Прощай, ВММА!

Виталий Бердышев
Наш курс оказался предпоследним, кому выпало счастье поступить в Военно-морскую Медицинскую Академию (ВММА) – в 1954 году. В 1956 году вышел приказ о слиянии ВММА и Военно-медицинской академии им. Кирова, и Морская академия стала Военно-морским факультетом академии им. Кирова. Объединились кафедры, библиотеки. Мы лишились части «военно-морских» профессоров и педагогов. Но самой существенной для нас оказалась потеря возможности стать лейтенантами медицинской службы уже после окончания третьего курса. Именно с нашего курса начались эти преобразования, и мы пять долгих лет обучения прошли в курсантских погонах, и только на шестом курсе получили звания старшин и положение «слушателей». Последнее давало нам возможность получать достаточное денежное содержание и жить за пределами так полюбившихся всем «Рузовских казарм».
Военно-морской факультет – это, конечно, хорошо! Но мы, курсанты, гордились в первую очередь нашей Военно-морской Медицинской Академией. Два года учёбы в ней запомнились на всю жизнь! Жизнь в казарме, строевые занятия, кажущиеся непрерывными дежурства (дневальный по роте, в карауле у знамени, у особых объектов на территории, патруль по академии и по городу и др.). Были и хозяйственные работы – чего стоила разборка и пилка дров, которые складывались огромными штабелями сразу за КПП, при входе на территорию ВММА.
Учеба на первых курсах была не менее впечатляющей: неорганическая химия (профессор Птицын Б.В.), анатомия (доцент Акилова А.Т.), патологическая анатомия (профессор Вайль С.С.), нормальная физиология (академик Быков К.М.), фармакология (профессор Лазарев Н.В.), биохимия (профессор Васюточкин В.М.), французский (доцент Костельянц Б.Л.) и др. Были и чисто военно-морские дисциплины, в том числе и шлюпочная подготовка – хождение по Фонтанке на веслах и под парусом в Финском заливе. А разве можно забыть занятия в бассейне, под руководством рекордсмена мира легендарного Семена Бойченко! И была военно-морская форма, которой мы все так гордились! И были ещё кафедры и аудитории на территории академического городка (на Загородном проспекте, у Витебского вокзала), и здание главного корпуса, с фасадом, смотрящим на Фонтанку и надписью: «Военно-морская Академия», вызывающей гордость у каждого обучающегося в ней курсанта...
Вспоминается и наше прощание с ней. Не официальное, в клубе главного корпуса, когда перед младшими курсами выступил начальник академии генерал-майор медицинской службы Иванов В.П., а в нашей собственной, курсантской среде, на той же самоподготовке (на кафедре нормальной физиологии), где мы, курсанты второго курса, задумывались над нашей будущей военно-морской судьбой и с грустью вспоминали уходящих в безвременную отставку «военно-морских» профессоров и педагогов. Памятный снимок, сделанный мною на одном из самостоятельных занятий в тот период, полностью отражает нашу глубокую душевную ностальгию, которую так искренне сумел передать наш юный, добрый «Савушка» – Гена Савельев. И корона, подрисованная Сашей Казаковым, в полной мере дополнила этот скорбящий образ. А глубоко любимая и почитаемая всеми нами подпись (ВММА) осталось у нас как светлая память о наших юношеских курсантских мечтах и стремлениях.
К счастью, наши сомнения о нашем военно-морском будущем вскоре развеялись. Военно-морские традиции ВММА были сохранены, и все мы через четыре года благополучно влились в военно-морской офицерский корпус медицинской службы всех четырех флотов нашего Военно-морского Флота и с гордостью пронесли знамя нашей ВММА и Военно-морского факультета ВМедА им. С.М. Кирова через всю нашу долгую службу, внеся свой вклад в развитие военно-морской медицинской науки и практики.