Проложи свою дорогу. 17 часть

Эми Ариель
(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2018/03/26/1189)


Предыдущая  16 часть
http://www.proza.ru/2018/07/06/36
      
        В связи  с вероятностью перевода в Даугавпилс Гриша прозевал возможность поменять свою квартиру в Вильнюсе на большую площадь, когда его управление сдавало свой дом на ул. Ванагелю. Это были первые невзрачные дома с высотой потолков 2,48 м, тоже малогабаритные, но тот дом был в неплохом, зелёном месте, и квартиру бы выделили попросторнее. С одной стороны, это было и хорошо, что не поменял, поскольку уже через четыре года семья переехала в хорошую просторную квартиру в старинном доме, в которой прожили много лет. Но это произошло потом, а пока их жильё оставалось неважным и не престижным. Даже как-то раз произошёл комический случай, над которым долго добродушно потешались  уже подросшие Гришины юмористы-дети и Лена.   А дело было так. В Вильнюсе тогда  проездом оказался друг детства  Григория, Ян, с которым они в школьные годы очень   дружили, а в дальнейшем, когда жизнь их разлучила, переписывались на все праздники.  Ян был весьма романтичным человеком, идеалистом, можно сказать, не от мира  сего. От жестокой реальности   спасала его военная специальность  - он себе сидел в Казахстане на «точке» в воинской части и, благодаря  выслуге лет, планово продвигался по служебной лестнице, получая очередные воинские звания. Будь он на гражданке, его бы совсем затюкали, настолько он был неприспособлен к  жизни «в миру» и конкуренции. Ян с детства чуть ли не боготворил Григория и верил в большое будущее своего друга.  Оказавшись в Вильнюсе по пути в Ригу, Ян не мог не повидаться с товарищем, которого не видел столько лет. Поскольку города он не знал и не предупредил друга о своём приезде, пришлось взять на вокзале такси и попросить  отвезти по указанному адресу. Привокзальная площадь и вокзал выглядели симпатично, Ян настроился радужно, но когда такси загремело по булыжнику завокзального района и вокруг появились невзрачные неприглядные дома, мысли его, как говорится, стали «отрывистыми и водянистыми».  Дом, к которому его подвезли, ему совершенно не понравился, он не мог поверить, что его  лучший друг  проживает в таком неинтересном доме. Ян подумал, что, возможно, он что-то перепутал с адресом и попросил таксиста проехать по всей улице от начала до конца, но лучшего дома не нашёл. Пришлось смириться и пойти в дом, где он и обнаружил квартиру своего товарища …

         Во время завершения строительства вышеупомянутых домов на ул. Ванагелю к Григорию явилась делегация врачей Вильнюсского родильного дома. Горисполком в счёт своей квоты на квартиры  передал роддому весь первый этаж дома под устройство женской консультации.  Тогда Григорий познакомился с заведующим роддомом Леонасом Маляцкасом и заведующей консультацией, а в дальнейшем - заведующей родильным отделением роддома Верой Георгиевной Довгун. Работа по устройству консультации  требовала перепланировки всего первого этажа, разборки многих перегородок, возведения новых. Нужно было полностью всё перештукатурить, заново перекрасить, устроить  отдельный вход с улицы. Строители  под руководством  Григория оказали медикам безвозмездную помощь в переделке   проекта, в самый короткий срок всё перестроили.  А с  заведующей консультацией Верой Георгиевной  завязалась многолетняя дружба.  Семья В.Г.Довгун тоже была из тех, кого он первыми поздравлял в каждую новогоднюю ночь, и к кому можно было всегда обратиться в тяжелый момент и  к кому он и его семья готовы были прийти  на помощь по первому зову.

         В июне 1964 г. Григорий получил путёвку в санаторий Майори на Рижском взморье. Лена с детьми к тому времени уже отправилась в Белоруссию. Майори и всё побережье произвели на Гришу очень хорошее впечатление. Григорий с удовольствием совершал длительные прогулки у моря. Санаторий Майори размещался в нескольких деревянных корпусах среди сосновых деревьев возле пляжа. Вода ещё   была холодной, долго в ней находиться было невозможно.   Утром перед завтраком в санатории собиралась очень интересная компания, все купались, а потом лежали на пляже, отогреваясь на солнышке. Среди отдыхающих выделялся интересный мужчина лет 55-ти, с которым Григорий с удовольствием беседовал. Разговоры и рассуждения этого человека выдавали широту и глубину познаний и мышления. Кто это был такой, Григорий не знал, вся компания смотрелась  по пляжному, все были одеты в купальные костюмы и плавки. А потом в санатории была организована встреча со знатными отдыхающими. И тогда Григорий узнал, что его таинственный собеседник  - Герой Социалистического труда, главный инженер Гидропроекта профессор Георгий Андреевич Руссо, один из создателей советской теории и практики проектирования судоходных сооружений.

         Во время пребывания в санатории Григорий посетил несколько концертов на открытой эстраде в Дзинтари, которые оставили прекрасное впечатление. Лечебные процедуры тоже подействовали благоприятно, и он себя почувствовал гораздо лучше. Жаль только, что время пролетело быстро и пришлось опять возвращаться на работу, погружаться в строительный омут с постоянными заботами и интригами, которые плелись в их организации.

