Свобода выбора

Эрик Хват
09.05.18

  Применимо ли понятие “свобода выбора” на практике? Можем ли мы быть уверены в том, что, выбираемые нами вещи, имеют отношение к данному состоянию?

  На мой взгляд, это понятие применимо лишь к тем, кто создаёт что-то своё. Идёт проложенной собой тропой. Становится автором чего-то нового.

  А все остальные люди так или иначе встают перед необходимостью выбирать из ряда однородных явлений, каким-то образом навязанных или предложенных окружением.

  Мы рождаемся в каком-то населённом пункте, в чьей-то семье, у каких-то родителей, в какое-то время, под каким-то именем, почти не имея возможности выбирать, без права выбора. Всё это происходит вопреки нашим желаниям.

  Но и в осознаваемой жизни мы можем подвергаться подобной проблеме. Когда выбор становится не настолько очевидным.

  Например, вам нужно получить образование. Что вы делаете в таком  случае? Вы ищете подходящее для вашего направления интересов учебное заведение. При этом вы используете известные вам параметры оценок этих учебных учреждений.

  А что если нет ни одного образовательного учреждения, на 100%  соответствующего вашим требованиям? В конечном итоге ваш выбор  остановится на том из них, что более всего соответствует вашим  представлениям.

  Разве не так?

  Или вам нужно постричься. Вы ищете парикмахерскую, где найдётся  мастер, который более-менее воспроизведёт стрижку, которую вы хотите  видеть у себя на голове. И вы промолчите, когда поймёте, что и он не  сумеет осуществить вашу задумку до конца.

  Примеры не из лучших, я понимаю. Но я хотел лишь показать, какое несоответствие может существовать между тем, что мы ищем и тем, что нам предлагается.

  И, возможно, в тех примерах ваш выбор существует лишь в том, учиться ли вам самостоятельно или идти в образовательную школу; нужно ли вам стричься или нет.

  А те, кто сделал для человечества что-либо стоящее, как правило, не  вписывались в общие стандарты. И в первую очередь это касалось  “свободы выбора”. Они выбирали то, во что другие верили меньше всего или о чём другие вовсе не задумывались.

  А всё остальное настолько полно лжи, как реклама “Твикса”, когда нас  просят сделать выбор в пользу правой или левой, так называемой,  шоколадки.