Вариации на тему псковской тетрадки. ч. 3

Владимир Спиртус
          
     Таня рассказывает про планы Славы уехать в Малы.
     –  Хотите – присоединяйтесь к нам, –  говорит она.
     – У меня здесь еще дела. Я приеду позже. Спросите, где Рождественская церковь, там еще колокольня  и кладбище  рядом. Вам любой подскажет. 
     Мы с радостью приняли это предложение. Сначала только сделали закупки продуктов,  а также приобрели кое-что из краеведческой и православной   литературы.         
     Действительно, нашли  все довольно просто, хотя и храм, и колокольня укрыты в глубокой лощине. Сначала увидели у подножия горы одну верхушку звонницы и ее беленую шейку. Потом стали видны полуовальные арки с небольшими позеленевшими колоколами. Они  висят парами в арочных проемах,  обращенных во все  стороны света.   Четырехгранное тело древней колокольни впечатляет своей древностью и сдержанной мощью. 
     Немного ниже находится  полуразрушенная Трапезная, а еще дальше, ближе ко дну овражка - высокий пятикупольный собор XVI века в окружении большого старого кладбища с высокими  деревьями.
     Озадачило и смутило, что вокруг никого не видно. А дождь идет и идет, постепенно набирая силу. Накрылись плащом и  сидим, как бобики в будке. К счастью, через некоторое время появляется Слава в сопровождении Влады-Валентины. Он ведет нас в дом старой матушки, жены умершего не так давно настоятеля – протоиерея Михаила (Белавина). Отец Михаил был родственником Святейшего Патриарха Тихона, служил здесь очень долго: с послевоенных лет.  Похоронен   на погосте рядом с местным блаженным Матфеем.
      Матушка рассказала нам  о Матфее. Умер он в начале XX  века.  Страдая суставным ревматизмом, свыше сорока лет провел прикованный к постели. При этом безропотно переносил сильнейшие боли. Заслужил Матфей  от Господа дар прозорливости, за всех молился, помогал мудрым советом в разных трудных обстоятельствах и  житейских нуждах. Все его очень любили.  Смерть свою  он  за три дня предсказал.
   – О Матроне, слепой блаженной, что в Москве жила, слышали?  Вот, Матвеюшка  был подобным ей, только в наших краях. Все, что люди ему жертвовали, он отдал на строительство придела к Рождественской церкви, придела в честь Онуфрия Мальского.  В том числе – большие деньги, переданные ему от супруги Великого князя Константина Николаевича.
     – А кто этот Онуфрий?
     – Он  жил в XV  веке, был учеником преподобного Ефросина, основателя Спасо-Елеазарова монастыря.  Монах  устроил здесь обитель, которая пережила не одно столетие. Она  была впоследствии дотла разорена при отступлении войск  Стефана Батория.   Чудесным образом, спустя много времени, монастырь был восстановлен. Случилось это так:  явилась одному пчеловоду из Тамбовской области сама Царица Небесная и велела идти за роем его пчел. После прихода  его в здешние  места,  Божия Матерь указала ему, где зарыто золото. Тогда  был построен новый храм, и  монастырь возродился. И снова, в очередной  раз обитель была разорена шведами во время Северной войны .  А потом монастырь упразднили при церковных реформах Екатерины  Второй.  Собор после этого превратился в  приходскую церковь.
    Сама матушка, со слов Оли, оказалась « очень непростая». Что-то она в ней увидела сразу касательно женских грехов, а потом дала ей  краткое наставление и, поискав, вручила отпечатанную на машинке молитву. Мне же показалось, что худенькая, светлая лицом вдова священника   только наполовину живет на земле, а ее чистая душа давно уже дышит воздухом Горних обителей.
    Очень кстати отыскалась обильная и вкусная еда. Кроме нас ведь было еще несколько гостей: Анатолий и две Лены.  С Владой, которая Валентина,  здесь мы сошлись поближе. Оказалось, что она имеет практику в мануальной терапии. Попозже она провела беглый  осмотр наших спин и тут же, в сарайчике неподалеку, Влада  показала нам  свое мастерство. Руки у нее оказались  быстрые, как и глаза, к тому же и сильные…
   Как славно внутри колокольни!  Здесь, возле печки, в которой полыхают дровишки, знакомимся   с писателем, краеведом из Москвы Михаилом Григорьевичем. Он высокий, крепкого телосложения, с начавшей седеть округлой бородкой и живыми глазами на загорелом лице. Чем-то в нем сразу подкупает: внутренняя тишина и размеренность речи,  и тот ровный жар души, который не спешит выказаться, но за которым чувствуется скрытая  глубина. Сюда он ежегодно приезжает, убегая от столичной суеты: напитаться ширью и неброским совершенством здешних лесистых долин и  холмов,  полнозвучием журчащих ручьев  и простором озер. И, конечно –      живительным  воздухом древних  православных святынь. Новый знакомый  рассказал  много интересного: о своих изысканиях, путешествиях,  а также некоторые истории  из житий Святых.
     –  Римского-Корсакова, композитора, знаете, любите? – спрашивает нас.
     –  Да я не особый знаток музыки, – отвечаю за двоих. По радио и в концертах доводилось слышать, конечно. Музыка у него светлая, радостная…
     –  А он ведь связан со здешними местами. В Псковской земле у него две усадьбы было – Любенск и Вечаши. Биография у него интересная: поступил в морской корпус в Петербурге, служил во флоте. Потом уже переключился на музыку.  Первую оперу свою  – «Псковитянку»  писал  четыре года. В этот период он  сблизился с Модестом Мусоргским, также писавшим оперу  на историческую тему –  «Борис Годунов». Они наняли квартиру, точнее, меблированную комнату  с роялем, который занимали по очереди. На  одном рояле, параллельно рождались две великие оперы!
     Сергей Дягилев во время «русских сезонов» показал в Париже «Псковитянку» вместе с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной».  Во всех трех операх пел Федор Иванович Шаляпин. Был огромный успех. Сейчас, к сожалению, давно не ставили на больших сценах(1) …
      А какой у оперы мощный финал! Последние слова, которыми она заканчивается: «Божьей милости нет конца вовек».
     Пьем чай с сотовым медом.  Уже поздно, в темноте ищем место, где поставить нашу палатку Анатолий предложил недалеко от колокольни. Слава помогает нам установить ее, приносит сено и одеяла. Молодец Слава! Наконец-то наш «домик» стоит то, что надо: теперь даже сильный дождь ему не страшен. Таня со Славой идут купаться, а мы ужасно устали. Таня, оказывается, будет ночевать с нами. Ну, что ж, как говорится,  «в тесноте, да не в обиде»…
    Вернулся в Малы новый молодой  священник о. Василий. Кажется, он недоволен, что вокруг неожиданно много людей. Но палатку нашу благословил (хотя и задним числом). Слава, которого он знает, привел батюшку посмотреть на нас. Напустили в палатку тучу комаров. Но мы уже спим без задних ног.

