального принца, годы-то уйдут. Так и будешь сидеть одна, читать романы да складывать свои поэтические записки в заветный шкафчик. А князь Михаил Афанасьевич знатного рода, его родители достойные люди, сам он прошел военную службу…

- Мама, я видеть его не могу… Вы обрекаете свою дочь на вечные муки с нелюбимым человеком!
- Ирина, прошу, не перебивай меня, я не закончила, - непривычно жестко сказала графиня и продолжила:

- Когда я была молодой, тоже верила в идеальную любовь, пока не вышла замуж за твоего отца. И нас даже никто не спрашивал, нравимся ли мы друг другу. Да я твоего отца до сватовства и не видела никогда. А когда услышала, как резко,  грубовато он разговаривает, даже испугалась. Вот, думаю, солдафон какой-то, будет всю жизнь на меня кричать. И что же? Ни разу голоса даже не повысил. Все душенька да  Аннушка... Я за ним, как за каменной стеной...Почти тридцать лет прожили душа в душу… Полюбила я его всем сердцем и лучшего мужа не сыскать на всем Белом Свете! Когда князь Куракин станет тебе мужем и отцом твоих детей, полюбишь его и будешь  с улыбкой вспоминать свои капризы. Запомни мои слова!

Графиня мягко улыбнулась и хотела поцеловать дочь, но та оставалась непреклонной:
- Нет, мама, я не какая-нибудь крепостная или кухаркина дочь, а графиня Снегова, ваша дочь и наследница. И вы могли спросить у меня, хочу ли я связать свою судьбу  с этим  Куракиным.

- Узнаю в тебе натуру своей сестры Екатерины, - с сожалением сказала Анна Григорьевна, - она была такой же упрямицей и бунтаркой, как наш отец Григорий Иванович, царство ему небесное! Намучился он с ней и сама она замучилась...По большой любви и страсти сбежала наша Катенька с подпоручиком Лебедевым, и вся жизнь твоей родной тетушки пошла наперекосяк. И если бы ты спросила ее сейчас, много ли счастья ей принесла такая безрассудная любовь, то узнала бы, как ее герой и обходительный воздыхатель сделался картежником, ловеласом и кутилой, каких свет не видывал. Осталась моя сестрица одна с двумя сыновьями, пребывая в одиночестве и горьких сожалениях о содеянном!

- Мама, прошу тебя, Екатерина Григорьевна любила своего избранника, понимаешь, лю-би-ла! И я не верю во все эти сплетни про ее покойного мужа.

- Не веришь? Ну так я покажу тебе не наговоры и слухи, а раскаяние и мольбы о помощи,- графиня достала пачку писем, перевязанную синей ленточкой и решительно  положила ее перед дочерью,
- Почитай на досуге, это тебе будет более полезно, чем романы Шарлотты Бронте или какого-нибудь де Лакло, прости Господи! Поверь тому, что писала твоя несчастная тетушка, но будет еще лучше, чтобы ты поверила мне, одумалась и пожалела нас с отцом Христа ради! Мы ведь не молоды уже и можем с горя сойти в могилу! Или ты желаешь остаться сиротой ради своих мечтаний?

Глаза Ирины наполнились слезами, сердце екнуло, она отодвинула письма в сторону, вскочила и порывисто обняла свою мать:

- Ну что ты такое говоришь, мамочка, родная моя? Я вас с папенькой так люблю, каждый день молюсь о вас, а ты мне про могилу...

- Любишь? Вот и хорошо, доченька, вот и поладили! Порадуй нас на этом Свете, пока это еще возможно...Пошли уже, нечего тут одной сидеть! - Ирина встала , они вышли из заветного домика и вдвоем вернулись в господский дом, не прерывая беседу:

- Мама, ну не надо так говорить, «пока на этом Свете», мне страшно даже подумать об этом...

- Мама, ну не надо так говорить, мне страшно подумать об этом...

- Не буду, доченька, рано нам еще туда!

Иди, твой жених ждет тебя в гостиной. Это будет ваша первая встреча наедине. Пожалуйста, будь с ним поласковее, не порочь светлое имя Снеговых, веди себя достойно. Больше слушай, пусть он говорит, чтобы ты смогла увидеть его сильные и слабые стороны и не делай поспешных выводов. Князь Михаил еще молод, горяч и, может быть, совершал какие-нибудь необдуманные поступки. Но после женитьбы мужчины становятся более ответственными. Он будет тебе добрым мужем, как и его отец Афанасий Федорович. Батюшка твой хорошо знает Куракиных и худого своей единственной дочери не пожелает.

- Мама, довольно об этом, я согласна! Пусть будет так, как вы хотите, я сделаю это ради тебя, ради отца и выйду замуж за вашего князя, - Ирина пылала от усилия над собой и напряжения, но переборола это и сдавленным голосом спросила:

- Куда мне надо сейчас идти? - Анна Григорьевна показала на дверь в гостиную и легонько открыла ее.

Ирина вошла в залу, увидела жениха, побледнела, хотела что-то сказать, но дыхание её сбилось и Михаил опередил ее:

- Ирина Петровна, здравствуйте! - он встал, хотел подойти ближе, но графиня в ужасе отшатнулась:

- Не приближайтесь ко мне, прошу вас!

- Простите великодушно, Ирина Петровна, что вы этим хотите сказать?

- Мне не нужно ваших извинений, князь. Я не любою вас и никогда не полюблю и хочу сразу сказать все, что думаю о вас...

- Не надо, я слышал ваш разговор с отцом там, в библиотеке.., - Ирина с ненавистью бросила:

- Подслушивали...

- Что вы, поверьте, Ирина Петровна, это произошло случайно, дверь была открыта, я просто рассматривал книги...

- Довольно, это так низко! Я не верю ни одному вашему слову, но с почтением отношусь к слову своих родителей и исполню их волю.

Можете теперь считать, что я приняла ваше предложение.

Продолжение следует. Глава 4 http://www.proza.ru/2018/09/18/1260