Винзавод. Как воровать и не попадаться?

Виктор Лысый
Одно время, между творческими взлётами и приземлениями, я трудился  на винзаводе слесарем. Вот о некоторых особенностях этой работы и забавных случаях  и хочу рассказать.

На винзаводе было много различных емкостей, как металлических, так и дубовых из клёпки, а самые большие бочки  из дерева,  размещались в купажном цехе, где за порядком присматривала бабулька Васильевна - высокая, худощавая и весьма суровая и не только на вид, но и реально.
Ёмкости стояли в два ряда, а чтобы было удобнее наблюдать за процессом и обслуживать их, по верху огромных бочек под десяток тон каждая, был проложен дощатый настил.

И вот однажды подходит ко мне  Васильевна и говорит:
-Емкость  потекла, а Мишки бондаря не найду, может ты посмотришь?
А надо сказать, что мы с Мишкой друг друга подстраховывали.
Пошел я в цех, капало между емкостями откуда-то сверху. Васильевна поставила на это место на полу литровую банку, и половина её уже наполнилась.

Я прошел в конец цеха, где была лестница наверх, поднялся и увидел  на деревянном настиле лежащего человека. Мужик безмятежно спал, подложив под голову кулак, а в другой руке зажимал красный резиновый шланг, скорее всего от клизмы.

В общем, мужик пробрался в цех, поднялся наверх, насосался вина, заснул и банально обоссался, а Васильевна решила, что потекло вино. Хотя ничего удивительно в том, что она обмишурилась нет. Любой здравомыслящий человек подумал бы также. Да и что еще может течь в цехе, где кругом вино, на этом один раз   «купился» и я.

Как-то после работы сходил в душ, а потом и заглянул в цех купажа. Смотрю, на окошке стоит пол-литровая банка, а в ней янтарная жидкость. Подумал, женщины себе на обед наливали и осталось. Взял банку, хлебанул на весь рот и только тогда и почувствовал, что это не вино. Выплюнул остаток, что не успел проглотить, покрутил банку, посмотрел, понюхал, но так и не понял, что это.

А когда появилась одна из мадам, я и спросил, что в банке?
-А тебе зачем? – спросила она.
-Думал вино, отхлебнул  и не пойму, что вы тут наколотили.
 Мадам услышав моё объяснение, начала хохотать, а насмеявшись, рассказала, что в банке отвар льняного семени, женщины сварили его, и поставили остужаться, чтобы к концу дня сделать  завивку.

Повелись на своё здравое умозаключение  однажды и менты.
Работал я во вторую смену и присматривал за насосами, которые качали виноматериалы из цистерн, стоящих на специальной площадке, где было довольно темно. Ну, а один насос стал барахлить. Надо было его промыть, чем я  решил и заняться.

Пошел, налил воды в ведро и направился к насосу. И вдруг, из темноты ко мне подлетели два милиционера и схватили за руки.
-Ага, попался, голубчик! - радостно крикнул  один, а другой с не меньшим удовольствием добавил:
- Да еще и с поличным! Не повезло тебе сегодня, парень, - сказал он и отобрал у меня ведро, чтобы я ненароком не избавился от вещдока.

Привели меня на проходную, а там был еще один мент, который сидел за столом и тут же начал составлять на меня протокол задержания.
-И в чем вы меня обвиняете? - спросил я как можно наивнее. - Я здесь работаю и ничего такого не сделал.

-Вот и расскажи, где взял и кому нес ведро вина?
-Но это не вино, вода.
-Да брось! – засмеялись они. – С ведром воды ходить меж цистерн с вином, ты кому другому расскажи.
-Но можете попробовать.
Похоже, что они начали соображать, внимательно посмотрели на меня, а один встал, зачерпнул ладошкой из ведра, попробовал, и физиономия его  вытянулась:
- Правда, вода…

 Встал и второй, тоже зачерпнул, попробовал:
- Точно вода! – воскликнул он и, раздосадованный, сел.
 И только мент, что начал писать протокол не стал пробовать, а после того, как я объяснил, куда и зачем нес воду, скомкал листок и бросил себе под ноги.
Ну а я с возвращенным ведром воды пошёл промывать насос.

ВЫПИВКА ДАРМОВАЯ
Если говорить о воровстве на винзаводе, то оно здесь процветало всегда и везде, и было многоуровневое, в смысле,  каждый воровал в меру своих возможностей.
 
Когда я пришёл на винзавод, то первое время эта сторона здешней жизни  меня абсолютно не интересовала. Но потом заметил, что окружающие стали  сторониться меня, а то и замолкать, когда появлялся. Сначала не мог понять почему, а потом дошло, народ решил - раз не беру, значит закладываю.

