14. Хмель

Владимир Озерянин
2-й КУРС.


Продолжение. Начало см. №1. «Медицинское училище»

См.ФОТО: 1,2,3,наша группа в колхозе на уборке хмеля.4.Те самые шишки хмеля..

    Первого сентября нам объявили, что первый месяц учебного семестра мы снова проведем в колхозе. Ну, что же, нам у же не привыкать. Едем. Только в этот раз в другое село, в другой колхоз. И не на картошку, а на уборку хмеля. Лично для меня это что - то новое. Как растет хмель в диком виде, я мельком видел в лесу. А вот чтобы на плантациях, нет, не приходилось. Оказывается, его тогда (возможно, что и сейчас) выращивали в огромных количествах.
         Нас, как и прежде, разместили в колхозном детском садике. Правда, уже в более комфортных условиях. Не на полу, на кроватях. С нами даже изволил в течении пяти минут пообщаться председатель коллективного хозяйства. Он призвал нас к ударному труду на благо Родины и местного колхоза. Мы, серое стадо баранов, по привычке заверили его, что не подведем. Ох, не знали мы тогда подвоха с его стороны. Надеялись, что по сравнению с переборкой картошки, работа с шишками хмеля будет намного легче, но не ту т то было.
   Первый день. Приходим на плантацию. Стройные ряды телеграфных столбов растянулись на многие километры. Сверху по этим столбам натянута стальная проволока. Снизу, в землю вбиты колышки, к которым привязана такая же проволока и тянется вертикально к той , которая натянута горизонтально. На кончиках вверху она загнута крючком. По ней от земли вьется лоза хмеля. Примерно как растет горох по прутьям, воткнутым в землю. Только здесь высота более десяти метров. Каждое растение увито желтенькими, легонькими шишечками. Размером с перепелиное яичко. Шишки прячутся между жесткими, широкими листьями. Расстояние между вертикальными растениями в ряду, примерно, полметра. Чтобы снять такую вертикально натянутую струну, нужно взять ее в руки, потянуть к земле, и резко отпустить. Тогда верхний загнутый крючок соскакивает с проволоки, натянутой на столбах, и растение мгновенно, сворачиваясь спиралью, падает вниз. Нужно еще и успеть отскочить в сторону, чтобы остаться с глазами и без царапин.
   Мы разбиваемся по парам. Я давно уже нашел себе постоянного напарника. Это все тот же Вова Довгаль. Теперь нужно присесть возле этого зелено-желтого калача. Присесть, это громко сказано. Приседать то не на что. Специальных седушек для нас не предусмотрено. Только подсобные, импровизированные. Кусок бревна- это уже хорошо, но его замучаешься таскать за собою. Стоим на коленях. Сидим просто на земле. Но даже наши молодые поясницы быстро устают. У каждого из нас с собою восьми или десятилитровое ведро, и мешки.
      Мы должны быстро-быстро, вручную срывать вот эти желтые шишечки и собирать, натаптывая в ведро. Они легенькие, как пушинки. Когда ведро набито, пересыпаем в мешки. Наша дневная норма  - пятьдесят килограммов. Как оказалось позже, чтобы вложиться в эту норму, нужно пахать без перерывов ни на что, минимум двадцать часов в сутки.
     Каждая пара занимает свой ряд. Вся группа, соответственно, занимает пятнадцать рядов. Параллельно с нами, на других участках работают  местные старшеклассники. Поодаль, тем же занимаются и местные колхозницы. Поля огромные, места всем хватает. Наша «мама» Орехова, естественно, с нами.
    На нее норма не распространяется, но тоже в стороне не сидит. Щиплет шишки вместе с нами. Обычно она помогает старосте группы Адаму Костюку. У меня уже давно в голове крутятся вопросы, но, глядя на остальных, пока молчу. А хочу я спросить кого - нибудь знающего:
    - А для чего вообще нужен этот хмель?
     Сначала завожу разговор со своим напарником. Он высказывает свои познания в пивоварении. Я тоже вроде давно уже читал, что пиво с хмелем повязано как -то. Незаметно подходит время обеденного перерыва. Орехова собирает нас всех вокруг себя, как наседка цыплят.
- Александра Георгиевна, а для чего вообще нужен этот хмель,- задаю я все - таки вопрос, чтобы избавиться от его назойливого присутствия в голове.
-Ребята, кто еще не в курсе, где применяется пыльца хмеля?
-Какая пыльца?- теперь уже одновременно прозвучало хором с десяток голосов.
- А вы разве не обратили внимание на то, что содержится в этих шишках?- при этом она сорвала ближайшую к ней шишечку и развернула ее лепестки.- Вот смотрите.
    Мы тоже сорвали, и посмотрели. Да, там под чешуей находилась мелкая, желто-охряного цвета, пыльца. Мы и ранее замечали что к пальцам что – то желтое прилипает, но не придавали этому значения.
-Так вот, - продолжила наша надзирательница,- все, что есть наиболее ценное в этом растении, это именно вот эта самая пыльца. Именно она используется в пищевой промышленности. Я вам тонкостей не расскажу, не интересовалась и не знаю, но собранный вами хмель сначала сушат, потом эту пыльцу как - то там вытряхивают. Килограмм ее довольно много денег стоит. А из нее готовят солод, ну, и соответственно, применяется в пивоварении. А еще хмель применяется в медицине, но это уже вам лучше меня расскажут при изучении фармакологии.
    Мой интерес был почти удовлетворен. Вечером каждый из нас тащил свои мешки в колхозное хранилище. Как негры на плантациях хлопка в южных штатах США. Оказывается, все, что мы за день нащипали, нужно было пропустить через весы. А дотошный колхозный весовщик, взвешивал нашу работу, чуть ли не до миллиграмма. Вот здесь то и оказалось, что мы еле до половины дневной нормы дотянули. Даже наша руководительница была озадачена.  Весовщик тут же что - то там угрожающе пробормотал, что он будет  докладывать голове колгоспу*, о наших «успехах».
  С поникшими от такой нерадостной перспективы ушами мы побрели на ужин. На второй день рвали эти шишки с остервенением. А под вечер поняли, что наши достижения не намного превосходят вчерашние. Стали думать и гадать, как быть?
 - Песок, воду нужно добавлять в мешки! -зашумели со всех сторон.
- Да, хоть кирпичи. Лишь бы вложиться в норму,- предложил Иван Шикило.
-Предлагаю взвешивать каждый мешок по несколько раз,- произнес свое предложение я сам.
-Это как?- загалдела группа.
- А вот так. Нас тридцать человек. Человек с десять будет толпиться вокруг весовщика, загораживая ему глаза, шумя и отвлекая его. Человек пять оттаскивают мешки от весов на общую кучу. Одновременно еще, человек пять тащат мешки с кучи обратно, пуская их по кругу.
     Идея понравилась всем. Старый колхозный служака возмущался, бормотал в наш адрес проклятия. Кричал, чтобы мы не застили ему глаза. Подозревал, что мы халтурим. Ловил пару раз нас на возврате полных мешков по кругу, но ничего поделать уже не смог. Воду и песок мы тоже добавляли.
     Но с тех пор ежедневную норму не только выполняли, а иногда даже и перевыполняли. По - моему, председатель колхоза от нашего мошенничества ничуть не похудел.
   И ездили мы в этот колхоз еще два раза. На каждом курсе. До самого выпуска. Так что имеем высочайшую квалификацию по сбору шишек хмеля с рекордными результатами.

