Эфраим М. Лилиен - мастер югендстиля

Койфман Валерий
Эфраим Моше Лилиен «Пастух»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Xудожник Эфраим Моше Лилиен (1874—1925), один из крупнейших еврейских художников, родился 23 мая 1874 года в Дрогобыче, в Галиции, недалеко от Львова. Он был одаренным ребенком, но бедность отца, ортодоксального еврея, резчика по дереву, не позволила дать мальчику хорошее образование.
Эфраиму Моше пришлось бросить школу и уехать во Львов, чтобы работать подмастерьем у художника, рисовавшего вывески.
Богатые родственники Лилиена, семья львовских банкиров, время от времени оказывали Эфраиму Моше материальную поддержку.

 В 16 лет он поехал в Краков и поступил в Школу изящных искусств. Но деньги быстро закончились, пришлось прервать обучение и вернуться в Дрогобыч. Вторая попытка учиться, теперь уже в Венской академии художеств, тоже не удалась тоже по причине отсутствия средств к существованию.
 
Третья попытка предпринимается в 1894 г. - Лилиен поступает в Мюнхенскую академию художеств. Он  зарабатывает на жизнь рисунками для различных журналов.
Лилиен переселяется в 1898 году в Берлин. Много иллюстрирует, прежде всего в журналах "Грациен", "Вальтшпигель", "Ост унд Вест", в некоторых известных издательствах.
В это время в мире зарождается новое направление в искусстве - «стиль модерн» (немецкое название стиля модерн – Jugendstil). Как художник, он был в графике ярким представителем модерна, как человек - остро ощущал принадлежность к своему народу.
Соратники художника в шутку говорили, что он, будучи мастером югендстиля, является основоположником «юденстиля».
Его рисунки тушью, в которых немедленно узнается автор, откликались на животрепещущие события.
В графических листах сочетаются мрачноватая философия и аллегоричность, столь присущие Германии, символы, мифические образы и обрядовые предметы евреев.
В 1903 г. был опубликован альбом графики Эфраима Лилиена с предисловием Стефана Цвейга.
С Эфраимом-Моше Лилиеном Стефан Цвейг познакомился в студенческие годы, вероятно, в начале 1903-го. Об этой встрече написано в его воспоминаниях "Вчерашний мир".
Из доступных нам изданий русского перевода книги писателя запись о встрече с Лилиеном изъята: "В художнике
Э.-М. Лилиене, сыне бедного ортодоксального еврея, токаря по дереву из Дрогобыча, я впервые встретил еврея Восточной Европы и тем самым еврейство, о силе и цепком фанатизме которого я до сих пор ничего не знал".
Верность еврейской тематике приносит ему славу национального художника-графика.
Первым из художников-евреев Лилиен примыкает к сионистскому движению, становится участником трех сионистских конгрессов.

В 1902 г. Лилиен совместно с группой единомышленников основывает еврейское издательство J;discher Verlag в Берлине. 
В 1902 г. Лилиен побывал в России, где встречался с Максимом Горьким. Созданные им во время этой поездки рисунки на еврейские темы должны были войти в сборник еврейской литературы.
К сожалению, из-за революции 1905 г. в России этому проекту не суждено было осуществиться.
В 1906 г. Лилиен с группой художников во главе с Борисом Шацем едет Палестину. Они мечтают создать художественную школу, целью которой будет возрождение еврейского национального искусства. Молодые живописцы создают в Иерусалиме Школу искусств и ремесел «Бецалель»: имя библейского мастера искусств подходило как нельзя лучше.
Директором школы становится Шац, а Самуил Гиршенберг и Эфраим Лилиен - преподавателями.
Они воссоздают традиционные мотивы еврейского художественного творчества и вместе со своими учениками разрабатывают на их основе национальный стиль в современном искусстве. Но Лилиен проработал в Школе искусств «Бецалель» недолго – около года.
В 1908-1912 гг. он выпустил три тома своих иллюстраций к Библии.

