Река быстрая, полноводная Гл. 29

Клименко Галина
Гл. 29


Машенька вела себя более-менее спокойно и плакала у гроба лишь потому, что плакала её бабушка и другие люди, пришедшие во двор Ивановых, чтобы выразить свои соболезнования. А когда прощалась с мамой на кладбище, то тихонько ей шепнула:

-   Мамочка, мы обязательно встретимся.

У Клавдии, когда она похоронила сына, была возможность безучастно поваляться в постели и полностью предаться своему горю, нынче же, всё по-другому. Раньше Катя отвечала за дочь, а теперь ей самой надобно шевелиться, дабы, своим поведением, отрицательно не повлиять на психику ребёнка. Да и в садик Машу нужно водить каждый день, там ей лучше, ни то, что сидеть дома с вечно заплаканной бабкой. А также, Клавдию ждала овощеводческая бригада, теперь доход у них с внучкой только от одной её получки.
Пару дней Клавдия провела в своей хатёнке, затем засобиралась в поле. Она без конца задавала себе те вопросы, на которые не могла самостоятельно ответить, подспудно понимая, что уже никто никогда не разъяснит ей и не сможет помочь добиться настоящей правды. А именно:

"За что? Почему только на мою голову столько беды и непосильных внутренних мучений? Смерть мужа пережила, но сын... У каждого нормального человека дороже собственных детей никого нету во всём свете. А у меня Валерка был один единственный и того Господь к себе прибрал. Осталась вроде не одинока, невестка и внучка рядом, а теперь и Катя ушла от нас навсегда."

Правильно, дочь сына в любом случае дороже снохи, но Клавдия отлично осознавала, что девочка не может быть полностью счастлива, если у неё нету обоих родителей.
И снова она вопрошала, глядя куда-то в угол, где у неё находилась этажерка, на которой, на самом верху, стоял портрет Валерика и Кати, где молодые запечатлены в день их свадьбы.

"Ну какие-такие у меня грехи, дабы согнуть простую женщину в бараний рог и чтобы она теперь корчилась от этих страшных душевных страданий? Разве я жизни кого-то лишила или украла когда чужую копейку? Тогда почему? Я утку не могу зарубить, жалко, всегда соседа просила, котёнка не пну ногой, тоже жалко, так за что злодейка судьба так надо мной посмеялась?"

Чтобы не рехнуться от набегающих мыслей, которые только удручают и заводят всё глубже и глубже в какую-то бездну, а оттуда далеко не всем удаётся выбраться, Клавдия потому и поспешила на работу. Там целый день среди людей, к тому же, отвлекаешься на прополке овощей и устаёшь так, что не до рассуждений. Потом ещё и Машу забрать из Лесного Грибочка, ужин ей приготовить, вот и день промелькнул. А уставший человек засыпает быстро, потому и накручивать себя некогда.

Жили они с Машенькой в хатёнке Клавдии. Девочка спрашивала, мол, почему мы в домик наш не идём?

-   На что нам те хоромы, ласточка моя? Нам вполне хватит и этого. Периодически будем туда наведываться, чтобы убраться да может где подкрасить, подбелить, а когда подрастёшь, то это жилище будет твоим. И моя хата в том числе. Ты у меня одна, Машуня, всё тебе и достанется.

-   Бабушка, а зачем мне одной столько домиков?

-   Ну почему одной? Когда-то и у тебя семья образуется, что же ты не такая, как все? Или собралась век в одиночку коротать?

Маша ещё не осознавала толком, о чём с ней говорит баба Клава, потому сочла нужным просто промолчать. Клавдия тоже ждала тот момент, когда внучке исполнится хотя бы лет пятнадцать, чтобы можно было поведать ей ту заветную истину, отчего погибли её отец с матерью.

Оттого, что их убил дядя Саша Муравьёв. - а вот в этом Клавдию уже никто не в состоянии переубедить.

Клавдия старалась отлучить внучку от Ваньки, дабы в будущем её ненаглядная кровиночка не потерпела от него какой-либо беды, ведь вся порода Муравьёвых рождёна только для того, чтобы окружающих людей делать несчастными. В этом Клавдия больше чем уверена.
Однажды, она заикнулась Машеньке, чтобы та меньше воловодилась с Ванькой, но Маша тут же спросила:

-   Почему, бабуля?  -  ребёнок действительно не понимал, ну что такого совершил Ванечка, чтобы от него отвернуться? У них в садике все детки балуются, за это их иногда ставят в угол, но ни воспитатель, ни нянечки никогда не запрещали играть с провинившимися. Так что же такого натворил Ваня, если к нему и близко нельзя подойти? Не по-детски серьёзный взгляд Машеньки требовал немедленных объяснений и Клавдия не знала, что ответить.

