Операция хрусталик или записки пациента

Виктор Кутуркин
В семьдесят лет я решил сделать себе подарок – исправить зрение на правом глазу. Если мой левый продолжал видеть на полноценную единицу, то зрение правого глаза опустилось до 0,1 и продолжало снижаться. Я стал ощущать проблемы при вождении автомобиля в сумерках, с трудом разглядывал удаленные предметы, испытывал дискомфорт, работая за компьютером. К тому же заканчивался срок действия водительского удостоверения, и “ маячили” проблемы на медицинской комиссии.
      Правый глаз беспокоил меня с раннего детства. Когда мама подарила мне карманный фонарик, то я не придумал ничего лучше, чем внимательное изучение работающей нити накала лампочки. Долго, не отрывая глаза от нихромовой проволочки, я пытался разглядеть вылетающие из нее электроны. Тогда я здорово посадил зрение на этом глазу, и на осмотре у врача выяснилось, что видит он на 0,6. Позднее, я не испытывал особых проблем и неудобств по этой причине. Свободно обходился без очков и водил автомобиль, работал на производстве, занимался спортом. Правда, во время службы в армии, пришлось стрелять с левой руки. Но с возрастом зрение стало ухудшаться, что я связываю с моим увлечением компьютером, за которым мог сидеть часами. И я все чаще стал задумываться о операции.
      Начал я с посещения офтальмолога в районной поликлинике. Врач поставила обычный в таких случаях диагноз – возрастная катаракта и предложила выполнить операцию по замене хрусталика. На мой вопрос, в какую клинику она посоветовала бы обратиться, врач ответила, что за последнее время не видела ни одного неудачно прооперированного глаза.
       И вот в сентябре 2017 года, с направлением из поликлиники, я вхожу в приемное отделение офтальмологии 2-ой городской больницы Санкт Петербурга. Осмотр врачом и меня ставят в лист ожидания. Через девять месяцев я должен явиться сюда к восьми часам утра с документами и результатами анализов.
      Конечно, операция могла быть проведена и раньше. В нашем городе много медучреждений, в которых проводится лечение катаракты, но я решил не торопиться. Порывшись в интернете, я выяснил, что именно во 2-ой городской больнице располагается самая внушительная научная база офтальмологии, накоплен солидный практический опыт, используются современные медицинские технологии и достижения.
      4 июня 2018 года в назначенное время 8 часов утра я уже в больнице. Поступление организовано четко. В зале ожидания офтальмологического отделения, рассчитанном человек на сто, установлен терминал. На листочке, который он выдал, значится номер моей очереди – 16. На экране телевизора отображаются номера очереди и принимающего врача. Их двое и прием идет быстро, всего 2-3 минуты на человека. Проверяются документы и наличие необходимых анализов. Зал постепенно заполняется. Рядом со мной усаживается пожилая дама, сжимающая в руке листочек с номером 118. А народ все прибывает. В основном пожилые больные, многие с сопровождающими. Большинство из присутствующих – женщины.
      Моя очередь подходит быстро. С документами и анализами все в порядке и направляют в регистратуру. Минут пять ожидания, и я получаю направление в третье отделение, расположенное на 4-м этаже. Нахожу дежурную медсестру, которая забирает у меня копии паспорта, страхового свидетельства, СНИЛСа и определяет в палату рядом с постом.
      Палата стандартная на четыре койки, на двух валяются старички, которые ждут выписки. Пытаюсь их расспросить, но получаю ответы лишь на вопросы о распорядке дня. А врачи здесь хорошие заявляют оба. Меня это успокаивает, и я занимаю койку около окна. Рядом тумбочка, напротив шкаф для одежды. Привычная обстановка больницы середины семидесятых годов. Лет сорок назад я лежал в точно такой же на улице Костюшко. Но особенно не переживаю, ведь три-четыре дня небольшой срок и не это главное. Зато врачи замечательные!
