Река быстрая, полноводная Гл. 25

Клименко Галина
Гл.25


С невесткой Клавдия Михайловна не заговаривала о Сашке, надеясь на её порядочность, но потихоньку наблюдала издалека: вовремя ли та домой с работы явилась? сама шла или кто провожал? не бегает ли куда ночами? А для этого Клавдия прислушивалась к разговорам на селе, тут вряд ли что-то можно скрыть друг от друга. Самой ведь не очень удобно сутками не спать и следить за снохою.
Но однажды, Катя задержалась в больнице. Клавдия уже и внучку забрала с детского сада, уже и вареников с картошкой налепила на ужин, а Кати всё нету и нету.

-   Она что, на вторую смену там осталась, что ли?  - недовольно буркнула себе под нос Клавдия Михайловна.

Катя и правда приняла вторую смену, потому что у одной из медсестёр был день Рождения и на следующий день та ожидала гостей из райцентра. А для этого надо, как следует подготовиться. Старшие медики их отпустили до вечера, но к ночи Катя должна была приступить к своим обязанностям. Об изменённых планах она передала через соседку, но та забыла предупредить Клавдию.
Именинница накрыла коллегам стол в местной столовой, они решили достойно отметить её двадцатипятилетний юбилей, потому веселились не на шутку: смеялись с анекдотов, что рассказывал им Ларионович, он тоже был один из приглашённых, затем устроили конкурс на лучшее исполнение любой песни, некоторые декламировали стихи, стараясь присочинить туда хоть словечко о виновнице торжества.

Кате не очень хотелось принимать во всём этом участие, ведь только несколько месяцев прошло, как она похоронила мужа. И не перед людьми ей было боязно, чтобы не осудили, просто ей до сих пор очень плохо без Валерки и так порой случается невыносимо на душе, что если бы не Машка, она бы по сей день выла по нему каждую ноченьку, как волчица на луну. Но ребёнок заставлял думать об ответственности перед ним, а также всеми, кто окружал Катю.
Уговорили её девчата, мол, Валерика уже не вернуть, а ты же не станешь весь оставшийся век прозябать, вроде в каком-то затворничестве. Никто ведь не заставляет путаться с мужиками, но и сидеть постоянно в четырёх стенах, когда мимо проходит деревенская жизнь, наполненная радостью и счастьем, тоже не вариант. Разве она не присоединится к ним, чтобы поздравить "новорождённую" и пожелать ей долгих, благополучных лет и крепкого здоровья?
И Катя не смогла отказаться.

Перед тем, как сесть за стол, Ларионович участливо поинтересовался у неё:

-   Ну как ты, Катюша?

-   Я-то держусь. Во всяком случае, стараюсь. А вот мама...

-   Но её можно понять, она единственное дитя потеряла.

-   А я потеряла единственного любимого мужа! Меня не надо понимать?  -  заплакала Катя.

-   Ну что ты, Катюш...  -  Ларионович обнял её за плечи.  -  Ты только осознай, пожалуйста, мои слова правильно. Жизнь такова, что раны постепенно излечиваются и супруга себе тоже можно найти. А вот Клашка уже никогда не найдёт такого Валерку. Я тебе это говорю, как отец, который когда-то похоронил свою дочь.

-   Да я не об этом, Ларионыч. Просто мне тоже не так уж и легко, но мама с этим не считается.

Ларионович лишь вздохнул глубоко, но тему продолжать не стал. Характер Клавдии ему хорошо известен.

А Клавдия Михайловна места себе не находила.

"Уж не загуляла ли с кем Катька, не дай тебе Господи?! Ну этого ещё не хватало!"

Немного поразмыслив, Клавдия предложила внучке:

-   Машенька, может в гости сходим к бабе Лиде Бережной? К ней тоже внучка на лето приехала, твоя ровесница. Как раз познакомитесь и в куклы поиграете. Возьми свою, саму красивую да и пойдём потихоньку.

Машенька была не против, которая скучала даже в садике. Ваню вновь забрали к себе городские дедушка с бабушкой и она загрустила.
И как только девочки увлеклись игрой в "дочки-матери", Клавдия, моргнув Лидии, своей приятельнице, тут же покинула её дом.

