Река быстрая, полноводная Гл. 22

Клименко Галина
Гл.22


Катя внезапно подскочила с постели. Ей показалось, будто кто-то её зовёт. Она быстро глянула на дочь, но та крепко спала.

"Может свекровь?"

Молодая женщина включила в прихожей светильник и побрела в спальню. Но там никого не оказалось.

"Вот куда она попёрлась на ночь глядя?"

Катя присела на стул, она попросту не знала, что ей делать.

"Лучше бы я не просыпалась. Теперь все мысли о Валерке, ещё и Клавдия Михайловна нагнала страху."

Она поднялась, чтобы вновь присоединиться к дочери, хотя на душе было тревожно.

"Ну и пусть себе шкандыбает. - притопнула Катя ногой.  -  Даже не подумаю её искать. Ведёт себя, как малый ребёнок. К тому же, возможно, свекровь дрыхнет себе преспокойно в своей хате, а я тут дёргаюсь из-за неё."

Думала одно, а сама накинула куртку, повязалась косынкой и тихо ступила на порог. Вокруг темнота, ничего не видно. Дул лишь умеренный ветер, а вот сверху уже не было осадков. Катя добралась до двери хатёнки, но там висел замок.

"Ну где её носит, вот ненормальная. Понятно, что есть о ком беспокоиться, но разве можно так себя вести, если ещё ничего неизвестно? Может к людям поплелась за помощью, так какой дурак сейчас сунется на речку, ещё и в ночь да по такой погоде?"

Катя медленно продвигалась к берегу, но на полпути остановилась. Ей было страшно идти дальше. Ещё и ветром снесло косынку с головы, но женщина не стала за ней возвращаться. И чтобы потом не корить себя, будто не закончила начатое, крикнула в ночь:

-   Мам! Мама, вы где?

И вдруг до неё донёсся слабый отклик.

-   Мам!  -  Катя уже бежала на тот звук.  -  Мам, где вы? Отзовитесь, я не пойму, в какой вы стороне?

-   Я здесь, Катя.  -  еле слышно прохрипела Клавдия Михайловна.  -  Уже час кричу, глотку сорвала...

-   Да где же вы? Вас нигде нету.  -  глаза уже более-менее привыкли к темноте, Катя различала силуэты деревьев, будку деревянную и даже Лукавку, переливающуюся своей поверхностью в свете желтолицей луны.

-   Я по пояс в воде.  -  снова совсем близко раздался хриплый голос.  -  Оступилась я, Катя. А теперь еле держусь за какое-то корневище. Помоги мне.

-   О, Господи! Да что же это такое?  -  Катя села на корточки и заглянула вниз. Свекровь таскало волнами туда-сюда, но она обеими руками уцепилась за корневое ответвление, рядом стоящей огромной вербы.

-   Хватайтесь за меня, мама!  -  крикнула Катя и протянула к ней свою ладонь.

-   Ты сама сначала за что-либо ухватись, а то я и тебе сюда затяну.

-   Хорошо. Я держусь за куст сирени, давайте, дотягивайтесь. Сейчас волна наскочит и подтолкнёт вас. Если не получится, то придётся мне тоже спуститься к вам.

Клавдия поймала руку невестки, но другой своей рукой не решалась отпускать корневище.

-   Мам, я же так не справлюсь. Освобождайте другую руку и держитесь за мой рукав!  - командовала Катя и, примерно, минут через пятнадцать, Клавдия Михайловна уже лежала на берегу.

-   Ну скажите, чего ради вы туда полезли?  -  причитала Катя.

От холода Клавдия не могла попасть зуб на зуб.

-   Я хотт... Я хотела... первая его обнять, когда тело сюда при... прибьётся...

-   Опять вы начинаете? Да что же вы за человек такой? Поднимайтесь ото да пошли домой! Вы же заболеете.

-   Да мне теперь всё равно.  -  дрожала Клавдия, позволяя невестке поднять её и привести во двор. - Я грязная вся, Кать, сейчас быстро нагрею ведро воды и обмоюсь. А потом приду.

-   Точно? Смотрите, я не лягу, пока вас не дождусь.

-   Да точно.  - вымученно ответила Клавдия.

-   Обещайте мне, что не сунетесь больше на Лукавку.  -  потребовала Катя.

-   Обещаю.  -  проронила через плечо свекровь, громыхая отомкнутым замком.  -  Да и силушки у меня уже нету.

Катя примостилась в кухне на табуретке, выглядывая Клавдию Михайловну. Уже один раз просыпалась Машенька, просила попить, а когда вновь закрыла глазки, Катя не выдержала, тихо расплакалась.
Всего лишь желание Валерки, снабдить семью рыбой, заставило так всех переволноваться. Сколько всего произошло, пока его нету. Катя твёрдо решила, что уже никогда не пустит его на рыбалку. О том, что мужа в данный момент нету в живых, она и мысли не допускала. И кроме неприязни, ничего не испытывала к свекрови за её бредовые предположения. Нет, ещё была и сильная жалость.

"Она же мать!  - вытирая слёзы, размышляла Катя.  -  А значит, просто обязана верить до последнего... Боже мой, а если она права? Как я жить буду без него?  -  слёзы ручьём лились по лицу.  -  Валерочка, любимый, только выживи! Пожалуйста, я прошу тебя! Ради меня и Машки, а также ради своей мамы.

Видно, она сильно всхлипывала, что Машенька, вдруг спросила:

-   Мамочка, ты плачешь?

-   Ты не спишь?  - в свою очередь, удивилась Катя.  -  Не обращай внимание, у меня просто голова болит.

