Секретная лаборатория

Буер Артур
В первый день учёбы на первом курсе нам устроили ознакомительную экскурсию по институтским лабораториям. Наверно для того, чтобы зажечь в нас интерес к учёбе. Осмотр стендов и комментарии на «птичьем» для первокурсников языке об их предназначении скорее утомляли. Мне запомнились два эпизода.

Когда мы вошли в лабораторию по релейной защите, кто-то из наших сострил: «А по сицилийской защите тоже есть лаборатория?» Кто понял - засмеялись, остальные подхихикнули. Находившийся в помещении преподаватель, который на правах хозяина должен был рассказать о лаборатории, нахмурился и с раздражением ответил: «Я не хочу терять на вас время, ведь не все из вас дойдут до четвёртого курса. А с теми кто дойдёт, я поговорю потом. Попрошу всех выйти из лаборатории!»

Второй момент вызвал более позитивные мысли, и даже гордость за институт. Остановив группу около обитой металлом дверью, экскурсовод торжественно объявил:
- А за этой дверью находится секретная лаборатория.
- Тайна железной двери? – снова кто-то сострил.
- Тайна, и поэтому в эту лабораторию вас не пустят.
- А Вас?
- Пустят, ведь я имею допуск к государственной тайне, - важно ответил экскурсовод, - и может статься, что кто-то из вас будет там работать.
- А что там делают? – спросила симпатичная блондинка.
- Секрет, - ответил экскурсовод, - но для такой красивой девушки приоткрою завесу тайны: за этой дверью работают на космос!

Все четыре года обучения до службы в армии, когда я проходил мимо железной двери, у меня учащался пульс. Однажды я увидел, как из секретной лаборатории вышли двое мужчин в белых халатах. Воображение нарисовало картинку стоящего на столе небольшого спутника с надписью СССР на боку. В разговорах на переменах мы иногда гадали, что там делают, но наверняка никто не знал.

Из армии я вернулся в ноябре 1987 года. В городе уже просматривались приметы грядущего бардака, в институте тоже: железные двери секретной лаборатории были распахнуты! Я не удержался и вошёл в помещение. Комната была пустой, лишь на полу валялись обломки пенопласта. Я завороженно осматривал помещение, пытаясь найти следы, которые подскажут, чем тут занимались.
Мой осмотр прервал вошедший мужчина, в нём я узнал нашего экскурсовода. Он вопросительно на меня посмотрел и вежливо спросил:
- Вы кого – то ищете?
- Да, - ответил я, - ответ на мучивший меня четыре года вопрос.
- Какой, если не секрет?
- Чем занимались в этой секретной лаборатории?
- Ерундой, - ответил мой собеседник.
- Но Вы же сами нам рассказывали, что здесь работали на космос.
- Формально работали, а результата не было.
- Но в науке так бывает.
- Я Вас умоляю! – усмехнулся мужчина, - однокурсник нашего завкафедрой возглавил НИИ работавший на космос. Денег выделяли много, а они всё не могли освоить. Чтобы финансирование не урезали, они отдавали часть работ на сторону, на субподряд. Вот и нашему институту достался хоздоговорной кусок. Дважды в год  мы отсылали отчёты, а они перечисляли нам деньги.
- А чем в этой лаборатории занимались?
- Мы исследовали теплопроводные свойства пенопласта.
- Космического?
- Обычного, кто нам космический доверит? Он же секретный.
- И так все четыре года?
- И так все девять лет! А как хорошо оплачивали!

Помещение секретной лаборатории превратили в склад, а железная дверь ещё долго мне напоминала о вкладе нашего института в освоение космического пространства…