Апология Спинозы

Сергей Латинов
В отношении Спинозы и его философского наследия существует немало критики и неприятия. Однако, парадокс в том, что именно путь исторического человеческого познания, пролегающий через воззрения Спинозы, приведёт в итоге к тому, что наука откроет Бога и поймёт - какой же Он, Бог.
Такое открытие произойдёт несколько позже, и тогда Спиноза займёт более соответствующее место в пантеоне великих исследователей и мыслителей. К его работам сформируется более обширное и заинтересованное внимание. А в системе образования теме Спинозы и его философии станут уделять значительно больше времени. Но тут, следует заметить, существует ещё один интересный аспект. Дело в том, что к работам Спинозы более правильным было бы относиться не как к текстам, содержащим исчерпывающую и однозначно адекватную законам и устройству бытия истину. Его работы это не финальные знания и аксиомы. Его работы это один их неотъемлемых и значимых очередных этапов в обретении человечеством фундаментальных знаний. Этап, без наличия которого в истории цивилизация никогда бы не смогла обрести в будущем Бога и знаний о Боге.
И вот, являясь очередным этапом в истории восходящей мысли, воззрения Спинозы представляют из себя не итоговые фундаментальные знания, а фундаментальные знания на одной из неотъемлемых и обязательных стадий их развития. Фундаментальные знания, пребывающие в состоянии переходной формы.
Т.е. про эти знания нельзя сказать, что они истина, но без их наличия в истории человечества последующие поколения, которым принадлежит будущее, не смогли бы выйти на надлежащий высочайший уровень цивилизационной и духовной эволюции.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих значение и место философии Спинозы в истории мировой мысли, можно назвать одну из стадий развития эмбриона, или одну из стадий роста и взросления растения. На этих стадиях ни эмбрион, ни росток ещё не являются тем итоговым организмом или растением, которыми в высшей стадии своего бытия станут эмбрион и едва проросший побег. Но находясь на этих ранних этапах своей жизни в значимо отличающемся от итоговой морфологии воплощении, в своём целенаправленно разворачивающемся потенциале и эмбрион, и росток являются теми, кем они устремляются стать.
И осознавая всё более отчётливо значение и место философии Спинозы в дееспособности цивилизации к восхождению и в жизнеспособности цивилизации как таковой, можно даже высказать следующее утверждение - на пути цивилизации к Богу значимость философии Спинозы сложно переоценить, так как по своему вкладу в дееспособность цивилизации к обретению более адекватных знаний о Боге и к обретению собственно Бога в своей духовной субстанции философия Спинозы в итоге превзойдёт вклад многих выдающихся теологов и богословов, трудившихся и свидетельствующих об истине Божией на протяжении многих веков.
Вообще, можно сказать, что ни современная религия (представляющая из себя россыпь противоречащих друг другу и соперничающих друг с другом ведущих мировых религий и различных религиозных верований и культов), ни современная наука ни в состоянии вывести цивилизацию на следующий должный уровень эволюционной цивилизационной иерархии. Достижение такого уровня будет возможным лишь в том случае, когда произойдёт органичное и взаимодополняющее воссоединение науки и религии в одно фундаментальное знание. А это эпохальное воссоединение было бы принципиально невозможным без наличия в истории человечества философии Бенедикта Спинозы.