-   Ты мала ещё внученька, я сейчас не могу во всё тебя посвятить. Но поверь, бабушка не просто так говорит и предостерегает тебя, значит на то есть веские основания. Но когда-либо наступит тот день, когда я смогу тебе во всём признаться. А сегодня я не хочу, чтобы ты дружила с Ванькой.

Машенька размышляла некоторое время, но она не находила такой причины, по которой ей немедленно следует расстаться со своим любимым другом.

-   Нет, бабушка, ты ошибаешься. Ванечка хороший.

-   Мне лучше знать!  -  немного повысила голос Клавдия. - Яблочко от яблоньки...

Маша снова затаилась на несколько минут, а потом упрямо повторила:

-   Я тебе не верю. А с Ванечкой я всё равно буду дружить.

Клавдия обернулась на внучку, но та не отвела взгляда. И как же она в этот миг была похожа на Катю! То же упрямство, тот же огонёк в глазах и даже брови хмурит, как когда-то Катя, когда доказывала свекрови свою точку зрения.

"Что я делаю?  -  мысленно спросила у себя Клавдия. - Вот так и Катю я хотела прижать к ногтю да вскоре её потеряла. Если и внучку потеряю, то тогда хоть с моста да в воду."

-   Хорошо, золотко, играй с этим Ванькой.  -  нехотя выдавила из себя Клавдия.  -  Но я за то, чтобы вы реже проводили время вместе.  -  так, ляпнула, что первое пришло на ум.

-   Ты не собираешься водить меня в садик?  -  удивилась Машенька.

-   С чего ты взяла? Конечно, нет! А с кем ты здесь будешь, пока я в бригаде?

-   Но ты сказала, чтобы я с Ванечкой меньше проводила время, а как я это сделаю? Мы с ним целый день вместе находимся в садике.

-   Я имела в виду, что после того, как я забираю тебя оттуда, то ты всё равно дома почти не бываешь. Бежишь на площадку к этому Ванечке, а я свою внучку почти не вижу. Я ведь тоже за тобой скучаю.  -  Клавдия знала, что поступает не совсем честно, применяя при общении с внучкой лживые доводы.

"Но Господь свидетель.  - молилась она мысленно. - Это всё из-за неё, а ей я только добра желаю."

-   Ну хорошо, бабушка, я постараюсь и с тобой бывать подольше. - пообещала девочка. Но Клавдия специально наблюдала, как внучка скучает и без конца прислушивается к смеху и гомону ребятни, доносящимся с площадки, и сердце пожилой женщины не выдержало.

-   Иди, Машенька, гуляй. Только не допоздна.

"Вот так.  -  про себя рассуждала Клавдия. -  Хочу огородить хоть Машку от Муравьёвых, а ничего не получается. Жизнь диктует свои условия. И я тут бессильна."

Как-то Маша прибежала на площадку, а Ваня уже там находился. Мальчик держал в руках две большие плитки шоколада и одну из них протянул Маше.

-   Держи, Машка, это нам с тобой папа мой купил.

-   Ух ты!  -  обрадовалась девчушка.  -  Передай дяде Саше спасибо от меня.

Ваня кивнул.

-   Обязательно. Маш, знаешь чего я боюсь?

-   Чего?  -  спросила она, не глядя в сторону Вани. Как раз была занята освобождением шоколада от обёртки и фольги.

-   Помнишь, моя мама умерла? Потом твой папа. Теперь и у тебя мамы нету. Получается, и мой папа скоро умрёт?

-   Глупый, почему ты так решил? Дядя Саша не умрёт, он добрый и сильный. А ещё он не болеет.

-   Твоя мама тоже не болела, но однако её с нами не стало.

-   Вань, моя мама не была полностью здорова, ей бы следовало подлечиться. Мне крёстная рассказывала. Потому и случилось несчастье.  -  Маша отложила сладкую плитку на лавочку, ей уже было не до шоколада. Она очень скучала за мамой и папой.

Когда Кате исполнилось девять дней со дня смерти, Клавдия учинила тесто и пока оно подходило, ни свет ни заря сбегала на кладбище и положила на могилку невестки букет разноцветных астр, которые нарезала в своём палисаднике. Постояла там чуток, выдернула сорняк с могил мужа и сына, мысленно обдумывая, что через полгода и Кате памятник надо поставить.

"И только каменный. Валерику уже установили, слава Богу. Спасибо Мише Журавлёву, он почти сам и занимался этой проблемой.
Ничего, деньги есть. И у меня, и у Кати кое-какие сбережения остались."