-   Тогда выпей таблеточку.

-   Выпью. Ты спи, спи, ещё ночь за окошком.

-   А папы ещё нету?

-   Пока нету.  -  как можно спокойнее ответила Катя. И в эту минуту показалась в комнате Клавдия Михайловна.

-   Бабуля!  - воскликнула девочка и побежала к ней. Клавдия обняла внучку и прижала к себе.

-   Только ты у меня одна и осталась, моя кровиночка.  -  прошептала она.

-   Почему одна я?  - Машенька заглядывала в глаза бабушке.  -  А мама, а папа?

-   Да, конечно!  -  согласилась Клавдия Михайловна.  -  И мама, и папа тоже.

Катя напоила свекровь горячим чаем с малиновым вареньем, а ноги растёрла ей медицинским спиртом.

-   Я в спальню.  -  коротко промолвила Клавдия после процедур.  -  Постарайся и ты от всего отключиться.

"Легко сказать.  -  подумала Катя.  -  Сама разбередила душу, а теперь "постарайся отключиться"."

Машенька отвернулась к стенке и примолкла. Девочка чувствовала, что между мамой и бабушкой что-то произошло, а потому ей лучше не баловаться лишний раз и не нагнетать обстановку. Катя расположилась рядом с дочерью, даже не предполагая, что у неё получится забыться хоть на минутку, но неожиданно сон сморил её и как будто тут же, кто-то толкнул её в плечо.
Молодая женщина спохватилась, сразу заметив перед собою свекровь, та поманила её в коридор.

-   Катя, уже утро, скоро солнышко взойдёт. Беги к Ларионовичу, чтобы собирал команду. Пусть Валерика ищут. Может, и правда он ещё живой?  -  слезящимися глазами она смотрела на Катю и ждала поддержки.

-   Конечно, живой! Как же иначе?

-   Но сначала сходи на берег.  -  напутствовала Клавдия Михайловна.  -  Может, что обнаружишь, а, Кать? Уже распогодилось, вроде и не лил вчера дождик. Небо ясное, ни одной тучки. Слушай, подожди, я сама выйду к Лукавке, а ты поторапливайся. Каждая секундочка дорога.

-   А если Машенька встанет? А мы её одну бросили.  -  слабо сопротивлялась Катя.

-   Золотая слеза не выкатится. Да иди ты уже, чего медлишь?

Ларионович ещё находился дома, но уже поднялся с постели. Ирина проводила Катю в комнаты, не задавая лишних вопросов, она сразу поняла, что Катя не спроста прибежала к её мужу в такую рань.

Внимательно выслушав молодую женщину, Ларионович нахмурился.

-   Вот так дела... Не очень завидные. Знаешь что, ты возвращайся домой, а я прямо сейчас что-либо придумаю. Иди, не беспокойся, я не стану проблему откладывать в долгий ящик.

Часа через два явился к ним сам Ларионович, на нём лица не было, и Катя сразу почувствовала недоброе. Её сердце, будто выпрыгнуло из груди, а на его месте продолжала, вроде по инерции, стучать пустота. Женщина была похожа на статую, замершую на веки, она боялась даже пошевелиться, чтобы не услышать самое страшное, а то, что именно страшное уже случилось, теперь и она не сомневалась.
На Клавдию Михайловну тоже жутко было глянуть, сгорбленную и поникшую. Та лишь мельком бросила взгляд на директора и еле слышно застонала.
Иван Ларионович, вдруг улыбнулся натянуто и весело спросил:

-   Кать, а чего ты Машеньке мультфильмы не включаешь? Как раз самое время!

Катя с Клавдией Михайловной поняли, что Ларионович не желает вести беседу при ребёнке.

Она, как во сне, оттягивая момент разговора, отвела дочь в зал и включила ей телевизор, а когда вернулась, то Ларионович, глубоко вздохнув, с трудом выдавил из себя, но при этом, всё равно стараясь их успокоить:

-   Так, бабы, только без истерик! Ещё ничего неизвестно.

-   Да говори уже...  -  каким-то потухшим голосом приказала Клавдия.

-   В общем,  -  продолжал Ларионович, собираясь с духом.  -  в соседней Синявке к берегу прибило труп молодого человека, мне в контору позвонили, я же бил во все колокола. Но это ещё ничего не значит. Катя, ты поедешь на опознание? Если он не наш, то чего мы его тащить сюда будем?

-   Наш он.  -  коротко отрезала Клавдия Михайловна.  -  Я же тебе говорила...  -  она вскинула голову и мутными глазами взглянула на невестку.

У Кати закружилась голова, в горле сразу всё пересохло.

-   Я не могу.  - жалобно попросилась она.  -  Не могу ехать! Не хочу всё это... Таким его застать... Нет-нет... Я ещё надеюсь! А вам не верю!

-   Я же сказал, без истерик!  -  тихо, но твёрдо прошептал Ларионович. -  Хорошо, тогда я сам поеду.  -  он как-то неуклюже развернулся и направился к двери. Но на полушаге остановился:

-   Но вы должны себя ко всему подготовить, девочки мои жалкие. Жизнь такая, да! И уже ничего невозможно с этим поделать. Клаша, на тебя надеюсь более всего. Я знаю, что такое терять единственное дитяти, но я ещё живу, вот он, весь перед тобой. И ты обязана жить! У тебя их двое, кто нуждается в твоей поддержке.  -  и указал пальцем на Катю, а потом в сторону зала, где на диване сидела маленькая Маруся.