Мозаика создаётся на века-2. Из Цикла Байки

Евгений Прокопов
 Знаменитый новосибирский монументалист Василий  Кирьянов радовался за своего покойного коллегу Владимира Сокола, когда удалось городской общественности защитить его выдающийся памятник эпохе - панно "Покорители Оби" у Новосибирской ГЭС.
Панно восстановили.Опять с нарушениями технологии.Хотя бы так,- вынуждены были удовлетвориться многие. 
    Строгий мастер Кирьянов в своих интервью по случаю принимаемых экстренных мер по спасению знаковой достопримечательности даже не вспоминал свои давние предупреждения Соколу о нарушениях технологии мозаичного производства, допущенных в обстановке спешки и штурмовщины. 
    Не знал монументалист Кирьянов, что его собственные произведения,витражи и мозаики, украшающие улицы Новосибирска, и созданные с соблюдением всех нюансов мозаичной технологии, ждёт судьба печальная и обидная. Хоть они и не осыпаются. Созданы на века и не осыпаются, но судьба и их ждёт горькая…

    К 1990-м годам он сознавал, что время монументальной живописи прошло. В отсутствие госзаказов никто не отважится финансировать грандиозные проекты.У новых хозяев жизни - другие приоритеты и интересы, не хватает компетентности, широты кругозора.
 
 Но то, что было создано, было создано, казалось Мастеру, не зря.
 Практически в одиночку Василий Кирьянов создавал монументальные работы - мозаики, витражи. Знаком с ними каждый житель Новосибирска. Среди самых известных - панно на стене Дома Облсофпрофа на Красном проспекте,ДК "Строитель", росписи в ДК "Радуга",  серия мозаик на фасадах Института экспериментальной и клинической медицины. Впрочем, увидеть наследие художника на городских улицах всё сложнее.
   Панно на Доме Облсовпрофа заслонено торговыми павильонами и надстройкой над входом в метро, выполненными без учёта необходимости открытой перспективы для панно.

   Показательна судьба мозаичных панно и витражей на фасаде бывшего Дворца Культуры "Строитель". Воспевавшие человека труда работы Кирьянова ещё несколько лет назад украшали не самое привлекательное с архитектурной точки зрения здание, которое благодаря им имело свой оригинальный облик.  Во время перепрофилирования легендарного очага культуры, их как-то нелепо завесили баннерами. Руководители КДЦ "Евразия", где ныне квартирует Сибирский хор, мозаики на темы труда считают не подходящими нынешнему профилю культурного очага.

 Работы Василия Кирьянова - это лицо города. Это лицо Новосибирск вскоре может утратить. И превратится сибирский город-гигант в унылое и безликое нагромождение уродливых многоэтажных новоделов.

    Фото из Интернета: часть фасада бывшего ДК "Строитель" - нынешнего КДЦ "Евразия". Большое Панно на левой части фасада полностью завешено баннером новых хозяев.

   P.S. Нетронутым пока стоит главный труд В.Г.Кирьянова- огромное (свыше 600м2!) монументальное панно на фасаде Института клинической и экспериментальной медицины.
  Но болит сердце у поклонников творчества Кирьянова, у всех патриотов Новосибирска: всякое может случиться в эпоху пресловутой "оптимизации" здравоохранения и реформирования науки.