Легко ли быть врачом?

Елена Ахмедова
      Клятву Гиппократа наш выпуск не давал . Почему, не знаю. Видимо, наши узбекско-советские руководители посчитали аполитичным клясться какими-то иноземными богами.

   «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми другими богами и богинями...»

   Есть и вариант не перевода, а видоизмененной клятвы  российских врачей, приводить я его не буду, можно посмотреть в Интернете. Вот лечиться и консультироваться у Гугла или Википедии я не советую. Кто туда пишет-то, а судьи кто?  Серьезному врачу есть чем заняться и он не будет тратить времени на компилляции . Было бы смешно, когда бы не было так грустно:

   - Нет, господин доктор, Вы не правы, я вот читала в Интернете...

Так и хочется спросить, зачем же тебе врач, вот и лечилась бы у Интернета. Зачастую эти сведения не только не приносят пользы, но и наносят ощутимый вред. Пациент недопонял, или понял неправильно, сделал далеко идущие выводы и решил лечить себя сам, по Интернету.

   В наше время это был журнал «Здоровье», тоже надо бы было запретить, ничего, кроме вреда.

    Сегодня имя Асклепия, или Эскулапа стало негативным и нарицательным, также, как и Панакеи, отсюда – панацея, лекарство от всех известных болезней и не только. Ну, против Гигеи ( гигиены) никто и не спорит.

   Первая заповедь Гиппократа «noli nocere“ ( не навреди), ею и остается, но не всеми признается.

   Чтобы стать и быть хорошим врачом нужно, в первую очередь, очень этого хотеть. Наш выпуск, кстати, дал в свое время большое количество профессоров, докторов наук и просто хороших врачей. Получить  диплом врача, еще не все, желательно иметь призвание, тогда и анатомичка, судебная медицина и прочие издержки профессии, от которых никуда не деться, будут несопоставимы с желанием помогать людям.

   Многие из нас, врачей не хотели бы, чтобы наши дети так тяжело работали за мизерное вознаграждение.

   Еще Авиценна говорил, что, наряду с прочими благами, врач должен быть достойно вознагражден за свой труд, чтобы его ничего не отвлекало от основного  дела его жизни.

   Если врач акушер-гинеколог отработал дневную смену, плавно перешедшую в ночное дежурство, а на следующий день должен после бессонной ночи работать и дальше, т.е 36 часов на ногах, то какой от него прок больным? Я однажды после дежурства отказалась оперировать, что было неслыханно по тем временам, могли больше и не предложить, за эти операции боролись, чтобы повысить свое мастерство.

      Моя лучшая подруга, коллега и однокурсница оперировала больную, когда выяснилось, что немедленно требуется нулевая группа крови, резус-отрицательная и редкая, а теплая, для прямого переливания, было бы еще лучше. Ей закатали рукав стерильного халата и откачали нужное количество. А после операции она упала в обморок, хорошо, я рядом находилась, успела подхватить.

   Она принимала роды у меня и, впоследствии,  у  моей дочери, и дочь, и внук  унаследовали  от нее эту группу крови. Шучу. Хотя, чем черт не шутит, когда Бог спит. У меня-то обычная широко распостраненная группа крови, но и мне не раз приходилось сдавать ее в экстренных ситуациях.

    Однажды я прооперировала больную, но ее состояние не давало мне покоя и дома. Перед уходом  я попросила дежурную смену мне позвонить, если больная «отяжелеет». Что они и сделали глубокой ночью.

 -   Машину, - говорю, пошлите.

 Нет. Бензина нет, машина не на ходу. Я выскочила из дома, едва одевшись, и просто встала посереди дороги. Ночью-то машин мало.

   Затормозивший водитель очень ругался, что, говорит, помирает кто-то?

  - Да, давайте быстрее в 1- горбольницу.

Довез и денег не взял, еще и спросил, не подождать ли меня. Да нет, конечно, вернулась я домой уже к вечеру. К счастью, дочка у меня была очень самостоятельной.

   Говорят, у каждого врача есть свое кладбище. У меня его нет. Смертей видела много, но у меня больные не умирали. И совсем не потому, что я – хороший врач, бывают ситуации, когда врач бессилен. Просто мне повезло.

   Услышав мой рассказ, мой доктор-дерматолог, сказала:

    -  Гордиться надо, сколько Вы жизней спасли!

    Об этом как-то не думалось. Никакого пафоса или гордости. Это была моя работа и я ее делала. Грязная, кровавая, зачастую неблагодарная. Были и краткие минуты радости, удовлетворения.

    Но я ее делала  «в меру своих сил и разумения», хотя клятвы Гиппократа  не давала.