           Лена с детьми до конца лета оставалась в Белоруссии. Григорий отчаянно скучал по семье, очень хотелось увидеть её и своих любимых котят. С детьми он вёл очень интересную переписку – сочинял для них в письмах разные интересные сказки.

         Ну, а работа шла своим чередом. Приходилось в то время немало времени уделять строительству  железных дорог. К тому времени его организация развернула работы в Пабраде, Швенчёнеляй и Игналине. В Вильнюсе шли работы на первой очереди депо дизельных поездов. Так же в сложных условиях производилось строительство вагонного депо. Этим стройкам немало внимания уделял сам начальник Прибалтийской железной дороги Нил Иванович Краснобаев*. На одном объезде он посетил дизельное депо. Положением дел остался очень доволен и похвалил строителей. Затем он поехал на вагонное депо. Как раз в это время Гришины строители прокладывали многочисленные коммуникации, поэтому территория депо была перерыта. Навстречу вышел начальник вагонного депо Леоненко и начал жаловаться Краснобаеву, что строители ему всё перерыли. Краснобаев пару минут послушал его блеяние, затем поднял голову и осадил его  своим командирским голосом:
- Ты кто?
Недоумевающий Леоненко ответил:
- Я – начальник депо.
Краснобаев же отрубил:
- Ты – мелкий сутяжник! Строители тебе делают коммуникации, а ты, вместо того, чтобы помогать, ходишь и сутяжничаешь.
На этом разговор с Леоненко был закончен. А Нил Иванович  пожелал строителям успехов в работе. И действительно, на месте старого депо воздвигался огромный современный, приспособленный для удобной работы комплекс, так что  жалобы Леоненко на временные неудобства были неуместны. Иное дело было на дизельном депо, которое возглавлял Борис Маркович Лернер. С ним у Григория  сложились многолетние хорошие отношения, и  все вопросы решались оперативно и успешно.
 
                В октябре 1964 г. В Вильнюс приехали зам.управляющего трестом и начальник планового отдела.  Вместе с Григорием они отправились в Минстрой республики к начальнику отдела спецработ И.Квятковскому для обсуждения объёмов субподрядных работ на следующий год. С собой прихватили свежие газеты, развернув которые, прочитали сообщение о Пленуме ЦК, на котором сняли Н.С.Хрущёва. В формулировке было указано – за волюнтаристские методы руководства. Так закончилось десятилетие бурных, ничего не дающих реформ, перестроек, организационных перетрясок.  Снова были ликвидированы совнархозы, произошёл возврат к централизованному принципу управления: союзное министерство - республиканские министерства – тресты.  Разгон совнархозов вызвал целую волну передвижения людей, которым пришлось искать новые места работы. Многим работникам из совнархозов пришлось вернуться на предприятия. Со временем эта суета улеглась, и всё вошло в свою колею. Вместе с Брежневым начал свою деятельность А.Н. Косыгин.  У него были хорошие идеи по повышению эффективности экономики и либерализации законов, однако, консервативные силы не позволили ему развернуться. В принципе всё оставалось по-старому. Экономика буксовала, творческой инициативы как «верхов», так и «низов»  не чувствовалось. И всё же,  было много противоречий. Несмотря на то, что система не поощряла материальной заинтересованности людей, возможности получить лишнюю копейку за свой труд, многие  тогда трудились на разных производствах самоотверженно, не считаясь со своим временем, а в знак благодарности получали почётную грамоту или какой-нибудь значок отличника соцсоревнования.  Под лозунгом строительства развитого социализма в большинстве  регионах почти во всех товарах народного потребления был большой дефицит, торговля не была поставлена на должный  уровень. Люди были вынуждены приспосабливаться, всё доставать по знакомству. А при этом все заводы и фабрики работали на полную мощь, но производилось много ненужного. В сельском хозяйстве вечно происходили «битвы за урожай», правда, дефицита хлеба уже не наблюдалось. Раздутый бюрократический аппарат и непомерные военные расходы и поддержка дружественных режимов легли тяжёлым бременем на хозяйство страны. Тем не менее, люди имели хоть небогатый, но неплохой уровень жизни – нищих, бродяг, людей без крова не было, пенсионеры  на свою маленькую пенсию прожить могли, а плата за жильё и коммунальные услуги, транспорт и многие другие жизненно важные вещи была низкой.

Примечание
         
* Нил Иванович Краснобаев (24 сентября 1910 — 2004) — начальник Западного округа железных дорог (1946—1951), заместитель министра путей сообщения СССР, начальник Прибалтийской (Балтийской) железной дороги (1953—1977). Депутат Верховного Совета СССР с 4-го до 8-го созыва (1954—1974). Кандидат технических наук, изобретатель, заслуженный деятель науки и техники Латвии.

Иллюстрация - строительство депо дизельных поездов на станции Вильнюс, фото из архива автора

Продолжение 18 часть
http://www.proza.ru/2018/09/16/55