Хитроумная девушка. Татарская сказка

Борис Григорьевич Вайнер
Перевёл Борис Вайнер

      

     Давным-давно дело было. Жил на свете один бай, любитель выпить-погулять. Уж такой большой любитель, что промотал в конце концов  все лавки, которыми владел, и остался ни с чем. И был у него сын, который учился в медресе и про дела отца ничего не знал.
     Сидит однажды бай пригорюнившись, сам с собой разговаривает: «Плохие, однако, времена настали, выпить и то не на что… Я  бы даже голову свою за деньги заложил!..»
      И тут заходит в дом бая какой-то старик. И говорит:
 - Скажи мне, чего ты хочешь? Может, я  помогу?
      - Да выпить мне хочется, почтенный, - бай отвечает. – Если бы мне кто-нибудь денег одолжил, головы бы своей для него не пожалел.
     - Ну что ж, денег я тебе дам, - говорит старик. –  А ты за это пообещай мне вещь, о которой сам не знаешь.
     - Да бери всё что хочешь, - бай говорит.
     А старик этот был див. Взял он бумагу, написал что-то, положил на полку:
     - Ты это письмо не читай, - говорит. – Кому оно написано, тот и прочтёт.
     Потом вытащил кожаный кисет и баю протягивает:
     - Вот тебе деньги. Кончатся –  встряхни, они  опять появятся.
     Три года подряд пил-гулял бай. Денег у него теперь вдоволь стало – сколько надо, столько кисет и даст.
     Вернулся через три года из медресе домой байский сын, походил по комнате и сразу то письмо нашёл. «Отец твой, сынок, тебя мне, диву, продал. Прочитаешь письмо – служить ко мне приезжай. Добраться ко мне просто: сначала через леса там-то и там-то, а потом через реки там-то и там-то. А не явишься – изведу я отца твоего и мать».
     - Отец, - джигит говорит, – узнал я, что ты меня диву продал. Не поеду к нему – вас погубить грозится. Лучше уж я сам умру, чем вам погибель принести.
Жалко баю сына, да делать нечего.
     Три месяца байский сын шёл, все ноги истоптал, но добрался всё же до города, которым див владел. А на окраине того города маленький домик стоял. Зашёл в него джигит, а там старуха сидит. Уж такая красотка – нижние зубы до носа, а верхние до подбородка. Испугался юноша, но виду не подал.
- Вот я пришёл, - говорит. – А ты кто, бабушка, будешь?
- Я жена дива, сынок. А зачем ты, человек, сюда явился?
- Отец меня диву продал.
     - Ай, сынок, ведь съест тебя див… Ну ничего, я тебе кое-что присоветую. Есть тут рядом шесть домов, так ты зайди в самый ближний. А я тебе записку напишу.
     Взял джигит записку и пошёл куда сказано. А в доме том девушка-красавица жила. Прочитала она: «Помоги парню, милая, не то съест его див». И спрашивает парня:
- А зачем ты сюда пришёл?
- Да отец меня диву продал.
     Вздохнула девушка:
     - Вот и меня он, когда я еще ребенком была, купил. И у меня мать с отцом есть, убиваются по мне, ослепли от горя… Но ты не печалься: вдвоём мы отсюда выберемся. Сейчас пойдёшь к диву и скажешь: «Здравствуй, дедушка! Меня отец тебе продал, вот я и явился. Хочешь –  сыном тебе буду». А потом опять ко мне зайдёшь.
     Отправился юноша к диву.
     - Здравствуй, дедушка!
     - Здравствуй. Пришёл, значит?
     - Пришёл. Отец ведь меня тебе продал. Хочешь – сыном тебе буду.
     - Да ведь ты дитя человеческое, - див усмехается. – Что за прок мне с тебя? Работа моя людям не под силу.
- Отчего же не под силу? Давай попробую.
     - Что ж, попробуй… Есть у меня лес. Да не лес, а так, лесок: в длину сорок верст да в ширину сорок. Сруби его за день. Срубишь – мельницу из деревьев построй, потом у меня в амбаре зерно возьми, успей до вечера смолоть и хлеб за ночь из той муки испечь. А заодно яблоню у мельницы посади. Я зайду завтра, так ты гляди, чтобы яблоки к моему приходу созрели и листья, меня встречая, в ладоши захлопали.