Потом Клавдия нажарила пышек, обильно поливая их домашней сметаной и мёдом, и разнесла по всей своей улице, дабы люди помянули её невестку. А Машенька, позавтракав, спросилась у неё:

-   Бабушка, а можно я Ване одну пышечку отнесу, чтобы он тоже помянул мою маму?

Клавдия не сразу ответила. Образовалась короткая пауза. Внучка во все глазёнки смотрела на бабушку, всегда щедрую, которая всех угощала и могла отдать последнее, а тут, вдруг, как в рот воды набрала.

"В конце концов, при чём тут малец?  -  успокаивала себя Клавдия.  -  Не он же загробил дорогих мне людей. Так почему Ванька должен отвечать за своего отца?"

-   Хорошо, Машенька, отнеси сколько надо. Пусть помянет.

А на следующий день Клавдия поспешила в контору, Машу пришлось пораньше отвести в садик. Ей надо было попасть на приём к директору, но при этом ещё успеть к дежурной машине, что отвозит женщин в поле.
Она постучалась и тихонько вошла в кабинет Ларионовича.

-   Как хорошо, что ты уже здесь, Ларионыч! Доброе утро, тебе! А я торопилась очередь занять, а ты уже на месте.

-   Я почти каждый день в такое время тут нахожусь. Все важные звонки из райцентра поступают сюда уже с семи часов. И тебе, Клаша, доброе утречко!

-   Понятно.  -  Клавдия присела на стул.  -  Я к тебе по срочному делу, Ларионыч. Денёчки бегут, а я ещё и не помышляла документы выправить на Машеньку. Вернее, на моё опекунство над нею. Ты мне поможешь в этом? Я же ничего не смыслю в этих делах, к кому ехать, куда обращаться? А ты у нас грамотный мужик, вот и растолкуй мне, пожалуйста, тёмной бабе.

-   Клаш... - Ларионович опустил голову вниз, делая вид, что изучает какой-то документ, лежащий перед ним на столе. Ему стыдно было смотреть ей в глаза.  -  Я тут всё взвесил... Мы с Ириной покумекали... - сбивчиво промолвил он и замолчал.

-   Ну и чего вы там с Ириной накумекали?  - насторожилась Клавдия.

-   Если честно, Ирина тут не при чём, это моя идея.

Клавдия плотно сжала губы и не мигая уставилась на директора. Тот шумно выдохнул и сказал:

-   Может, ты позволишь нам с Ириной Машку удочерить, а? Только не ори, выслушай сначала...

Но куда там, Ларионович ещё и мысль свою не закончил, как Клавдия вскочила, не хуже той пантеры, и ухватившись двумя руками за краешек стола, всем телом подалась к нему и прошипела:

-   Ишь, чё удумал? Машку ему подавай! Я к тебе, Иван, как к другу, а ты палки мне в колёса вставляешь! Да где твоя совесть? Или старость уже твой ум омрачила? С какой стати моя кровинка должна чужих людей "папой" и "мамой" называть, коли у неё есть родная бабка? Моя Машка, понял? И я никому её не отдам. Даже, если в детдом увезут, то я там шалаш построю и буду жить до тех пор, пока мне её обратно не возвратят. Додельник какой! Машка только моя и ничья больше! И заруби себе это на своём носу.

-   Да угомонись ты! Никто у тебя её не забирает. То я просто... Ну, как лучше хотел. Да сядь ты уже, не мельтеши! Чего повисла надо мной, как орёл над зайцем?

Клавдия отступилась чуток.

-   Как лучше, говоришь? А для кого лучше, для тебя и твоей Ирины? А обо мне вы подумали? Ну конечно, я же мало горюшка хлебнула, давайте, не стесняйтесь, добавляйте ещё!

-   Клаш, я прошу тебя, не ори! Ну прости, коли обидел. Это я так, пробный шар кинул, может, думаю, тяжело тебе одной Машку поднимать, вот и предложил. Но раз такое дело, то я помогу, чем смогу. И никто у тебя её не отымет. В Кудиновке пенсионерка взяла опекунство над тремя внуками, потому что её дочь с зятем на машине разбились. А ты ещё работаешь, ну и кто посмеет на Машку лапу наложить?

-   Да ты и посмел, только что.  -  бурчала Клавдия, но на стул присела.

-   Клаш, я извинился, ты не слышала? Не начинай. А выправить документы, то подсоблю. Я всё равно почти каждый день туда на совещания мотаюсь. Есть у меня там и знакомства, и свои люди. Так что, не переживай.

-   Ну, коли так, то спасибо на добром слове.  -  выдавила из себя Клавдия, поднимаясь со стула.  -  Мне, кажись, на работу уже пора.