София Киевская, грифоны и скифы

Владислав Тележко
К своему большому удивлению обнаружил, что в Южной башне киевского Софийского собора на центральном месте изображены: восьмилучевое колесо и два огромных грифона, опирающихся на него своими передними лапами (см. рисунок).

Почему в Православном соборе появились эти языческие символы? Причем на самом видном месте. Явно,что они здесь имеют огромный сакральный смысл. И явно, что не христианский.

А какой же народ почитал грифонов? К счастью раскопки скифских курганов (Куль-Оба, Чертомлык, Толстая могила, Гайманова могила, Пять братьев, Елизаветинское, Солоха и других) подарили нам огромное количество драгоценных золотых предметов и украшений, так называемое "скифское золото". На этих предметах среди фигурок людей и животных практически единственными сверхъестественными существами являются грифоны. И изображены они на огромном количестве предметов и украшений (См. рисунок). Грифоны у скифов были воплощением представлений о наивысшей степени воинской доблести. Об этом очень убедительно пишет Вадим Михайлин в работе:" Золотое лекало судьбы: пектораль из Толстой Могилы и проблема интерпретации скифского «звериного стиля»"

Появление грифонов на куполе Православного собора 11 века свидетельствует, о скифском прошлом правящей русской элиты, которая и заказала постройку Собора.
На всякий случай на купол южной башни Собора поместили Колесо Громовержца и Грифонов.

Христос - это, конечно, хорошо!
Но и старых Богов и Покровителей забывать не следует.

Интересно, что Грифон изображен также на Боевом знамени родоначальника рода Романовых - боярина Никиты Романова. Помнил, видно, о своих скифских корнях!

P.S. Кроме Никиты Ивановича Романова о своих скифских корнях помнили многие русские люди.
Грифонов "...можно встретить в русском прикладном искусстве XI - XIII вв. и в архитектурном декоре. Самый древний пример использования скифами изображения грифонов, Келермесское зеркало, датируемое 70-ми годами VI в. до н.э. Изображения грифона есть и на царском ковчеге 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636 г.). В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо. В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте. В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах. Княгини и боярыни средневековой Руси носили короны с грифонами, колты с грифонами, а простые горожанки привешивали в какие-то праздники привески с грифонами.
    Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья.
     Изображения грифонов и сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире. Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов. Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале. И в Грузии в Мцхете на церкви есть барельеф с грифом.
     Но грифон изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках. Мы можем найти изображения грифонов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век) и на великом знамени Ивана IV Грозного 1560 года. Следует обратить внимание, что на  знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений (житейских) - на знаменах не допускалось. После Ивана IV на царских знаменах грифона найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что “ездец” на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.
     Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей. Изображения грифона на обширной территории России использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (Крымское ханство) – по всей видимости, до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше двух тысяч двухсот пятидесяти лет."
Сайт pj3.ru статьяGrifon--gordiy--hrabriy-i-svobodoluybiviy

Подробнее про скифских грифонов:
Канторович Анатолий Робертович
Сайтswordmaster.org статья/2016/03/05/sinkr-skif.html