Три волшебных пёрышка. Татарская сказка

Борис Григорьевич Вайнер
Перевёл Борис Вайнер



     Жил в давние времена один бедняк, и был у него сын-юноша. И отдал бедняк своего единственного сына в работники к баю. А бай этот часто в заморские страны ездил с иноземными купцами торговать.
     И вот однажды нагрузил хозяин юноши свой корабль всяким добром и пустился в дальний путь. Много дней, много ночей плыл корабль. А когда он достиг самой середины моря, подошел бедняцкий сын к баю:
     - Не позволите ли мне, агай, –  говорит, –  нырнуть здесь, посмотреть, нет ли чего хорошего на дне? Десять минут меня ждите; обернусь за это время – ладно, а не успею – без меня отправляйтесь.
     Глубоко спустился джигит, до самого дна морского. И озарилось вдруг оно ярким светом. А когда поднялся юноша обратно на корабль, в руках его сверкали жемчуг и кораллы. Передохнул он немного и снова к хозяину:
     - А не попробовать ли мне, агай, еще разок?
     Снова нырнул джигит и опять баю драгоценных камней вынес. Подает он их хозяину, а того, видно, жадность обуяла: велит бедняцкому сыну в третий раз нырять.
     - Ладно, коли так, - джигит говорит. – Только этот уж будет последний.
     В третий раз скрылся под водой джигит. Потемнело море, почернело,  - ничего не видно, хоть глаза выколи. Десять минут прошло, пятнадцать, а храбреца все нет. Надоело баю ждать, приказал он дать полный ход и поплыл своей дорогой.
     Вынырнул из воды джигит, огляделся –  а корабля и след простыл…»Эх, видно, судьба мне здесь умереть, - парень подумал. – Что ж, хоть еще раз дно морское увижу…»  Опустился он опять на дно и побрел по нему. И вдруг рука его задела за что-то. Пригляделся – никак ручка дверная! Дернул бедняцкий сын за ручку, отворилась дверь, и туда с шумом хлынула вода. И джигита за собой увлекла. А когда захлопнулась дверь, увидел юноша, что стоит он в просторной комнате. В красном ее углу стояло сэкэ, а на нем спал страшный див. Только успел бедняцкий сын пару шагов сделать – заворочался див, да как чихнет спросонья!.. Чихнул, проснулся и глаза открыл. Заметил див джигита и рассердился, что сон его потревожили.
     - Ты откуда тут взялся? – говорит.
     - Так ведь ты сам меня вычихнул, - юноша отвечает.
     Поверил див.
     - Ладно, если так, - говорит. – Возьму тебя в работники. Хорошо служить будешь – жив останешься, плохо – на себя пеняй: съем. А вот тебе первая служба. Я сейчас уйду и раньше завтрашнего дня не вернусь. Сготовь-ка ты мне к возвращению обед, да побольше, да повкуснее, да чтобы он меня на столе ждал.
     Сказал так и исчез.
     Юноша весь дом обошел, двор и сад осмотрел и принялся новому хозяину обед стряпать. Вернулся назавтра див, поел, попил да и спать завалился. А джигит, чуть хозяин уснул, снова в сад. Большой тот сад был, а в середине  его дворец стоял. И видит бедняцкий сын, что кто-то ему из дворцового окна платочком машет – иди, мол, сюда. Подошел юноша ближе, а в окне красавица девушка стоит.
     - Ах, джигит, - говорит она ему , - ты вот здесь диву еду готовишь, а мать-отец твои ай как по тебе тоскуют…
     - А ты откуда моих родных знаешь?
     - Знаю, знаю, - говорит, - все знаю. Родом ты, джигит, из такого-то города, а отец твой бедняк, а соседи у вас с одной стороны такой-то, а с другой – такой-то.
     Все как есть прпавильно сказала. А потом:
     - Вызволи, – просит, - меня отсюда. Поможешь – вместе с тобой в твой дом войду…
     - Да как же мне это сделать?
     - Возьми у дива из уха ключи и отопри дверь в наш дворец, а дальше не твоя забота.
     Вернулся джигит в дом, вытащил у дива из уха ключи и отпер, как было сказано, двери во дворце. Выбежали тут из дверей двенадцать девушек, одна красивей другой, и исчезли кто куда – не сообразишь, за какой гнаться. Бедняцкого сына даже оторопь взяла. Поспешил он обратно в дом и положил ключи диву в ухо.
     Проснулся вскоре див и пошел хозяйство проверять. Все комнаты осмотрел, двор обошел, а потом решил во дворец заглянуть. Открыл двери – а красавиц-то и нет.
     Недолго див думал:
     - А ну-ка, джигит, принеси мои крылья. Что в дальней комнате лежат.
     Пошел джигит не спеша в дальнюю комнату, нашел крылья, а поднять их не может.
     - Больно уж тяжелые да большие они у тебя, - вернулся он к диву.
     Делать нечего, пришлось хозяину самому идти. Надел див крылья и пустился девушкам вдогонку. Настиг беглянок – и опять во дворце запер.
