09.05.18
Применимо ли понятие “свобода выбора” на практике? Можем ли мы быть уверены в том, что, выбираемые нами вещи, имеют отношение к данному состоянию?
На мой взгляд, это понятие применимо лишь к тем, кто создаёт что-то своё. Идёт проложенной собой тропой. Становится автором чего-то нового.
А все остальные люди так или иначе встают перед необходимостью выбирать из ряда однородных явлений, каким-то образом навязанных или предложенных окружением.
Мы рождаемся в каком-то населённом пункте, в чьей-то семье, у каких-то родителей, в какое-то время, под каким-то именем, почти не имея возможности выбирать, без права выбора. Всё это происходит вопреки нашим желаниям.
Но и в осознаваемой жизни мы можем подвергаться подобной проблеме. Когда выбор становится не настолько очевидным.
Например, вам нужно получить образование. Что вы делаете в таком случае? Вы ищете подходящее для вашего направления интересов учебное заведение. При этом вы используете известные вам параметры оценок этих учебных учреждений.
А что если нет ни одного образовательного учреждения, на 100% соответствующего вашим требованиям? В конечном итоге ваш выбор остановится на том из них, что более всего соответствует вашим представлениям.
Разве не так?
Или вам нужно постричься. Вы ищете парикмахерскую, где найдётся мастер, который более-менее воспроизведёт стрижку, которую вы хотите видеть у себя на голове. И вы промолчите, когда поймёте, что и он не сумеет осуществить вашу задумку до конца.
Примеры не из лучших, я понимаю. Но я хотел лишь показать, какое несоответствие может существовать между тем, что мы ищем и тем, что нам предлагается.
И, возможно, в тех примерах ваш выбор существует лишь в том, учиться ли вам самостоятельно или идти в образовательную школу; нужно ли вам стричься или нет.
А те, кто сделал для человечества что-либо стоящее, как правило, не вписывались в общие стандарты. И в первую очередь это касалось “свободы выбора”. Они выбирали то, во что другие верили меньше всего или о чём другие вовсе не задумывались.
А всё остальное настолько полно лжи, как реклама “Твикса”, когда нас просят сделать выбор в пользу правой или левой, так называемой, шоколадки.