   Четверг, 9 августа.
   Поздний подъем. Вроде бы, выспались… Слава кипятит чай в чудо-колокольне. Вызвались провожать в Изборск Владу-Валентину. Довольно быстро собрались и пошли. Удивительные просторы, такие, что дух захватывает. Идти после дождя местами нелегко из-за грязи: слой земли здесь тонок, под ней лежит красноватая глина. Видели белую  церквушку, в которой работают археологи. Здесь много разных птиц. Прямо в деревне Малы встретили  гнездо аиста. В овраге возле деревни есть небольшой водопад. Мы искупались в нем.  По дороге собираем ягоды растущего между скал пустынного можжевельника. Знаю, что можжевельник содержит эфирные масла и помогает от многих болезней. В походах по горному Крыму мне доводилось проходить сквозь небольшие можжевеловые рощи.  Там, зачастую, это большие деревья. Получили первое представление об Изборской  крепости. Вход в нее  с западной, самой пологой и поэтому самой укрепленной стороны. Обязательно вернемся сюда. Здесь есть, что посмотреть.
    Провожаем Владу до автобуса. Посещаем книжный магазин и прощаемся с ней. Зашли поесть в столовую  со своим чесноком и хлебом. Потом звоним по телефону в Киев. Медленный путь назад из Изборска в Малы. Не перестаем удивляться открывающимся красотам. По дороге выручаем молодую художницу Светлану.  К ней приставал подвыпивший местный  мужик. Удивительно, но мы не заблудились. Поздняя беседа за вечерней трапезой. Нарушаем  установленный  режим: время отбоя.

