Ещё раз про любовь... к свободе

Вадим Егоров
               
    Недавно заходит сосед, заглядывает, о чем пишу: » Ну, вот, опять развел свою бодягу, да не нужна нам свобода, нужна демократия, а не «дерьмократия», что сделали чиновники – хапуги»
 
 - Так они что же, немцы, французы или наши дети, внуки? Значит, так мы их воспитали, -  пытаюсь образумить соседа. Хотя понимаю, что суть наших бед не в чиновниках, и что мы с нашим образом жизни имеем смутное представление о свободе и демократии.

    А побудил меня снова взяться за перо происшедший прямо на моих глазах страшно дикий, не подберу других слов, несчастный случай. На уличном переходе машина врезалась в коляску с ребенком. Да так, что тот вылетел из нее, пролетел несколько метров и врезался в стену здания торгового центра.

    Я стоял в толпе и ждал зеленого сигнала светофора. Однако, несколько человек, в том числе женщина с коляской, двинулись на красный. Затем – душераздирающий крик и…всеобщее оцепенение.

    Я как – то разговорился с московским таксистом. Так он сказал, видя, как люди идут на красный, сам не выдерживает и наезжает на них. Такая, говорит, находит досада, злость. Вот так  пешеход «воспитывает» водителя, а тот – нас с вами. Идет, так называемая психологами, отрицательная обратная связь: одно событие, обстоятельство негативно влияет на другое и ситуация заходит в тупик. Как же из него выйти, и сколько времени будет продолжаться вахканалия преступной безответственности? Попытаемся разобраться.

    Что движет поступками? Заложенная в подсознание программа поведения. А она определяется воспитанием. Сначала в семье, затем – в учебном заведении, обществе. Нравственные черты характера: послушность (у ребенка), дисциплинированность, ответственность, а с ними – доброта, чуткость, конечно, формируются родителями. Разумеется, папа и мама сами должны  быть нравственно воспитаны, физически и психически здоровы и готовы выдерживать груз новой для них семейной ответственности. Обязаны обладать эмоционально – волевой устойчивостью (ЭВУ). Попутно замечу, что по моим наблюдениям, сегодня наблюдается весьма низкий уровень ЭВУ у абитуриентов, кандидатов на должности, специальности с достойной оплатой труда.

   Так случилось, что я родился, рос в семье педагогов, почти в школе. Жил заботами, тревогами детей, родителей, учителей.  На моих глазах создавались и рушились семьи. Редко был мужчина, на которого жена, мама могла положиться.  Почти каждый прикладывался к бутылке. Тяжело говорить, но было это и в учительской среде. Нередко можно было услышать: » Ну что, опять нажрался!?»  О каком уровне ЭВУ могла идти речь?
 Пьющий человек деградирует, как личность. Постепенно у него атрофируется главнейшая рефлексирующая эмоция – стыд.Пропадает способность критически оценивать поступки,нести ответственность за свои действия.Ему присуще стадное чувство,оправдывая свое поведение:"А так живут ВСЕ!"

    Бытовое пьянство  я  называю страдальческим недугом. Это – нулевая стадия алкогольной зависимости, с которой очень легко  скатиться на первую. А там и вторая, чрезвычайно опасная. Очень рекомендую  читающему эти строки  заглянуть в  книжку Дили Дэрдовны Еникеевой «Как помочь пьющему человеку». Она есть в электронном варианте.

    И в горе, и в праздник, а их можно  устраивать по любому поводу, на столе появлялась бутылка водки. И если ты отказывался,  считали больным, а то и  не уважающим общество. Должен быть:  « КАК ВСЕ».

     Приятель с беспокойством спрашивал, что ему делать, как вести себя за столом, когда собирались у родственников его жены. До женитьбы, где бы он не находился, Ваня никогда не выпивал рюмку сразу: делал несколько глотков и  ставил на стол (кстати,  я так делаю всегда). А тут его жена, сидящая рядом, стала открыто проявлять беспокойство, даже возмущение: » Пей до дна, ты что, не уважаешь моих родных, друзей?!» Маша ( второй брак Вани) была доброй, порядочной женщиной, но не понимала губительной роли алкоголя, да и не могла себя вести по – другому – так поступали ВСЕ. Хотя упомянутый выше недуг буквально косил, как косой, ее семью: сын  - в тюрьме, сестра повесилась в той квартире, где отмечали годовщину ее гибели, отец 50 - ти лет покинул этот мир.
 