"Ну где теперь искать эту Катьку?  -  Клавдия застыла у калитки, даже не предполагая, куда может подеваться её невестка.  -  Схожу-ка я сначала в больницу, что там мне подскажут."
Но там ей доложили, что вся компания находится в столовой, празднуют день Рождения одной из сотрудниц. И Клавдия, потеряв самообладание, прямиком направилась по указанному адресу.

"Совсем совесть потеряла.  -  мелькнула мысль.  -  Ещё не минуло и полгода, как Валерик погиб, а она уже развлекается. Бесстыдница."

Музыку Клавдия услышала ещё за несколько сот метров и вновь не удержалась, съязвила себе под нос:

-   Вот такие они все, эти невестушки, сволочи продажные. Как можно допустить все эти сборища, когда у мужа ещё ноги не остыли?

А заглянув в окно, Клавдия заметила, как Ларионович произносит тост и все дружно подняли свои бокалы. В том числе и Катька.
Нервы у пожилой женщины дали сбой, она подошла к порогу, собравшись войти, но дверь открылась и в проёме показалась Люся Кочкина.

-   О, тёть Клав, а вы что тут делаете?  -  улыбаясь, спросила подвыпившая Люська.

-   Катьку мне позови.  -  грубо приказала Клавдия, мимо ушей пропуская вопрос. Она с неприязнью взглянула на подругу и куму Кати, что та даже растерялась, прочитав в глазах Ивановой столько зла и ненависти, что передумала расспрашивать её о здоровье, о делах да мало ли ещё о чём, когда нос к носу сталкиваются двое добрых знакомых и не могут расстаться, пока не обговорят все насущные темы.
Катя появилась ровно через минуту.

-   Мам, что случилось?  - участливо спросила она.  -  С Машенькой что-то?

-   Ну, наконец-то ты ребёнке вспомнила! А я уж посчитала, что тебе совсем никто не нужен: ни Машенька, ни память о супруге.

-   Мам, вы о чём? Я же передала через нашу соседку, что я остаюсь на вторую смену. Вот только поздравим Валю и я заступаю на дежурство.

-   Странно. А Женька ничего не говорила.  -  поменяла тон Клавдия.

-   Ну как же так? Я же просила её!

-   Ой, да ну её, эту клушу. Кать, ты пойми меня, я волновалась.

-   А где Машенька? Вы её что, одну дома заперли?

-   Нет, как я могу? У Лиды Бережной с её внучкой играется. А раз всё нормально, то и я теперь спокойна. И никто не против, если ты какую рюмочку вина выпьешь. Ну что тут такого?  -  Клавдия сияла от удовольствия. Её невестка нынче в смене будет трудиться, а ни где-то там с Сашкой, за деревней, на лугу кувыркаться.
-   Кать, ты не подумай, что я слежу за тобой. Это не так. Я от Сашки тебя оберегаю.  -  чтобы уж совсем пойти домой счастливой и довольной, Клавдия специально заговорила о Сашке. Как на это прореагирует Катька. А сама внимательно всмотрелась в её глаза и первое, что там обнаружила, не растерянность и обман, а крайнее изумление.

-   От Сашки? Но при чём здесь Сашка?

-   Когда-то он по твоим пятам ходил, помнишь?

-   Да когда это было? Сто лет в обед. В данный момент он не имеет ко мне никакого отношения. Да мы с ним даже не пересекаемся, если на то пошло. А вообще, как-то до меня доходили слухи, вроде он скоро женится во второй раз.

-   Хвала тебе, Господи!  -  перекрестилась Клавдия.  -  И на ком же?

-   Да откуда я знаю, мам? Меня это меньше всего интересует.

Клавдия была на седьмом небе от ликования и непомерного восторга. Но вышедшая к ним Люська, малость подпортила ей настроение.

-   Тёть Клав.  - сходу начала та.  -  Может, хватит уже невестку преследовать? Она вполне взрослый человек и способна самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Надо будет и мужчину себе отыщет, коли порядочный попадётся, или вы задумали в монастырь её отправить, коли Катька мужа проводила до погоста. Неужели не ясно?  -  всё больше распалялась Кочкина, хватившая лишку на голодный желудок.  -  Что Валерика, к сожалению, уже никогда не поднять. И что, теперь прикажете ей всё время сидеть возле вашей юбки? Да кто вы ей такая, вы ей даже не матушка родимая.