     Вернулся див домой, поел-попил, да и снова на целый день исчез. А бедняцкий сын опять в сад пошел. А из окна ему та же красавица голос подает:
     - Что же, джигит, видать, не хочется тебе домой…
     - Как не хочется – хочется, да что тут поделаешь…
     - Вызволишь меня отсюда и дашь слово на мне жениться – я тебе помогу. Я дочь падишаха, и  те девушки, которых ты во дворце видел, тоже. Всех нас див похитил. 
     - А не будет как в прошлый раз? – джигит спрашивает. – Выпустить-то я вас выпустил, а вы тут же и разбежались.
     -  А ты по-другому сделай, - говорит дочь падишаха. – Вернется див, заговорит с тобой, а ты молчи. Что бы он ни сказал – ни одного словечка в ответ. Спросит, не хочешь ли есть, - молчи. Спросит, не хочешь ли в саду погулять, - молчи. Спросит, не хочется ли тебе домой, - все равно молчи. Див очень этого боится. Через день-другой совсем шелковый станет, любую твою просьбу выполнит.
     Так юноша и сделал. Три дня с хозяином не разговаривал. Сильно испугался див. Ласковым стал, пообещал любое желание джигита исполнить. Только тогда бедняцкий сын рот раскрыл.
     - Полюбил я девушку, что в саду, во дворце, живет. Отдай мне ее и отпусти отсюда.
     Скрепя сердце согласился див. А дочь падишаха и говорит джигиту:
     - Ты диву не верь. Он меня так просто не отдаст, а придумает тебе испытание. Превратит он нас в двенадцать кобылиц одной масти и скажет: выбирай, которая твоя. А ты не спеши, посмотри сначала, какая из нас похаживает себе пофыркивая, а к корму не притрагивается. Это и буду я. Потом он превратит нас в двенадцать голубок и насыплет зерен пшеничных. Буду я ходить, ворковать, а к пшенице и не притронусь. В третий раз станем мы дюжиной девушек-близнецов. Спросит див, которая тут твоя, а я в это время лицо платочком обмахну.
     Юноша все это крепко  запомнил. А див на другой день повел джигита к девушкам и устроил испытание – точно такое, как красавица предсказала. Превратил сначала всех в двенадцать кобылиц, овса насыпал и говорит:
     - Выбирай.
     Подметил джигит, что одна кобылица ходит пофыркивая, а к овсу не притрагивается.
     - Вот эта мне нравится, - говорит.
     Превратил див красавиц в голубок. Юноша выбрал ту, что ворковала , а к зернам и близко не подходила. А потом и среди двенадцати близняшек желанную нашел.
     Делать нечего – отпустил див джигита, и отправился тот с дочерью падишаха домой. А перед тем, как в путь пуститься, дала красавица юноше три птичьих перышка и золотое кольцо и сказала:
     - В беду какую попадешь – переломи по одному эти перышки, будет кому тебе помочь. А кольцо это никогда не снимай: снимешь – меня потеряешь…
     Много дней и ночей миновало, много стран юноша с девушкой прошли, прежде чем домой добрались. Мать и отец джигита рады-радешеньки: единственный сын вернулся, да еще с невестой. Стали гостей созывать, свадьбу готовить.
     Отпраздновал джигит свадьбу и зажил себе дома с молодой женой. А кольцо золотое с руки снял и в сундук запер. Забыл, видно. Что не велела ему красавица этого делать. И вот однажды позвали соседи джигита с женой в гости. Он-то пошел, а жена отказалась: не хочется, говорит. Соседи за ней посылают, а  она в ответ:
     - Пришла бы я, да ведь не в чем. Пусть мне муж ключ от сундука пришлет, где самые красивые платья лежат.
     Передали ее слова мужу, а он возьми и пошли ей ключ. А жена тем ключом сундук отперла, кольцо золотое на палец надела, превратилась в птицу и улетела к своим родителям. Только и сказала ей прощанье:
     - Если соскучится – пусть ищет меня через шесть государств, в седьмом.
     Сильно опечалился джигит, чуть от горя рассудок не потерял. И решил во что бы то ни стало найти свою жену.
     Месяц бедняцкий сын шел, год шел. Шесть государств миновал и добрался наконец до той страны, где его красавица жила. Добраться добрался, а вот во дворец падишаха долго попасть не мог. Тогда переоделся он нищим и стал прямо напротив дворцовых окон милостыню просить. Увидела его в окно дочь падишаха, узнала и велела слугам привести к ней. Вошел джигит в ее покои, а  жена его бывшая ему и говорит:
     - Нашел-таки меня, джигит?.. Что ж, оглянись тогда, на крышу дворца посмотри.
     Обернулся бедняцкий сын, видит, одиннадцать отрубленных голов над крышей торчат. А дочь падишаха созвала визирей и говорит им:
     - Хоть этот человек и вырвал меня из рук дива, не хочу я с ним жить, его женой быть.
