Перешвартовка без помощников

Михаил Бортников
 
Интересный случай мне на днях рассказал мой старший товарищ, Леонид Пашкевич, бывший у нас на факультете автоматики старшиной роты. В юности он после средней школы поступил в Клайпедскую  мореходку, а после её окончания несколько лет работал в Калининграде, в Пионерской базе рыбопромыслового флота. Был он уже третьим механиком, когда окончательно понял, что флот вошёл в его жизнь навсегда, и решил получить высшее морское образование.

И поступил он в 1961 году на факультет автоматики Ленинградского высшего морского училища имени Макарова, а в 1963 году весь курс "автоматчиков" перевели к нам в Одессу. Тогда это просто было, времена волюнтаризма, сами знаете. Институты из города в город переводили, города из республики в республику. Что уж тут один факультет?

Все мы были на полном государственном обеспечении: нас кормили, одевали в форму, жили мы в общежитиях, называемых "экипажами". Ещё и стипендию давали, хорошую, но маленькую, десять рублей в месяц. Для вчерашних школьников - ещё куда ни шло, но бывшим морякам на курево едва хватало, приходилось подрабатывать.

Весь пятый курс согласно учебного плана, курсанты проводили на индивидуальной практике на рабочих должностях. В торговом флоте, куда нас посылали, Лёня при всём своём опыте, мог рассчитывать только на должность моториста, и поэтому отпросился пройти практику в знакомой ему Пионерской базе. Там он рассчитывал заработать больше.

Попав в Калининград, и не успев даже представиться кадровикам управления, Лёня встретил старого друга, с которым вместе работал на СРТ. За четыре года тот стал уже старпомом, но не зазнался, и пригласил товарища к себе на судно.

- Лёнь, ты сегодня у меня ночуешь. И не спорь даже. Посидим, вспомним былое.
Они посидели, конечно, повспоминали. Без бутылки, ясное дело, не обошлось. А потом старпом засобирался в город.

- Лёня, ты располагайся на диване, а мне вот так, - он провёл рукой по горлу, - в город нужно. Ты не волнуйся, пароход в отстое, на борту - никого. Камнем стоим уже второй месяц. А я рано утром - как штык.

Ну, как не выручить товарища? Лёня, конечно, согласился повахтить, зная, что вахта его чисто формальная. Но через пару часов на судно неожиданно прибежал диспетчер порта, выругал "вахтенного" Лёню за отсутствие телефона у трапа, и сказал, что судно нужно срочно перешвартовать на другой причал, освободить место. Точнее, даже не перешвартовать, а перетянуть вдоль причала с помощью буксира.

Уговорили Лёню, и выхода у него не было, товарища подводить он не хотел.
- Это ведь не в море выходить, даже не на рейд. Перетянем тебя метров на шестьдесят в сторону, да и всё. Тебе только концы отдать, да от берегового питания отсоединиться! Что было делать?
 - Ладно, присылайте буксир.

Лёня разъединил электрокабель берегового питания и перешёл на берег, главная палуба СРТ была вровень с причалом. Швартовы были натянуты и скинуть гаши с кнехтов было невозможно. Тогда он попрыгал на натянутых тросах, создавая слабину. Судно начало реагировать на его прыжки, и Лёня смог сбросить  швартовы с береговых кнехтов. Не теряя времени, запрыгнул на борт. Делать так, конечно, не полагалось, но когда форс-мажор...
 
Буксир  перетащил СРТ на полста метров в корму, поджал его к причалу, Лёня бросил концы на причал и выпрыгнул сам - швартовать судно. На прощание капитан буксира сказал ему : "Что-то тяжело идёт твоё корыто. Ты там осмотрись, найди причину". Но что искать ночью на чужом судне? Ночью спать надо.

А утром на судно с утра пораньше прибежал старпом. Увидел СРТ на новом месте, ахнул:
 - Лёня, мы ведь, когда швартовались, ветер сильный был, так мы правый якорь отдали. Вы его так по грунту и протянули!