 Да и друзья стали интересоваться, почему они дармовой выпивки не видят.
И вот, чтобы не быть белой вороной, иногда, я демонстративно   брал бутылку, а то и две, и по совету бывалых «несунов», втягивал живот, а на освободившееся место, под ремень закладывал бутылки. Опускал рубашку и с беззаботным видом шел через проходную. Но опять же, предварительно уточнив, кто там дежурит и не намечается ли какой-нибудь шмон.

У наших электриков была своя метода выноса вина.  Работали они, как правило, в паре и в основном в ночные смены. Наливали канистру, садились на мотоцикл, пристраивали канистру на багажник, а сидящий сзади, откинувшись назад, накрывал её пиджаком или плащом.

Затем они прятались за выезжающий через проходную грузовик и  прошмыгивали на улицу. А там, чаще всего направлялись прямиком к маслозаводу у вокзала, где их поджидала канистра подсолнечного масла, которая подобным манером тоже оказывалась за воротами.

Обмен проходил баш на баш, а затем это масло по дешёвке распродавалось.
Свои правила иметь вино, были и у работяг, трудившихся на  складе готовой продукции. В их обязанности входило снимать ящики с конвейера и складировать, а еще  загружать машины, возившие вино к  вагонам.

Так вот при проведении этих работ были узаконенные нормы боя стеклотары, и грузчики их «выдерживали». Для этого в конце рабочего дня положенную норму, а это было больше десятка бутылок, аккуратно разбивали над ведром, сливали туда вино, а разбитые бутылки с неповреждёнными горлышками, предъявлялись  мастеру и списывались, как естественная убыль.

Потом вино с ведра делилось на всех поровну. Меньше получал лишь тот, по чьей вине действительно разбивалась стеклотара во время погрузки.
Таким же манером использовалась норма «боя» и при погрузке вина в вагоны.
Несколько по-другому изымалось вино при погрузке бочек. На этот случай в  бригаде грузчиков была ручная дрель. Ею сверлили в боковине бочки дырку и сливали пару литров вина, что для двихсотлитровой бочки - мизер. Но если учесть, что бочек в вагон грузили не один десяток, то навар был хороший.
Затем в дырочку заколачивали деревянным чопиком, а место затирали  землёй. Так что заметить, где сверли - практически было невозможно.

Однако самым лакомым товаром на заводе был спирт. Раздобыть бутылочку считалось высшим пилотажем. Спиртохранилище открывали не более одного раза в сутки и   прохождение спирта отсюда и до емкостей, куда он перекачивался, было под присмотром и контролем: завсклада, мастера, бригадира, но это не мешало воровству.
 
На емкость, куда перекачивался спирт, сажали    свободную в данный момент мадам. В её обязанности входило в конце перекачки, а остатки спирта из труб продавливали водой, пробовать, что течёт спирт  или уже вода и сообщить об этом громким выкриком: «Вода!».

После этого система выключалась, спиртохранилище закрывалось, и начальство расходились,  и вот тут и начиналось  самое интересное.
Мадам, сидевшая на конце прокачки и кричавшая «Вода!» многозначительно подмигивала, быстренько появлялось ведро,  шланг приподнимался, и в ведро сливали остатки  спирта, ну а потом уже появлялась и вода.
Мадам, конечно, рисковала, крикнув, что пошла вода, хотя и лился еще спирт, за что и получала больше, чем остальные участники этого спектакля. Но однажды у  спирта, который иногда таким манером попадал и в мои руки, было еще и забавное продолжение.

Иногда получал бутылочку и я, прятал её в одно укромное место, ну а при удобном случае выносил. И вот однажды, в том месте, где я оставил бутылку, её не оказалось. В следующий раз я спрятал спирт в другом месте, но и оттуда он исчезла. Я рассказал об этом Мишке бондарю.

-Похоже, что какая-то падла за тобой приглядывает, - заключил Михаил.
-И что делать?
-А давай проучим этого гада, есть вариант.

Следует пояснить, что в чанах, под навесом настаивалась специальная трава – душистая полынь для приготовления экстракта, который затем использовался в приготовлении вермута. Но вот в теплое время  в этих самых чанах собиралась тьма мошкары, появлялась она и в других местах, где хоть чуточку сочились виноматериалы, а уничтожали её раствором, называемым ангидрид.

Приготавливался этот самый ангидрид в закупоренной бочке с водой, через которую пропускался газ. На винзавод этот газ поступал в небольших металлических бочонках, типа пивных, только желтого цвета и соответствующей маркировкой -«Осторожно, опасен!»