     - Ладно, - парень отвечает. – Ты только топор дай.
     Взял он топор и в дом к девушке вернулся. Вошёл – и даже наземь в печали бросился: див, говорит, такое приказал сделать, чего я никак не смогу.
     - Не горюй, джигит, - утешает его красавица, –  управимся. Ложись-ка ты лучше спать и не тревожься ни о чём.
     Позвала он пэри, они к утру и закончили. Девушка джигита будит:
     - Иди ложись у мельницы, да спящим притворись.
    Явился утром к реке див, глядит – парень спит, а работа вся сделана.
     - Вставай! – див кричит.
     А джигит знай себе лежит, будто не слышит. Только когда див  в третий раз «Вставай!» сказал, поднялся юноша. Рассердился див, да придраться не к чему.
     - Гуляй пока, - говорит. – А вечерком опять ко мне приходи.
Вернулся джигит к девушке и рассказал ей обо всём.
     - Ну и ладно, - та говорит. – Ложись, отдыхай до вечера.
     Он так и сделал. А когда солнце садиться стало, разбудила его красавица. Снова юноша к диву пошёл.
     - Здравствуй, дедушка! Что сегодня прикажешь?
- Есть у меня шесть лошадей. Напоить их надо.
     - Что ж, напою, - говорит джигит. – Только уздечку дай.
     Обрадовался парень. Легкую работу, думает, на этот раз див поручил. Уздечку взял, к девушке идёт.
     - Что, –  спрашивает она, - трудное дело див дал?
     - Нет, - отвечает джигит. – Нынче я и без тебя управлюсь. Что ж тут трудного – лошадей напоить1..
     - Ох, не говори о том, чего не знаешь. В лошадей-то див меня и дочек своих превратит. Иди на конюшню, дверь открой да спрячься рядом, не то лошади эти тебя насмерть закусают, копытами забьют. А когда последняя лошадь, хвостом помахивая, из дверей выйдет, уздечку на неё надень и верхом садись. Это я и буду.
     Нашёл юноша конюшню, дверь открыл, а сам спрятался, как девушка велела. Выбежали оттуда пять горячих лошадей, а следом ещё одна, хвостом помахивая. Надел на неё джигит уздечку, вскочил и поскакал.
     Возле кузницы лошадь остановилась и говорит:
     - Пойди молоток и гвозди возьми. Сейчас див бешеным жеребцом оборотится и на тебя бросится, чтобы из седла выбить. Но я его копытом ударю. Он упадёт, а ты не мешкая соскакивай и гвоздь ему в голову по самую шляпку вбей. Сможешь – умрёт див, а нет – плохо нам придётся.
     А тут и бешеный жеребец появился. Кинулся он на джигита, а лошадь его наземь свалила. Спрыгнул джигит, начал было гвоздь забивать, да  по самую шляпку не сумел; жеребец тут же исчез.
     Сел тогда юноша опять в седло, повёл лошадей к озеру, напоил и обратно отвёл. Див же вернулся домой в гневе и приказал истопить железную баню. Пусть, думает, парень вместе с той, что ему помогает, попарится. И наказал слугам: как только джигит с девушкой в баню войдут, дверь за ними крепко-накрепко закрыть; там им, дескать и конец придёт.
     Джигит диву уздечку понёс.
     - Здравствуй, дедушка! Напоил я лошадей твоих.
Смотрит, а у дива голова повязана.
     - Что с тобой, дедушка?
     - Голова разболелась.
     - Что ещё прикажешь?
     - Ты, я вижу, на любое дело спор. Наградить тебя хочу. Слышал я, девушка тут одна тебе полюбилась. Приказал я для вас баньку истопить…
     Обрадовался парень: див, думает, любимую мою мне отдаёт. Довольный домой вернулся: так, мол, и так.
     - Нечему тут радоваться, - девушка говорит. – Убить он нас хочет. В бане этой он не одного человека изжарил да и съел. У неё даже ручка на двери и та раскаляется. Бежать нужно. Я тебе помогала, теперь ты меня не оставляй.
Собрались они недолго думая и ушли.
Див жене говорит:
     - А ну сходи посмотри, хорошо ли им в моей бане?
Жена сходила:
     - Нет там никого!
     Понял див, что убежали его пленники, и вдогонку дива помоложе послал.
