Черное и белое Гонсалеса Гальего

Алина Скво
 Вчера прочла книгу Рубена Гонсалеса Гальего "Белое на черном" и не могу не высказать своего впечатления. Есть много книг о военных, трудовых и других подвигах, но подвиг автора этой книги иного рода. Жить в теле, скованном параличом, не имея возможности ходить, что-либо делать руками, но при этом стремиться к знаниям, общению, добру, ползком преодолевать расстояния - это то, что можно назвать героизмом. Автор так и говорит о себе: "Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода".

Почему такое название, "Белое на черном"? Как объясняет автор, белое для него - цвет потолка, который безостановочно маячит перед глазами, цвет медперсонала, производящего над ним различные манипуляции. Белый - цвет страдания. А вот черный цвет - это радость. Ночью, когда ничто не мешает думать и мечтать выступает черное звездное небо. Черного цвета модернизированная коляска, которая появилась у него гораздо позднее, когда он был уже заграницей. Повествование ведется от первого лица, ребенка, на собственной шкуре перенесшего казенную доброту детдомовских работников. Маленькие истории о себе и своих братьях по несчастью поражают детским оптимизмом и нотками юмора на фоне неизбывного трагизма.

Родившись инвалидом Рубен был брошен своим высокопоставленным родичем без колебаний. В этом, бесспорно, проявилась крепость коммунистического характера. Его дедом был не простой рядовой плательщик взносов, а испанский генсек компартии. Его дочь-студентка, училась в Москве и там родила своего ребенка, как это иногда случается со студентами, совершенно случайно. С кем не бывает. Мальчик скитался по детским домам и домам престарелых, обреченный на смерть лицемерным гуманизмом советской системы, которая вместо спасительной таблетки давала инвалидам изощренную смерть в виде изоляции и отвержения своих уродцев. Кстати, о том, как партия и правительство СССР одним росчерком пера избавились от калек, вернувшихся с Великой Отечественной, начинает выясняться только теперь. Оказывается, безногих героев, которые путались под ногами на своих низеньких тележках и портили картину счастливой социалистической действительности, попросту отправили на Соловки. Ну, это, как говорится, другая история.

Сегодня взялась перечитывать Николая Островского "Как закалялась сталь". В детстве не задумывалась над его историей. Заставить себя быть человеком до конца, карабкаться, совершать нечто важное, когда человеческого почти ничего не осталось и судьба растения обеспечена на некоторое время, прежде чем стать удобрением для почвы. Это величайший подвиг, на который способны люди несгибаемой воли. Ученый физик-теоретик, космолог, писатель, великий гражданин Англии автор бестселлера "Краткая история времени" Стивен Уильям Хокинг для передачи информации мог использовать только мышцу щеки. Жан-Доминик Боби; французский журналист, сценарист, писатель будучи полностью парализованный, имея действующим только левый глаз за два года написал книгу "Скафандр и бабочка".

Рубен Гонсалес Гальего владеет единственным пальцем, которым при помощи клавиатуры написал две книги. Его болезнь не помешала ему закончить Новочеркасский торгово-коммерческий техникум по специальности «Правоведение». Спустя время он стал писателем и журналистом. Его повесть "Белое на черном" удостоена Букеровской премии. Начиная с 2011 года Гонсалес Гальего живет заграницей, в последние годы в Израиле. Он третий раз в браке, у него трое дочерей.

И мать свою он все-таки нашел.