  Пятница, 10 августа.
    С утра идет дождь. Утром Оля ушла купаться с Татьяной и Ленами. Решили задержаться здесь до субботы. Сидим в колокольне возле печки. Здесь сказочно уютно. Собирались идти в Изборск  с заходом к словенским ручьям, но дождь, то немного утихает, то льет, как из ведра. Беседуем на разные темы со Славой и Ленами, а Таня пребывает в доме у матушки.
  Зашла речь о сибирском писателе Валентине Распутине. Одна из Лен стала с увлечением  говорить о  повестях Распутина, особенно о «Живи и помни».
     – А знаете его совершенно гениальные рассказы: «Что передать вороне?», «Уроки французского»?
      – Нет, а что же передают вороне?
      – Это такая игра была у писателя (он явно пишет о себе) с пятилетней дочкой. Вроде бы  ворона, живущая возле их домика на Байкале, ему все рассказывает, что видит. И, конечно, про детские шалости или нехорошее поведение дочки. Рассказ нужно читать, пересказ будет бледной тенью. Главную мысль только отмечу: надо слушать свое сердце, а не следовать волевым, заранее принятым решениям. Пусть они очень разумны…Автор
не мог прямо писать о Боге, но мысль свою доносит  выпукло и четко: ищите и слушайте Божьих подсказок, иначе все усилия будет впустую…
      Тут вмешивается Оля с блестящими  глазами. Иногда она может меня обличать.
      – Володя – большой теоретик. А вот с практическими занятиями у него сложнее…
      В течение дня сливаю дождевую влагу, скапливающуюся в ложбинах полога, и улучшаю скат воды. На такие случаи нужен надежный тент.
       В перерыве дождя, мы  вышли немного прогуляться. Очень кстати: нам открыли и показали храм Рождества Христова. Он в целом построен в псковской традиции зодчества, только купола, пожалуй, не характерные. Высокие своды держат круглые столбы. Благодаря окошкам пяти световых барабанов, в церкви вдоволь света и воздуха. С прихожанами только  у батюшки не густо. Больше тех, что лежат под крестами…
     Чуть ниже алтарного выступа есть источник, и в  подвале самой церкви тоже, оказывается, есть родник. А еще – по овражку между Собором и Трапезной бежит  ручей, впадающий в озеро. Да, в таком храме можно было держать осаду –  воды, во всяком случае, здесь хватает!
   Вечером идем купаться в Мальском  озере вместе со Славой.  Далеко заплываю. Стараемся не попадаться на глаза о. Василию, но он «засек» нас на обратном пути. Был, оказывается, на сеновале. Танин спальник мы вечером вчера подсушили, а наши наполовину мокрые. Слава – очень славный: опять нас выручает одеялами и старым ковром.