       Через некоторое время заходят трое вновь поступивших больных. Старички, которые готовились к выписке, исчезают. А нас дежурная медсестра зовет на проверку зрения. Здоровым левым глазом прочитал все буквы, а правым ни одной. Посмотрим, что будет после операции!
       После обеда возвращаюсь в палату. Лежим, обсуждаем предстоящие операции. Вошедшая девушка в белоснежном халате представляется как помощник заведующего отделением Хрипуна Кирилла Владимировича. Я читал очень хорошие отзывы и слышал об этом замечательном хирурге. Называет фамилии двух моих соседей по палате. Их будет оперировать он.
- А кто будет оперировать меня? – задаю вопрос.
- Вас нет в моем журнале - отвечает девушка.
        Расстроенный этой информацией, выхожу в больничный коридор. Кабинет заведующего рядом со столовой. А вот и сам врач, беседующий с дежурной медсестрой. Жду, когда он освободится, и обращаюсь к нему:
       - Кирилл Владимирович! Я очень хочу, чтобы операцию мне сделали именно вы!
       Тут же появляется знакомая девушка – помощник врача. Почти не раздумывая, доктор дает согласие, и меня заносят в список. Операция будет проведена завтра. Я облегченно вздыхаю и возвращаюсь в палату.
       Приглашают на закапывание глазных капель, затем индивидуальная беседа каждого больного с врачом. Прохожу в кабинет заведующего отделением. Хрипун сравнительно молод, не более 37 лет, высокий, спортивный. С первого взгляда внушает доверие. Рядом с письменным столом прибор, с помощью которого он внимательно изучает оба мои глаза. Особое внимание правому. Вывод неутешителен, ведь кроме катаракты у меня еще и астигматизм, который останется и после замены хрусталика. Знакомые офтальмологи меня об этом предупреждали.
       - А можно ли полностью восстановить зрение этого глаза? – спрашиваю врача.
       - Посмотрите это! – доктор протягивает мне небольшой буклет, в котором описывается медицинская технология ТОРИК, позволяющая одной операцией убрать катаракту и астигматизм. Правда, подобное лечение выполняется на платной основе и не входит в ОМС. Я загрустил. Конечно, 0,6 после операции лучше, чем 0,1. Но все же!
        - А какова стоимость этой операции?
        - 60 тысяч рублей. Ваш перевод на платную основу оформим без проблем! – пояснил доктор.
        Прошу немного времени, чтобы подумать и посоветоваться с женой. Сумма для неработающих пенсионеров приличная, но ведь есть шанс полностью восстановить зрение и как им не воспользоваться! Не буду ли потом всю оставшуюся жизнь жалеть об упущенной возможности?
        Короткий звонок жене и ее ожидаемый ответ: “Деньги найдем!”
        Возвращаюсь в кабинет.
        - Если дело только в деньгах, то я готов! – обращаюсь к врачу.
        Вижу, что он задумался и принимает какое – то решение.
        - Давайте поступим так! Сейчас Вы пройдете в кабинет на этом этаже. Там обследуют Ваш астигматизм и посмотрим, что можно с ним сделать.
       Быстро нахожу нужную дверь, небольшая очередь и мои глаза подвергаются очередному обследованию. Через десять минут у меня в руках отчет с цифрами и цветными изображениями, характеризующий состоянии глаз. Все это я кладу на стол заведующему отделением.
       - Ну что я могу сказать! – после недолгого изучения отметил доктор.
       - Астигматизм у Вас небольшой. Попробую его убрать путем надрезов. Для их измерения жду Вас утром без четверти девять в кабинете.
       Как на крыльях лечу в палату. Я нисколько не сомневаюсь в том, что у Кирилла Владимировича все получится, и всецело доверяю ему.