Клавдия была ошарашена такой правдой и смелостью невесткиной подруги. Но главное, чего ей не понравилось, это то, что Катька даже не заступилась за свою свекровь. Она просто стояла молча и делала вид, вроде её это не касается.

-   Люся, ты бы шла к компании.  -  сквозь зубы процедила Клавдия.  -  А мы тут, как-нибудь и без тебя разберёмся.

-   Кать, всё нормально?  -  не обращая внимание на слова Клавдии Михайловны, спросила Люся у кумы.

-   Да, Люсенька, спасибо.  -  честно призналась та. И только тогда Люся их покинула.

На обратной дороге Клавдия с досадой рассуждала про себя:

"Ишь, как Люська выскочила, чтобы за Катьку заступиться! Не ровен час, так и с пути собьют мою невестку и ведь ничего не поделаешь. Это хорошо, что мы с Катькой не ругались в это время. А так бы мне не поздоровилось, у неё тут куча защитничков нашлось бы. И тот же Ларионович, не задумываясь, принял бы сторону Катьки. После того случая, когда я на Сашку заявление написала, а он пытался меня вразумить, так более и не затрагивает меня. То раньше всегда заговорит, расспросит обо всём подробно, а теперь лишь кивнёт головой в знак приветствия и на этом всё.
А вот поведение Ларионовича меня поражает. Я же в курсе, как он относился к Валерику, как к своему родному, а теперь, вдруг Сашку поддерживает. Ну ладно, пусть и так, вроде не по вине Муравьёва погиб мой мальчик, допускаю, хоть и не верю в это. Но ведь директор тоже не волшебник, откуда ему знать, как и что было на самом деле? Прям, психолог тут выискался, я, мол, в людях разбираюсь. Да куда там! Такое порой происходит, что сто лет живёшь рядом с кем-то и никакого представления не имеешь об этом человеке. А Зубков не иначе колдуном себя почувствовал, вроде он каждого встречного взглядом насквозь пронизывает."

И всё же, как бы там ни было, Клавдия готова прыгать от той услышанной новости, будто Сашка жениться засобирался. А это значит, Катьку он игнорирует, раз выбрал себе другую, а потому от него не последует никаких проблем в ближайшее будущее.

Но ровно через неделю Клавдия вновь подняла тему о Сашке, но на этот раз она сразу подметила, как невестка прячет свои глаза.

-   Кать, или ты меня обманула, что Сашка расписаться с кем-то удумал, или тебя обманули, когда всё это тебе сообщали. Уж не на тебе ли он женится, а?  - ехидно спросила она.

-   Что не на мне, это точно.  -  проронила Катя.

-   Откуда такая уверенность?  -  допытывалась Клавдия.

-   Ну какая вам разница?  -  повысила голос Катя.

-   А вот такая! Ты лгунья! От деревенских ничего не скроешь, а мне недавно шепнули, что ты с ним разговаривала. А мне утверждала, будто ты его сто лет не встречала. Зачем врёшь мне?

-   Я не врала, понятно? Он подходил ко мне уже после того, как мы с вами беседовали об этом.

-   И чего он добивался от тебя? В жёны небось звал?

-   Не успел.

-   Как не успел?  -  вытаращила глаза Клавдия.

-   Я его прогнала, предварительно напомнив, что я и в молодости его не любила, а теперь и подавно он мне не нужен. Так что, пусть на меня напрасно не теряет время. Он только и спросил, мол, как дела? Я ответила, что хуже не бывает.

-   Это правда, прямо так всё ты ему и высказала?  -  хлопнула в ладоши Клавдия.

-   Да, мама, правда.

-   А чего мне не призналась?

-   Чтобы снова с вами скандалить?

-   Да за что я буду с тобой скандалить, деточка моя?  -  Клавдия обняла невестку.  -  Моя голубка, девочка моя ненаглядная! Как же хорошо ты ему отпела! Ты настоящая любящая жена своего погибшего мужа. Горжусь тобой, Катька!