Как отличить божественное от дьявольского? Существует ли мерило, которое нельзя исказить? Да. Человеколюбие. Сострадание, настроенность на помощь. Вероисповедание никакой роли не играет. Никакой! Истинность и ложность духовной школы определяется исключительно (!) отношением к человеку.
Божество заинтересованно в сохранении людей, очищении, обожении. Признак дьявольского – презрение, пренебрежение к человеку. Отсюда убийство людей, в т.ч. массовое, обычно прикрываемое лицемерными оправданиями. Дьявольское узурпирует человека, подчиняет своим целям, способствует вырождению и смерти.
Миновала эпоха, когда мерилом божественного или дьявольского считалась принадлежность или непринадлежность к институциональной религии. Большинство религиозных систем, говорящих о Боге, ныне несут супротивного духа. Атеистические движения подчас больше проявляют заботу о человеке. Люди в них добрее и чище. Не религиозны, но с л у ж а т Б о г у. Величайший из парадоксов.
Универсальные мерила духовности – не институционально-религиозные условности, а чистота и доброта.
Любовь к человеку и забота о нем – божественное начало. Отношение к человеку как к средству, готовность убивать ради неких ‘высших’ целей – дьявольское. Гениально сказала Божия Матерь в Меджугорье: ‘Бог хочет мира. Дьявол хочет войны’.
Для Божества человек есть наивысшая цель творения. Бог любит человека, усматривает в нем божество и приносит себя в жертву из любви к нему. Обожает независимо от взглядов и отклонений.
Дьявол изначально ненавидит человека и рассматривает как то, чем можно легко пожертвовать. В современных государственных и религиозных доктринах человек расходный материал, винтик, а высшая ценность – государство, демократия, вера.. что угодно, только не человек.
Уходит в прошлое строгая дихотомия: либо любовь к Богу и пренебрежение к человеку (фарисейство), либо любовь к человечеству с полным пренебрежением к Богу (атеизм). Выдвигается сочетанный принцип: любовь к Богу не в ущерб человеку, и любовь к человеку не в ущерб Богу.
Любить Бога в человеке и человека в Боге – т е о а н т р о п о г а м и я*.
*Теоантропогамия – брак Божества с человеком и человечеством.