       Вечером очередное закапывание и беседа с анестезиологом. Завтра в нашем отделении будет прооперировано 36 человек. Врач индивидуально беседует с каждым из нас, расспрашивая о перенесенных операциях, болезнях, аллергии на лекарства. Следует указание утром, перед операцией не есть, не пить воду и одежда должна быть чистой и свежей. Пациент не должен излучать никаких запахов, отвлекающих врача, и рекомендуется принять душ.
       Утром, в половине девятого я уже прогуливался по коридору, ожидая заведующего отделением. Доктор появился минут через пятнадцать и пригласил меня в кабинет. Минут десять изучал мой глаз, с помощью прибора определяя размеры необходимых надрезов, что-то записал и отпустил в палату ожидать очереди.
       В начале десятого по коридору загромыхали каталки и первых больных повезли в операционную. Мне назначили быть готовым не ранее двенадцати часов дня, и я слонялся по коридору рассматривая развешенную на стенах информацию. Мое внимание привлек стенд с фотографиями сотрудников отделения. На видном месте висело фото руководителя, и я прочитал, что Кирилл Владимирович защитил диссертацию, тема которой “Лечение астигматизма хирургическими методами”. Моя уверенность в удачном исходе операции еще более укрепилась. В одиннадцать часов я переоделся, улегся на кровать и стал ждать.
        Приехали за мной в начале первого часа. Расположился на каталке и две симпатичные девчонки покатили меня по коридору. Подъем на лифте и вот я перед операционной. Рядом две каталки, на которых лежат прооперированные больные. Медсестра будит одного, затем другого и их увозят. Ощущаю небольшое волнение, сродни тому, которое я когда – то испытывал перед спортивными соревнованиями. Проходит несколько минут, я успокаиваюсь, думаю о том, что пройдет немного времени, и мой правый глаз будет отлично видеть. Исчезнет проблема, угнетавшая меня долгие годы.
        Из операционной доносятся голоса. Одновременно работают три бригады. Руководят операциями офтальмохирурги Хрипун, Яровой, Абрамова. Слышу, как врачи общаются между собой, шутят. Чувствуется непринужденная рабочая обстановка и это меня еще больше успокаивает.
       - Виктор Васильевич! - выглянувший из операционной Кирилл Владимирович обращается ко мне.  – Вы человек спортивный, давайте – ка сюда к нам сами!
       Соскакиваю с каталки и захожу в зал. Яркий свет, столы с больными, врачи… Ближний ко мне стол пустует и на него предстоит лечь.  Устраиваюсь на нем поудобнее, голову в специальное углубление и гляжу в потолок. Мой правый глаз помечен над бровью цветной жирной полосой. Могу не волноваться, не перепутают!
       Заворачивают с головой в подобие мешка из непрозрачной пленки. На левую руку крепят манжету, в которую начинает поступать воздух для фиксации давления. На палец правой руки крепят защелку – это мониторинг пульса. Чувствую, как на уровне правого глаза в коконе проделывается отверстие и глаз открывается. Закрепляются верхнее и нижнее веки. Руки держу по швам, кулаки сжаты, приготовился терпеть, и жду боли. На глаз наезжает прибор и операция начинается. Прибор тихо жужжит, и в темноте я вижу три светящиеся точки. Они кружатся, перемещаются, но болевых ощущений нет. На глаз непрерывно льется жидкость. Вспоминаю, как на зеркальном заводе, где я когда – то работал, сверлили отверстия в стекле. На вращающееся сверло непрерывным потоком подавалась вода.
       Врачи о чем – то переговариваются между собой. Вот слышу, как Хрипун обращается к кому – то:
          - Смотри, как убираю астигматизм!
        Значит это еще и обучение. Никакого подобия страха не испытываю, и полностью доверяю врачу.
        Проходит минут пятнадцать, которые не показались томительными и пролетели достаточно быстро. Жужжание прибора, с помощью которого доктор  “колдовал” над моим глазом, прекращается и он отъезжает. Меня распаковывают, снимают манжету, зажим. Операция закончена. Глаз прикрыт “шторкой” – это повязка закрепленная пластырем на надбровной дуге. Перебираюсь на подъехавшую каталку, и меня везут в палату.