Образы его библейских персонажей отличаются монументальностью, патетической величавостью и пафосом.
Они погружены в размышления о еврейском народе и его будущем. Декоративная условность общего изображения сочетается с графической четкостью и осязаемостью фигур и лиц.
Декор металлических входных дверей Alte Synagoge Эссена, построенной в 1913 г., выполнен по мотивам рисунков Э. Лилиена - «Символы двенадцати колен Израиля».
Во время Первой мировой войны Лилиен служил в австро-венгерской армии в должности «офицера прессы» и в качестве фотографа и рисовальщика неоднократно бывал на Востоке, в том числе и в Палестине.
Графическим произведениям Эфраима Лилиена свойственна ясность и чистота художественных концепций, декоративность, изысканность, элегантность.
Его художественные работы насыщены символами и иносказаниями, за которыми видится страстное желание художника ускорить возвращение евреев в Палестину - страну отцов.
С. Цвейг: «На его рисунках каждая даже мельчайшая деталь не бездуховна, не безмолвна, ... каждая деталь - аромат струящегося  настроения. Художник обрамляет рисунки, придавая обрамлению важное значение. Этой творческой личности присуще осознанное единение мысли с неосознанным, инстинктивным настроением. Так, в ... строгом графическом рисунке — с абсолютной  последовательностью избегая штриховки — посредством особого рода симфоничности он достигает оркестровой силы. В то же время в рисунке тема пробивается переменчивыми, меняющимися голосами, общее звучание которых образует полифонию».
Глаза стариков на его картинах наполнены скорбью и печалью, они служат напоминанием о тоске народа, живущего в изгнании, по Земле обетованной. Колючая проволока, змеи, вьющиеся у ног, – символы вражды и гонений.
Египетские статуи и пирамиды напоминают о неволе. Но рабству противопоставлено сияющее солнце, в лучах которого начертана надпись «Сион» – символ еврейской свободы. Взгляды бородатых старцев в ермолках обращены к Иерусалиму.
Гора Сио;н ( не Синай!!! – 10 заповедей)- юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Могила Давида. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей «Земли Обетованной», к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма.
С. Цвейг (1904): «Художнику поспешили навесить ярлык сионистского графика. Но в этом ярлыке все неправда ...и не характеризуют значимости художника. Сионизм был для него лишь импульсом; в творческой личности мастера эта национальная идея преобразовалась и приняла свои индивидуальные формы. Что же касается "графика", то как бы индивидуальна ни была его техника, как бы мастерски он ею ни пользовался, она всегда оставалась лишь средством – сегодня оно его удовлетворяет, но не обязательно должно удовлетворять и далее. Возможно, через несколько лет мы встретимся с Лилиеном-гравером, возможно - с живописцем или скульптором.... Еще трепещет в нем некая творческая ищущая любовь, сохранившаяся с тех лет, когда он боролся за право заниматься любимым делом, все еще творит он, как начинающий. Ему сейчас только тридцать лет, а двенадцать лет назад он был всего лишь учеником у живописца, малевавшего в Дрогобыче вывески».
Склоненные ветром деревья говорят о тяготах жизни, бедах и несчастьях, выпавших на долю еврейского народа. Там, у стен древнего города, веселится и танцует молодежь, растут плодовые деревья, цветут цветы.
Эфраим Моше Лилиен принадлежал к самым известным книжным иллюстраторам начала XX столетия. До сих пор его великолепные иллюстрации на темы еврейской истории и культуры печатаются в книгах, издающихся в разных странах на многих языках.
Рисунки, которые он оставил нам могут даже не рассказать, а спеть о трагической судьбе еврейского народа. Рисунки, которые и ныне обладают удивительной магической силой.
Последние годы жизни художник провел в Брауншвейге, где с 1920 г. жил в доме
жены Хелены.
18 июля 1925 г. 51-летний Эфраим Моше Лилиен умер от сердечного приступа, находясь на курорте, где 21 год тому назад умер А. П. Чехов, в Баденвейлере. Могила Лилиена находится в Брауншвейге. Одна из улиц Тель-Авива названа его именем.
У художника остался сын Отто, который многое сделал для популяризации наследия отца.
Картины художника можно посмотреть