     Девушка джигиту говорит:
     - Див за нами погоню выслал. Сейчас я в стадо превращусь, а ты пастухом будешь.
     Глядит див – пастух стадо гонит.
- Эй, –  кричит, –  парня с девушкой здесь не видал?
     - Нет, не видал.
     Вернулся див обратно: нигде, говорит, беглецов нет, только пастуха со стадом и заметил. Рассердился старый див:
     - Да ведь это они и были!..
И другого дива, самого сильного, в погоню послал.
Девушка говорит:
     - Теперь я деревней с мечетью стану, а ты муэдзином.
Второй див подскочил:
     - Эй, никто по этой дороге не проходил?
     - Нет, не проходил, - муэдзин отвечает.
     И этот див обратно ни с чем возвратился. Еще больше разозлился старый див:
     - Эта деревня и муэдзин они и были! Никакого толку от вас нет! Сам пойду!
     Девушка джигиту говорит:
     - Теперь сам старый див за нами гонится. Что мы за день, он за час проходит. Я озером обернусь, а ты лягушкой станешь.
     Див себя долго ждать не заставил. Увидел озеро и лягушку в нём:  ага, думает, тут-то вы мне и попались. И стал воду пить. Пил, пил, пил – не может всё озеро осилить. Как ни старается, всё равно лужица хоть со след лошадиного копыта да остаётся. Только дух перевести остановится – глядь, а озеро опять полное. В конце концов надоело диву, плюнул он и убрался восвояси.
     Только он ушёл, озеро снова девушкой стало, а лягушка – юношей. И отправились они в город, где у джигита родители жили. На окраине юноша говорит:
     - Нехорошо как-то невесту в дом пешком приводить. Подожди здесь, я за тобой на тарантасе вернусь.
     - Хорошо, - девушка отвечает. – Только запомни: если ты кого из сестёр поцелуешь, то забудешь обо мне.
     - Ладно, не стану никого целовать.
     Пришёл он домой. Мать с отцом сами не свои от радости, а сестрёнка шестилетняя на шею ему бросилась. Не удержался джигит, поцеловал её и сразу о той девушке забыл. А родители уже и о женитьбе сына скорой заговорили, и невесту стали подыскивать.
     Девушка же, не дождавшись парня, поняла что с ним  случилось. Тогда пошла она в один бедный дом и стала там угол снимать. А хозяин этого дома такой бедняк был, что и есть-то у него было нечего. Начала девушка ковры ткать, а хозяин их на базар отвозил. Коврам тем износу не было, а уж красивые такие, что все только диву давались и нарасхват разбирали. Вся семья на выручку жила.
     А у юноши, что от дива живым вернулся, дело тем временем к женитьбе подходит. Другую девушку ему сосватали. Свадьбу уже на четверг назначили. И решили: пусть каждый гость с собой угощение на свадебный стол принесёт.
     Ту семью, где красавица жила, тоже пригласили. Старик-хозяин жену спрашивает:
     - А что мы на свадьбу возьмём?
     Девушка говорит:
     - Не беспокойтесь, я бялеш испеку.
     На свадьбе сначала мужчины за стол сели. Старик джигиту ковёр, что девушка выткала, в подарок принёс. Потом женщины пришли. Жена старика бялеш подаёт – большой, пышный. Хотела мать джигита им гостей угостить, да не тут-то было: верхушка у бялеша никак не срезается. Другие попробовали; ничего не выходит. Говорят:
     - Пускай кто принёс, тот и срезает.
    Сняла девушкина хозяйка верхушку. И вылетели вдруг из бялеша голубь и голубка.
     - Забыл, забыл! – голубка воркует.
- Не забыл, не забыл! – голубь отвечает.
     Дрогнуло сердце джигита. Вспомнил он девушку, оставленную на окраине, вскочил в тарантас и стрелой за любимой помчался. Сыграли они славную свадьбу и зажили счастливо. И сейчас, говорят, так живут – в любви и согласии.
               

------------
Бай – богач
Бялеш – пирог с мясной начинкой.
Див – мифическое существо, обычно великан с рогатой головой.
Минарет – башня при мечети, с которой провозглашается призыв к молитве.
Муэдзин – священнослужитель, оглашающий время молитвы.
Пэри – мифическое существо; обладает исключительной красотой,  а также умением превращаться в другие существа и иными магическими способностями.