         Прооперированного товарища только что привезли из операционной, и мы делимся впечатлениями. После операции необходимо полежать 2-3 часа без резких движений. Стараемся следовать рекомендациям. Сосед заставляет меня пополнить водно-питьевой баланс и приносит бутылку воды. Ему операция назначена на следующий день, и он подробно расспрашивает о деталях. Мой глаз приоткрыт, и я поднимаю шторку. Смотрю на дерево, растущее за окном в садике больницы. Разглядываю ветки, листья, перевожу взгляд на окна домов напротив . Вижу четко, ярко, сочно! Цветопередача поразительная! Вот он, настоящий белый цвет! Сравниваю с картиной, которую видит левый глаз. Впечатление такое, будто на объектив фотоаппарата поместили желтый светофильтр. Удивительно!!! Прооперированный глаз передает более четкое и яркое изображение, чем мой левый с его 100 процентами! Фантастика! Перевожу взгляд на рубашку, висящую метрах в четырех от меня. Вижу каждую продольную полоску. Никаких искажений и замутнений! Оба моих глаза выдают отличное совмещенное изображение! Глубина резкости одинакова и составляет от двух метров до бесконечности! Никогда, даже в юности, я не обладал таким острым зрением!
       Зовут на закапывание, затем ужин. Строго выполняю рекомендации, перечисленные на выданном листке. В нем также перечень глазных капель, которые буду использовать в первый месяц после операции.
       Ночью спал нормально. Опасался поворачиваться на правый бок, но удавалось себя контролировать. Утром “закапка”, завтрак и говорят, что могут выписать уже сегодня. Иду на проверку зрения. Прочитал все буквы, а ведь всего пару дней назад с трудом различал показываемые мне пальцы. Восторгаюсь работой хирурга.  Врач соглашается со мной.
       - У Кирилла Владимировича золотые руки и он врач “от бога”! – говорит он.
       - Не сомневаюсь, что его ждет замечательное будущее! - продолжаю я.
       - Так он уже заведующий отделением! – информирует меня врач.
       - Это только одна из ступеней успешной карьеры!
       Осталась лишь завершающая беседа перед выпиской. Кирилл Владимирович пока в операционной. Старшая сестра дает необходимые документы, с которыми мне предстоит явиться в районную поликлинику. И вот я в кабинете заведующего отделением.  Благодарю за блестяще выполненную операцию. Доктор просматривает мой выписной лист. Зрение правого глаза восстановлено на 100 процентов. Хрусталик американский. Для чтения необходимо будет подобрать очки. Задаю несколько вопросов об ограничениях. Получаю подробные ответы. Велосипедные прогулки можно, но не сразу. Спорт разрешен, правда, без экстрима. Какой уж тут экстрим на восьмом десятке? Компьютер и чтение в меру, но не злоупотреблять!
     - На какой период времени рассчитан хрусталик? – задаю последний вопрос.
     - На двести лет!
     - Именно столько я и собираюсь прожить! – поддерживаю шутку врача.
         Жму руку доктору и иду в палату. Собираю вещи и прощаюсь с двумя соседями. Их только привезли после операции и выпишут, скорее всего, завтра. А у дверей палаты уже разминаются вновь поступившие пациенты. Больничный конвейер работает, и завтра еще несколько десятков больных вновь обретут зрение.
         Выхожу на улицу. Начало лета, ярко и необыкновенно ослепительно светит солнце. Надеваю солнцезащитные очки и медленно направляюсь к метро. Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни. Улыбаясь, я иду по улицам и радуюсь этому дню!


      P.S.  Автор благодарит врачей, медицинских сестер и всех сотрудников 3 – го офтальмологического отделения 2 – ой городской больницы Санкт Петербурга.