2 изд. Род. И. Гл. 1 Мейстр. Ч. 5-3 Сарепта

Дудко 3
Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта"
rostovgid.ru

ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ  5-3  САРЕПТА

Я никогда не знала – что такое МАСЛО  ГЛИЧА.

Но вот, узнав, что мои предки, прапрадеды привозили из России МАСЛО ГЛИЧА и торговали им в Чехии, меня это  заинтересовало.

По мере того, как я погружалась в этот вопрос, меня всё больше затягивала информация обо всём, что связывало все составные части этой проблемы.

В один клубок закрутились любопытные события:

- Семья Мейстриков торговала маслом ГИЧА, закупавшегося в России,
- торговые отношения ЧЕХИИ и РОССИИ,
- городок САРЕПТА, основанный в 17-м веке на территории современного Волгограда,
- колония гернгутеров,
- мессионерство среди калмыков,
- горчичное масло и
- приведения…

Вот это – букетик. Вернее - клубок ниток, в котором много узелков.

И, раз уж я заинтриговала некоторых читателей, попробую распутать узелки и рассказать обо всём понемногу.
Тем более, что в 2015 году исполнилось 250 лет этому городку со странным именем – САРЕПТА.


В первой половине XVIII века на территории Российской Империи появились братья-гернгутеры известные так же как чешские или богемские братья: последователи протестанской секты Моравских братьев. Братство создавало свои колонии по всему миру, с целью распространения своей веры и обращения новых приверженцев секты. Но государство Российское тогда блюло интересы православной церкви и все сектанты были переловлены государевыми людьми, и посажены в тюрьму как еретики.

Вызволение братьев стало возможным только благодаря влиятельным покровителям в самых высоких кругах. Гернгутеров из тюрьмы освободили, но за пределы империи выдворили, со строгим наказом.

Прошли годы и перед Российским государством в очередной раз встала проблема освоения слабо населенных южных окраин России и их защиты от кочевников.

По этому поводу, Екатерина II издала манифест о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов. Одними из первых откликнулись всё те же братья-гернгутеры. И в этот раз им официально разрешили создать свою колонию, но со строгим условием: не вести свою миссионерскую деятельность среди православных.

Сарепту основали в 1765 году как колонию гернгутеров, в основном выходцев из Германии, главной целью которых было миссионерство среди калмыков.
Но производства, которые они здесь создали, впоследствии стали действительно "локомотивными" для всей России. Прежде всего, речь шла о производстве горчичного масла.

Таким образом, в 1765 году в приволжских калмыцких степях, в устье реки Сарпы, моравскими братьями была основана первая в России иностранная колония. Основной целью братьев была провозглашена миссионерская деятельность среди калмыков, которых братья посчитали язычниками.

Выжженая солнцем степь и созвучие названия реки Сарпы с библейской Сарептой Сидонской дали название новой колонии — Сарепта.

Сегодня территория Сарепты входит в состав города Волгограда.
От колонии сохранилась главная площадь и сгруппированные вокруг неё около 28-и каменных построек, 24 из которых являются памятниками архитектуры XVIII - XIX вв. А по руслу реки Сарпы теперь проходит Волго-Донской судоходный канал им. Ленина.

Все уцелевшие здания переданы во владение Государственному историко-этнографическому и архитектурному музею-заповеднику «Старая Сарепта», образованном в 1989 году.

Часть зданий отреставрирована, в них демонстрируются музейные экспозиции и размещены музейные службы и организации. Остальные дома только готовятся к реставрации и находится в достаточно плачевном состоянии.

Музей тесно сотрудничает с германскими культурными центрами. В одном из отреставрированных зданий, при поддержке ФРГ, организована немецкая библиотека, где хранится крупнейшее в России собрание книг на немецком языке, в том числе и старинные книги из обширного наследия братьев-гернгутеров. Библиотека так же является немецко-российским культурным центром, здесь регулярно проводятся встречи, лекции и другие культурные мероприятия.

Что касается сектантов-поселенцев, то они получили освобождение от всех податей на несколько лет, большую ссуду на строительство колонии, военизированную охрану от набегов кочевников и начали свою деятельность.

Отдельно хочу остановиться на жизненном укладе религиозной общины. Как водится у радикальных сектантов, братья придерживались строгих правил, жили в скромности и смирении.

Всё имущество колонистов строго принадлежало братству. В личном владении могли находиться только носимые предметы одежды и книги.

Все братья конечно же были обязаны трудиться и приносить пользу колонии.
В первую очередь, конечно же можно было посвятить себя главной задаче религиозного братства — миссионерству. Но и жить колонии тоже надо было на что-то, поэтому можно было заниматься преподаванием, работать на потребности колонии, заниматься наукой или же заниматься хозяйственно - экономической деятельностью.