Суббота, 11 августа
    Таня уходит за грибами и прощается с нами. Идем купаться в озере, затем складываем рюкзаки и палатку. Слава кипятит чай. Долгие сборы. Беседуем  на дорожку в колокольне со Славой. Отец Василий с лесенки благословил  нас на дорогу. Идем сначала в деревню Малы. Проходим мимо плиты и вросшего в землю старинного каменного креста.  Разные травы высотой  по пояс, много ромашек.  Чернеют замшелые кровли изб, кудахчут куры на огородах. Избы небольшие, невысокие, с двускатными крышами. Но какая бедность и заброшенность сквозит во всем!  Встречаются заколоченные дома: люди уезжают в город, где есть какая-то работа. Спускаясь под горку,  обнаружили родник с чистой водой и маленькое озерко. К роднику ходят бабы с ведрами.   
      В хвойном лесу, через который  идем, темнеют ели,  рыжеют сосны, встречаются часто разнообразные грибы. Местами лес смешанный: ольха, березки, орешник;  осенью они  раскрасят пейзаж праздничным разноцветьем. Дошли до деревни Брод.  Деревянная Анастасиевская часовня, к сожалению, закрыта на замок. Вышли на мельничный ручей. Когда-то здесь было много мельниц. Теперь  остались только фундаменты, обросшие мхом. Красиво цветет полянками  желтая хохлатка, отцветает уже болотный дремлик. Для него здесь подходящие условия.
    Держим курс на юг. Вот уже и холм появляется, на котором находится Труворово городище. Именно здесь, когда-то располагался Изборск. Он первый становился на пути завоевателей, скажем, ливонских рыцарей, шедших на Русь. Проходим через городские ворота. Понятно –  это реконструкция. Слева блестит Городищенское озеро. Видно, что оно неглубокое и  раньше в нем было гораздо больше воды. На  глади озера плавают серые уточки и белые лебеди. Прибрежная зона заросла осокой и камышом.  Вид великолепный!
    Нам показали сохранившиеся земляные валы, защищавшие древнюю крепость. Были здесь и  рвы, заполненные водой. На вершине холма древняя Церковь Николая Чудотворца  XVII века. В  центральной  части в белую стену церкви  вмурованы три закладных креста. Двухъярусная звонница  и трапезная пристроены позже:  в XVIII веке.   При Екатерине II этот монастырь, как и в Малах, был упразднен.
   В районе озера часто попадаются  камни  и  вросшие в землю валуны, с высеченными на них крестами. Поблизости от крепости   изумительные Словенские ключи: двенадцать маленьких журчащих водопадов,  впадающих в Городищенское озеро. Словенск – одно из бывших названий Изборска. Вот  откуда происходит их название. Купаемся по очереди в бьющих ключах. Матушка в Малах сказала нам, что это святые источники, обладающие удивительной целебной силой.  Один из них, запомнил, называют интересно: Девичьи слезы.  Трапеза среди незабудок. Решаем ночевать в Изборске, чтобы утром попасть на Литургию.
                ***