    Думаю, читатель поинтересуется: а что я посоветовал другу? Ни в коем случае не возмущаться, никого не  упрекать, а использовать любой благовидный предлог, например, больная печень. При следующих тостах разрешать доливать, но продолжать уверенно вести свою линию, не поддаваясь никаким уговорам, увещеваниям. Вот тут - то, как нигде, пригодится ЭВУ.

     Этот недуг пронизывал все слои общества: от дворника до министра. Однако, он не признавался  пороком  и даже  заболеванием. Далеко не беспричинно М.С. Горбачев утвердил одним из первых указ о борьбе с пьянством.Однако, проблема за 4 поколения зашла так далеко, что ее невозможно исправить одним законом.

    Почему я так подробно на этом остановился? Сегодня идет тяжелый, мучительно – сложный переход к принципиально другой жизни. Свобода – это не анархия, не вседозволенность. А повышенная ответственность. Перед самим собой,  детьми, внуками. Все задачи жизнеобеспечения приходится решать самостоятельно. Отсюда - повышенные физические и психические нагрузки. Выручит здоровый образ жизни, умение заботиться о себе.

   Кто – то скажет, ну вот, опять про плохое в прошлой жизни. Было же и хорошее. Давайте соединим положительное из социализма и капитализма. Отвечаю: а можно то же самое сделать с автомобилем? Создать гибрид Жигулей и Мерседеса? Специалист ответит отрицательно. Слишком разнятся конструктивно, технологически. А здесь надо сделать нового человека, изменяя коренным образом его культуру, привычки, менталитет.

    Сегодня  появляются условия, когда невыгодно быть нездоровым. Начинает иметь место уже положительная обратная связь. Качество  личности работника, а я их ставлю на первое место при сравнении с профессиональными, влияет на качество труда, а с ним – на заработок. Сегодня резко возросли желания, потребности в новых товарах, услугах. Появляется стимул, мотивация труда. Я подрабатываю специалистом по различным видам безопасности и наглядно вижу позитивные в этом направлении подвижки.  К тому же, страдальцы на коммерческих предприятиях  долго не задерживаются. По понятным причинам увольняют сразу. На бюджетных все пока остается по – прежнему.

    Начинает появляться и здоровое потомство. Местные женщины  выходят замуж за таджиков, узбеков. Несколько лет назад ко мне пришли за советом: стоит ли создавать семью с … (не хочу, да и не могу повторять тяжелые неприятные слова). Внушаю: » Выбросьте из лексикона эти слова, унижающие человеческое достоинство. Они такие же, как и мы, только гораздо нравственнее.
Не спешите сразу идти в загс, познакомьтесь поближе с их традициями, изучите  особенности характера; как правило, это спокойные, добрые, не заражены тяжелым недугом, который страшнее голода, чумы и войны, вместе взятых. Заботятся о детях, пожилых. Это у них - в крови. Будут и кормильцами, и защитниками. А цвет кожи, разрез глаз не играют решающей роли для создания домашнего очага с его душевным теплом. Конечно, мужчина должен быть  сердцу мил».

     Две женщины послушались, и теперь  вижу их с малышками на детской площадке. Где в выходные уже с ними мужчины.

Предвижу возмущение иного читателя: »Так, мы нацию потеряем!» - Ничего подобного не случится, - отвечаю. Во все века происходила ассимиляция и народ сохранял свою идентичность.

    И  в заключение,разрешите » поплакаться в жилетку».
    Вы, мой читатель, думаете легко ТАК отзываться о прошлой жизни? Да публично! Конечно, нет. Я со слезами смотрю старые фильмы, а перед «Обыкновенным концертом» Э.Эфирова, что идет по «Культуре» в воскресенье, десять раз подумаю: включать теле или нет. Так волнуюсь, переживаю - душевная боль разрывает сердце. Хотя понимаю, что одними эмоциями жить невозможно. И разум подсказывает: начинать надо с рефлексии. То – есть честного критического анализа, что я и пытаюсь делать в своих публикациях. Он позволяет составить план новой жизни и с оптимизмом смотреть в будущее.

Подмосковье, июль, 2018г