Эпизоды детства

Станислав Дышловой
Шестой эпизод

В пятидесятых и в шестидесятых годах прошлого века по реке Томь сплавляли брёвна. Рубили их в Майзасском и Тебинском леспромхозах. А в посёлке Притомском, что стоял возле Междуреченска, находился Деревообрабатывающий  комбинат, где ловили эти брёвна и отсылали под разделку. А мы, пацаны, катались на этих брёвнах по реке. И, примерно, с километр до ДОКа, на перекате реки, образовался затор из этих брёвен. Затор был огромный: сотни и сотни брёвен надёжно сидели на мелководье. А мы с друзьями уходили вверх по реке, километра на два, туда, где и поныне стоит мост через реку Томь, в сторону угольного разреза Красногорский, ловили брёвна и катились на них верхом, аж до самого затора.
И вот, оседлав очередное бревно, я доплываю до затора. Бревно было огромное, удобное, чтоб на нём было сидеть. Впереди меня на бревне сидело ещё шесть пацанов. И вот бревно своим торцом ударяется в затор, и пацаны бегом по бревну перебегают на заторные брёвна, и последний пацан, за которым бежал я, наступил на круглый бок бревна, и бревно закрутилось в воде с бешеной скоростью, и я не смог удержаться. Семенил, семенил по бревну ногами, чтобы устоять, но не смог и упал в воду. И меня потянуло под затор.
Я ухватился за какое-то тонкое бревно, но другим тонким бревном, подплывшим сзади, прямо торцом меня ударило по левой скуле, и меня окончательно потянуло под затор. Но я был гибким пацаном, изворотливым, ловким, и в неимоверной позе изогнулся и оказался сверху на заторе, то  есть, на брёвнах. Я слышал крики друзей: «Тарас, давай руку!».
 Меня в детстве называли Тарасом. Эту кличку мне дала бабушка Штуро, или Штуриха, как мы её называли. Они  были вместе с дедом родом из Украины, или из Польши, мы точно не знали.  А в детстве я был крепышом, родился с кривыми ногами, как будто  для скачек на коне, вот и наградила  меня Штуриха кличкой: Тарас Бульба. А среди пацанов я был просто: Тарас!
Но мне рука не понадобилась. И ещё долго потом на моей левой скуле красовалась короста от удара бревном.
А затор тот, из брёвен,  растащили зэки, расконвойка, как их тогда называли. С ними были два солдата со старыми винтовками. Помогали им лошади, ну, и мы, пацаны, конечно. Ну, как  же без нас-то? За это они нас угощали кашей с тушёнкой, сваренной на костре -  очень вкусная каша была, - и слегка материли: хреновая, мол, вы команда. А мы и не обижались. Мы знали, что мы хорошая команда.