    Изборск. После перенесения на Жиравью гору в 30-х годах четырнадцатого века за сто лет он выдержал восемь осад.  Постепенно его каменные стены укреплялись новыми башнями, обрастали в толщину плитами.  Чувствуется, что здесь настоящее сердце древней Руси.  Тут веками жили люди, близко знакомые со смертью.  Можно сказать  – мученики, грудью прикрывавшие нашу землю. Безпрерывные нападения, осады, чума… Изборск – сила, мощь и суровая красота.  Райское место для самобытных художников. Здесь обрел свою русскую ипостась  Николай Рерих, много потрудившийся на Псковщине и как археолог. Вот что он писал об этой земле: «Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками – храмами…  Все это красота. Красота бодрая. …Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет”.
     Крепостные башни. Окруженная тайнами Луковка – единственная башня, расположенная внутри крепости. В случае захвата города врагом, она была последним убежищем. Пятиярусная  Талавская башня  высотой 15 метров, в отличие от других, не круглая. Раньше она  именовалась Плоскушей. Любопытные названия, часто сразу понятные: в Темнушке содержались пленные, на Вышке (самой высокой башне) располагались дозорные.
    Стучимся в приходский дом. Нас направляют на ночлег к бабе Ане. Вот сюрприз: встречаем художницу Светлану, с которой познакомились в четверг.  Она живет тут с несколькими подругами: двумя Ленами и Ларисой. Еще здесь  есть Нюшка – старая кошка. Чуден дом бабы Ани: натуральный, деревянный, дышит, вокруг него яблоневый сад… Пьем чай, предложенный девочками и собираемся с ними на этюды. Похоже, что с деньгами у художниц – швах, питаются они, как птички небесные… Нас инструктируют, как вести себя с хозяйкой. Она уже, по их словам, несколько выжила из ума. Поэтому надо с ней аккуратней обращаться, не нужно все принимать всерьез. Позже мы поймем их правоту, когда баба Аня вечером ворвется через черный ход (такой есть в доме) и начнет «бузить».
   Зашли в магазин. Хорошо, хоть хлеб продают…  К концу дня, правда, мы его весь съели. До заката рисуем с Олей крепость и часовенку.  У каждого тот же вид получается по-своему. На обратном пути видим, что наши труженицы-барышни еще при деле. Смотрим на плоды их трудов. Очень даже неплохо! Они одеты в радужные халаты, работают под большущими зонтами. Правильно. Зонт –  универсальная штука для любой погоды.
    Оля быстро карандашом набрасывает  портреты художниц. Ей удается сразу схватить главные черты. Например, у  Светланы широкое лицо и пышная шевелюра. Лариса – высокая девушка с миндалевидными глазами и длинными, спадающими до плеч волосами. Дома опять, конечно,  устраиваем совместный  чай. Пьем его  уже в потемках,  затем при свечах. Рассказы про удивительную и трудную жизнь бабы Ани. (Увы, не записал). Нам стелют сено и дают матрас на пол. Мгновенно отключаемся.

Воскресенье, 12 августа.
    На рассвете художницы уходят на пленер. Мы дремлем до семи утра.
Хорошо, не забыли одолжить   Оле юбку. Быстро собираемся и идем в Никольский храм. Кажется, этот собор единственный такой, что за много веков своей истории ни разу не был разрушен или закрыт. Пострадал  только при освобождении города от немцев в последнюю войну.
    Приземистый храм невелик сам по себе, но выглядит мощно снаружи и  производит внушительное впечатление. Редкий пример древнего псковского зодчества. Он изначально был кубической формы с  большим куполом шлемовидной формы и барабаном.  Конечно, он достраивался со временем: сначала с юга был пристроен придел, затем - притвор и в середине XIX века – колокольня.
    Внутри собора довольно тесно, но это обстоятельство быстро уходит на второй план. Прекрасные старинные иконы. Укромность, тихая сдержанность, строгая краса. Как здесь отрадно душе! Наверно, сюда  хорошо прийти помолиться в одиночестве, когда никого нет в храме. Но во время Божественной литургии молитвенные накопления многих веков открываются с особой силой. Будто бы тебя подхватывает мощный поток и несет куда-то к радости и свету...
   Возвращаемся оба слегка потрясенные. Сейчас бы неплохо подольше помолчать… Постепенно, конечно уходит полученный заряд благодати. Завтракаем с вернувшимися девочками. Рассказываем им о киевских средах в одной квартире. Там есть много картин ученика Рериха Смирнова-Русецкого, и раз в неделю собираются его почитатели. Между прочим, один из лучших  циклов художника посвящен  русскому северу. Молодые художницы, естественно, о Смирнове-Русецком ничего не слышали.  Приглашаем приехать к нам в гости. Какие они все настоящие и хорошие! Нас провожают на псковский автобус. Чуть не плачем при расставании. Обидно – только успеешь немного узнать и привязаться к человеку, а уже надо прощаться…

   1.   В 1999 году оперу поставил в Большом театре великий наш композитор и дирижер Евгений Светланов.

Фотографии из Интернета