Самоорганизация и логистика

Гульмира Жамантикова
В самом широком смысле логистика – это управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации.

Как правило, логистические системы хорошо развиты в торгово-транспортной сфере и направлены от производителя к потребителю, обратной же стороне процесса уделяется очень мало внимания. И это не позволяет оптимизировать ресурсы наилучшим образом. Это равносильно тому, что в организме хорошо развита артериальная сеть, но совершенно не работает венозная. Понятно, что долго такой организм просуществовать не сможет.

В обществе, функционирующем по природным законам самоорганизации, непременно должна быть полноценная логистика, обеспечивающая полный цикл движения ресурсов.

Полный цикл включает в себя не только направление от производителя через торговую сеть к потребителю, но и обратное направление – от потребителя к производителю. И вот это направление у нас совершенно не развито. И оно требует от нас грамотной самоорганизации.

В первую очередь, налаживание обратной связи необходимо для организации сбора, переработки и утилизации отходов. Например, потребитель, купивший сок в пластиковой, алюминиевой или стеклянной бутылке, должен иметь возможность сдать ненужную тару в пункт приема. Было бы удобно, если бы такой пункт был при каждом магазине, чтобы та же логистическая сеть работала и в обратном направлении. Необходимо так организовать потоки, чтобы каждый потребитель имел возможность сдать старые вещи, сломанное оборудование, устаревшую технику, а каждый производитель мог использовать собранное и отсортированное вторсырье, экономя природные ресурсы.

И, во-вторых, обратная связь необходима для оптимизации производства. Каким образом? В этой системе мы видим 3 ключевых фигуры:

1. Производитель

2. Продавец

3. Потребитель

Продавец обеспечивает потоки от производителей к потребителям. В идеале весь закупленный товар должен быть продан конечному потребителю, нуждающемуся в нем. Если товар залеживается и плохо продается, то это сигнал о том, что нужно снижать производство. И производитель должен понимать причины снижения спроса, чтобы понять реальную потребность, оценить целесообразность дальнейшего производства, изменить стратегию развития, усовершенствовать продукт, правильно рассчитать объёмы и т.д.

В существующей системе с односторонней логистикой производитель всего этого не понимает. Его задача – постоянно наращивать темпы производства и объемы сбыта. Товар от него уходит куда-то в бесконечность, и его совершенно не заботит куда, как и зачем. В итоге всё выливается в очередной финансово-экономический кризис, и рушится вся государственная или даже мировая экономика. Как правило, это сопровождается еще и социально-политическим кризисом, вооруженными столкновениями и даже мировыми войнами.

В системе, где потребитель является конечным, тупиковым звеном, неизбежны кризисы и противоречия. Поэтому наша задача создать другую систему, которая функционирует как единый, живой организм. В ней каждый человек, каждая организация, каждая социальная структура является своего рода логистическим центром. Таким образом, мы отказываемся от централизации и от жесткого разграничения потребителей и производителей. Все они являются участниками единого процесса самоорганизации системы. И каждый из участников является в той или иной мере и производителем, и потребителем, и продавцом. При этом он должен представлять себе всю логистическую систему в целом, и свою уникальную роль в ней.

Такая система несомненно будет более гибкой и способной к саморазвитию и оптимизации. И каждая новая идея в ней изначально будет учитывать целостность системы и целесообразность своей функции в ней.