     И стали визири судьбу джигита решать. Скорый был суд, да неправый: решили они отрубить бедняцкому сыну голову и выставить ее двенадцатой на крыше. Но тут один из визирей сказал:
     - Голову ему мы отрубить всегда успеем. Давайте лучше испытание чужеземцу устроим. Если он батыр, если ему смекалки и храбрости не занимать – жив останется, а трусом окажется – сделаем как решили.
     Дали они джигиту день сроку и сказали: спрячься за это время так, чтобы мы тебя не нашли. Сможешь – твое счастье, найдем – не сносить тебе головы.
     И отправился бедняцкий сын куда глаза глядят, лишь бы подальше. Шел, шел и дошел до темного леса. Зашел в самую чащу, сел на пень  и вспомнил вдруг про перья, что ему когда-то дочь падишаха подарила. Достал одно перо и сломал его. И тотчас рядом с джигитом появился Лев.
- Зачем звал меня, джигит? И отчего ты так печален?
     - Как же тут не печалиться? – бедняцкий сын отвечает. – Через час истекает срок, за который я должен от визирей спрятаться. Не успею – отрубят мне голову.
     Подошел Лев к джигиту поближе.
- А ну, полезай сюда, - и пасть раскрыл.
Джигит недолго думая в пасть забрался – и помчался Лев в далекое ущелье.
     Искали чужеземца визири, искали воины падишаха, а найти не смогли.  Только посмотрев в волшебное  зеркало, и узнали, где он прячется. «Эх, джигит, - говорят, сняли бы мы с тебя голову, да добраться не можем». А Лев принес джигита в город и на окраине оставил.
     Явился джигит во дворец.
     - Ладно, на этот раз твоя взяла, - говорят ему визири. – Да только не радуйся раньше времени. Даем тебе еще день сроку. Не сумеешь от нас спрятаться – на себя пеняй.
     Снова бедняцкий сын в путь пустился. До самого моря на этот раз дошел. Сел на берегу, вспомнил про перья, достал из кармана еще одно и сломал его. И тотчас рядом появилась огромная Черепаха.
     - Отчего ты, джигит, невеселый такой? – спрашивает.
     - А  с чего мне веселиться?.. Пять минут мне только и осталось, - джигит говорит. – Если найдут меня сейчас, мигом голову снесут. 
     - А ну, полезай ко мне в рот, - говорит Черепаха.
Так и сделал Джигит. И Черепаха с плеском нырнула в морскую пучину.
     Визири тем временем весь город обыскали, а найти джигита не могут. Уж и старуху колдунью приводили, и в зеркало волшебное смотрели – нигде бедняцкого сына нет. Только через месяц он во дворце объявился. Заходит к дочери падишаха, а она ему:
     - Я с тобой и говорить не хочу! – и опять визирей зовет.
     Собрались визири. «Во что бы то ни стало, - думают, - надо нам этого чужестранца извести».
     - Ну вот что, джигит, - говорят, - спрячься уж ты и в третий, последний раз. Уговор прежний: найдем – голова с плеч.
     И пошел бедняцкий сын в третий раз искать место. Где бы от визирей схорониться. Долго шел и оказался у высокой горы. Достал он из кармана последнее перо и сломал его. И тут же перед ним опустилась огромная птица. Расспросила она его обо всем и говорит:
     - Не печалься, джигит, я тебе помогу. Садись на меня верхом и закрой глаза.
     Вскочил юноша птице на спину, глаза закрыл, и понесла его птица в неведомые земли.
     А теперь заглянем во дворец. Воины все перевернули, день искали, ночь искали, неделю искали – не зря им щедрая награда была обещана, если джигита найдут, - да только не смогли беглеца отыскать.
     На исходе месяца возвращается бедняцкий сын в город. А его стража во дворец не пускает. Ходит джигит по улицам и размышляет, как бы ему вероломной падишахской дочери отомстить. Присел на берегу реки, задумался. Вдруг видит –девушка-красавица по воду идет. Увидала и девушка джигита.
     - Кто ты и что здесь делаешь? – спрашивает.
     Рассказал ей джигит все о себе.
     - Хочу падишахской дочке отомстить, - говорит, - вот только не знаю, как во дворец попасть.
     - Эх, джигит, джигит, - вздыхает красавица, - кто же нынче падишахским дочерям доверяет?.. Я во дворце служанкой состою; дашь слово на мне жениться – помогу тебе.
     Приглянулась девушка джигиту, согласился он. Подняла тогда красавица юношу и ударила его оземь. И превратился он в булавку. Приколола служанка булавку к платью, ведра подхватила и во дворец вернулась. А потом вошла в покои дочери падишаха и бросила булавку на пол. Булавка сразу джигитом стала. Служанка же меч со стены сняла и в руку бедняцкому сыну вложила. Испугалась дочь падишаха , на колени упала:
     - Пощади меня, - умоляет, - я тебе больше зла не сделаю.         
     - Нет уж, - отвечает джигит, - не могу тебе поверить, - и отрубил ей голову.
     А девушка-служанка сняла со стены еще один меч  и в другую руку бедняцкому сыну вложила. Пошел джигит в комнату визирей и расправился с ними. А потом стал в этом государстве падишахом и на красавице служанке женился. Говорят, они там до сих пор живут.