Незамужние женщины и холостые мужчины жили раздельно, хорами, в отдельных домах-общежитиях. Отдельное «общежитие» для хора вдовцов, отдельное для хора холостых, отдельное «общежитие» для хора вдов, отдельное для хора девушек. Семейные жили в отдельных домах.

Дети до 7 лет воспитывались в семье, позже передавались в дом для подростков, своеобразный интернат, где они получали высококлассное образование, которое ценилось за пределами колонии — выпускников-колонистов принимали без экзаменов в центральные Российские университеты. Детей из вне на обучение в колонию не принимали, поэтому в округе очень ценились гувернеры из колонистов.

К окончанию обучения и с переходом в соответствующую возрастную группу, колонисту необходимо было определиться со своими дальнейшим занятием.
Если брат принимал решение заняться сельским хозяйством или завести свое дело, то он подавал соответствующее прошение с описанием желаемого вида деятельности и требуемого ему оборудования и инструмента в управляющий орган. Его заявление рассматривалось и по результатам выделялось помещение, земля, на капиталы братства закупалось необходимое оборудование и колонист начинал свою работу. Большую часть вырученных средств передавали в общую казну колонии, но некоторая доля оставалась на личные нужды.

По праздникам, на главной площади устраивали танцы. Не знаю, участвовали ли семейные в этих развлечениях, но общение между одинокими мужчинами и женщинами строго пресекалось. И даже во время праздничных танцев, площадь делилась на две части: на одной танцевали мужчины, а на другой развлекались женщины. Были даже специальные надсмотрщики, пресекающие любые попытки меж полового общения.

Желающие вступить в брак, решившись на такой ответственный шаг, опять же подавали заявление в управляющий орган колонии. Прошение рассматривалось: претенденты должны были удовлетворять строгим критериям. Мужчина, должен был быть самодостаточным и способным содержать семью. Конечно же, к тому времени он уже должен определиться со своим местом в жизни и либо заниматься обращением калмыков в свою религию,либо заниматься наукой или преподаванием, и зарабатывать достаточно денег своим делом или работой по найму.

Процедура бракосочетания производилась один раз в год, для всех желающих сразу, в один из религиозных праздников. Бумажечки с именами одобренных претендентов-мужчин складывались в одну чашу, записки с именами одобренных претенденток — в другую чашу. В торжественной обстановке, специально отобранные мальчик и девочка, зажмурившись, вытаскивали из чаш по записочке и всё — ваш жребий выпал, брак заключен.

Претенденты могли даже не приходить на данное торжество. Ведь все мужчины есть воплощение Христа. А женщины — божьи невесты. Поэтому нет никакой разницы за какую именно ипостась выходить замуж. Всё едино, всё предопределено. Ваш жребий выпал, воссоединяйтесь и живите в мире и согласии.

Колонисты были очень трудолюбивыми людьми и достигли немалых успехов на хозяйственно-экономическом и научном поприще. Братья усердно занимались сельским хозяйством, промышленным производством и колония вскоре приобрела славу зажиточного поселения на зависть всей округе.

Благодаря усердию колонистов, Сарепта быстро стала одним из экономических, промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики края и России в целом.

Именно здесь была выведена порода горчицы, устойчивая к российскому климату. Колонисты организовали производство известного до сих пор горчичного масла.

Моравские братья выпекали известные по всей России печенья, отличающиеся особо долгим сроком хранения. Производили известную легкую ткань, получившую название «сарпянка». Здесь была организована отверточная сборка швейных машин из заграничных комплектующих. Отсюда машинки распространялись по всей стране. На территории Сарепты выявили минеральный источник и организовали водный курорт. И всё это лишь малая толика достижений религиозной колонии на окраине Российской Империи.

А вот успехов на миссионерском поприще, к своему удивлению, колонисты не достигли. Братья провели огромную работу, изучили язык местных кочевников, составили первые немецко-калмыцкий и калмыцко-немецкие словари, перевели библию на калмыцкий язык. Они занимались образованием и просвещением калмыков, оказывали медицинскую помощь. Но за все время существования колонии, в свою веру удалось обратить ничтожное количество местных кочевников. Да и из обращенных практически все вернулись в свою религию. Хотя калмыки уважали и очень ценили усилия колонистов и их внимание к своему народу.

Основной причиной неудач явилось глубокое заблуждение моравских братьев: калмыцкие кочевники не были язычниками, как предположили гернгутеры изначально. Калмыки были буддистами. А без понимания философии буддизма не возможно понять ни культуру, ни душу последователей одной из древнейших религий. Не говоря о том, чтобы обратить их в иную веру.

Во время Великой Отечественной войны, население Сарепты, как и прочие потомки немецких колонистов, было депортировано в Сибирь. Постройки колонии практически не пострадали во время войны, что удивительно, но поселение пришло в упадок и превратилось в типичную окраину большого города.

Источник информации – kaankerede.livejurnal.com

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