        А пока что продолжаем работать. Недалеко от плантаций - опушка красивого соснового леса. Иногда отлучаемся туда  передохнуть,  там же находим грибы. Много лисичек и боровиков. Их можно пожарить в бляшаной консервной банке на сале. Мелкое, но хоть какое - то разнообразие. Хмель уже всем осточертел.
     Культурных мероприятий в селе никаких. А если что то и имеется, то нас от них всячески ограждают. Мы то такой бандой в шестьдесят кулаков можем наломать больших дров. По вечерам тоска зеленая. Даже зачуханного телевизора и то нет. Орехова живет рядом с нами, в отдельной комнатушке. У нее телеящик имеется, но она его смотрит только со старостой. Мы туда не вхожи. А потому иногда засылаем кого - нибудь по очереди в сельмаг. Там в изобилии продается полюбившийся нам ликер. Он разный. Шоколадный, трояндовый*, лимонный и т.д. Я облюбовал розовый. Он не приторно- сладкий, как  другие.  Имеет,  как  и  все,  соро к градусов  и  приятный  аромат.  Пьем понемногу. Поллитра на четырех. Нам пока что этого предостаточно, но потихоньку пристращаемся. Орехова смотрит на это дело сквозь пальцы. Иногда по вечерам гоняем в футбол на местном стадиончике. Вот и все наши развлечения. Картошку, по договоренности с бригадиром, все - таки заготавливаем, на свое зимнее пропитание. Месяц пролетает быстро. И снова за учебу.
*Колгосп (укр.)- колхоз
*Троянда (укр.)- роза.

продолжение следует.