Занимался  приготовлением ангидрида Михаил, и работал всегда в противогазе.
И вот пошли мы с ним к бочке, Мишка надел противогаз, а я отошел в сторонку. Налил он в бутылку ангидридной водички, закрыл.
-После того, как поделите спирт, вместо него поставь эту бутылку, - сказал Мишка и отдал ангидрид мне.

-И что будет?
- Откроет, нюхнёт и будет долго блевать.
 В общем, сделал я, как и было рекомендовано. Бутылка исчезла, но  вот следующая, оставленная на том же месте уцелела, её никто не тронул.
 -Подействовало! - радовались мы, только кто был этот гад, мы так и не узнали.

ГОСТ – ДЕЛО СВЯТОЕ!?
Как мужики воруют вино, я уже рассказал, а вот что делают женщины с унесёнными бутылками, до определенного момента я не знал. Но, вот, как-то зимой, пригрелся у батареи в цеху и слышу, за чанами две женщины разговаривают. А одна начала всхлипывать и жаловаться, что не знает как быть с мужем, который каждый день требует выпивку и одной бутылки ему уже мало.

-Вчера прихватила портвейну бутылочку, в трусы засунула, а она холоднющая. Принесла, а он выжрал её и шумит - давай еще. Нету, говорю, а он наседает - давай.  А потом ещё и по физиономии, как  съездил, еле на ногах устояла. Хорошо, что хоть синяка нет.

- Ну и дура же ты!  Зачем носишь, если за это еще и по морде получаешь!?
-Сама не знаю, все берут - и я беру, вот и приучила  козла на свою голову.
Вот так и прояснилась для меня еще одна сторона винзаводовской жизни. Теперь о том, почему на винзаводе, на сколько мне помнится, практически никогда не бывало недостачь и  всё получается по ГОСТу при таком воровстве, да еще и при разливах виноматериалов, которые здесь не редкость.

Помню, как в начале моей работы здесь, однажды ночью мы перекачивали сброженный сок из цистерны  на купаж. Шланг порвался, а в темноте разглядели, когда уже под ногами стало хлюпать - виноматериал залил почти всю площадку, на которой находились  цистерны.

 Когда я это увидел, то волосы на голове зашевелились, и первой мыслю было, что с работы точно выгонят, а оплатить всё это и одной зарплаты не хватит.
Но женщины, работавшие со мной, к случившемуся отнеслись довольно спокойно. Они тут же стали решительно устранять наводнение из вина – сгоняя его тугой струёй воды под забор. А одна из работниц прокомментировала:

-Повезло нашим соседям, их огород мы частенько вином поливаем.
 А потом мы собрались и договорились, что болтать об этом не следует, иначе отвечать придется всей смене.

 Вот и возникает вопрос – как компенсируются сотни литров вина украденного и разлитого, а оно ведь учтено при производстве?  При этом ГОСТ соблюдается по всем основным показателям, даже у самых дешёвые сортов вина.

А дело в том, что при купажировании вина в огроменный чан, ёмкостью с десяток кубов, куда заливают сброженный сок, добавляют и воду. Потом пару бочонков экстракта, похожего на сироп, основа которого  пережженный сахар, следом килограммов 200 – 300 сахара, затем спирт и лимонную кислоту, могут быть и другие компоненты в зависимости от марки вина. А под конец в этот коктейль вываливается несколько мешков синей глины. Включается электромотор и в чане начинает вращаться винт, который в течение получаса всё это тщательно перемешивает.

На выходе мы получаем синюю однородную жидкость с уже заданными параметрами по ГОСТу, а это крепость, кислотность, сахар –  в общем, всё то, что отражено на этикетке.

Потом эта жидкость перекачивается в подготовленные емкости, где и  отстаивается в течение нескольких месяцев. За это время синяя глина опускается на дно, прихватив с собой практически все мельчайшие частицы, и  жидкость становится прозрачной, с янтарным оттенком «Портвейна», «Солнцедара», «Анапы» и других вин.
  В дальнейшем, лабораторией вино будет ещё раз подкорректировано добавлением: спирта, сахара, кислоты до требований ГОСТа и разлито по бутылкам.

Разумеется, я не винодел и всех тонкостей купажирования вина не знаю, но вот  то, что я видел и в чем участвовал, об этом и рассказываю. Особенно активно использовалась вода при производстве дешёвых  плодово-ягодных вин. Так что, когда сегодня я слышу, как хороши были советские ГОСты, я вспоминаю    винзавод…