Свой путь России, 1

Виталий Альбертович Иванов
Русская идея. Пути России. Эссе. Стихи. Поэмы/ Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2018. –194 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3703/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/evak/
_______________________________________________


* * *

Россия, не мы тебя выбираем, а ты – нас!

Только в России, вопреки всякому здравому смыслу, могут так верить в лучшее, творя самое страшное.
Россия вся в крайних проявлениях человеческого - зла и добра, глупости и гениальности, нищеты и богатства, низкой материи и небесного Духа.
Русские - люди крайностей. И у каждого крайность своя. Могут быть они самого разного свойства, но все - от минус до плюс бесконечности.
Не просто жить в этой стране. Можно быть материалистом или идеалистом, монархистом, коммунистом, демократом или же анархистом… Какой угодно философии или веры, но не может не любить сердцем свою Родину русский!
Даже распиная ее на кресте - плачут и любят! И будет она всегда, доколе не истребит русский последнего русского. Оба будут рыдать, один с ножом, другой подставляя под нож свое горло. Оба знают, не долго живет русский убийца, как и русский святой!
Уйдут многие, но Россия останется. И всегда будет в России - крайность.
Не ищите покоя в России. Но каждый сын ее найдет только здесь - счастье свое и горе, в таких мерах, каких не найти больше нигде!..

* * *

Если русская нация и исчезнет когда-нибудь, произойдет это по одной только причине - особенной любви к иностранному, тысячелетнего вбирания народом в себя чужого, без какой-либо меры или разбора. В Россию все инородное проваливается, как в бездну духовную, и теряется в ней, не находя дна. Думаю, в том и есть «тайна русских», что мы можем объять все, даже и «необъятное». Но однажды все-таки можно и перебрать существующую, наверное, но неизвестную никому меру.

* * *

У русского народа истинный Бог - не Христос, а Дух Русский. Вся сокровенная притягательность православия в этом Духе. Герои и святые отцы народа нашего, «примеры лучшего» - вот что свято для нас, вот кому хотим мы молиться и во что в глубине сердца верим.
Христос же, вот уже тысячу лет, возвышается перед нами, как некое чудо или же сверх идея, привнесенная к нам извне и вставшая перед разумом нашим. Для одних она безусловная и драгоценная; для большинства, все-таки, - не очень понятная. И для всех - одинаково ограничивающая простор ясного видения и, может быть, скрывающая за собой что-то наше, исконное, самое для нас важное, что мы можем окончательно потерять.
Думаю, в глубине сердца мы были и остались идолопоклонниками, язычниками, верящими в себя, а не в какого-то внешнего, невидимого, однако же, непрозрачного Бога. Только с годами вера эта исконная  уходит все глубже. Как бы совсем нам не потерять ее... Кем мы будем тогда, если останемся, пусть с Христом, но без России?!

* * *

Каждому народу хочется иметь свою веру. И всегда нам твердили, что она у нас есть. Но в вере этой - не наше даже название!
В сердце - предчувствие истинной веры. Нашей Веры в Россию!
И все же, почему именно образ Христа получил такую божественную - что ежели колдовскую?! - власть в русском народе?..

* * *

Разве можно назвать православную церковь народною совестью? Сегодня, как, наверное, и во все времена, она так же темна, противоречива, греховна, как сам народ. Церковь же должна быть именно совестью, драгоценным хранилищем лучшего, а не красивою ширмой с росписью золотой, за которой потемки.
Вообще же странно, весьма странно надевать на народ религию, как одежду чужую. А вдруг - «не по Сеньке»?.. И все это, может быть, только ради того, чтобы с нами здоровались «приличные люди» с пресловутого «Запада»! Чтобы с тобой поздоровался господин в смокинге, как минимум, самому нужно штаны натянуть. И натянули. - Сильно уже поношенный, многими, заморский костюм!
С тех пор, вот уже тысячу лет, в нас признают младшего брата - Иванушку-дурачка. Да брата еще такого, что он - незаконный сын по отцу от горничной или кухарки. Бог весть от кого; может быть, от жены лешего, с удовольствием изнасиловавшей по глупости забредшего к нам, отчаянного заморского гостя!..
Когда же, наконец, мы решимся себя не стесняться, таких, как мы есть, натуральных, срамоты собственной, которая, может быть, - красота? Другие-то - не стесняются. Поэтому, может, и представляются нам приличными?

* * *

Только великому духом народу, который живет глубоко своей, внутренней жизнью, что-то загадочное вынашивая в себе, можно навязать заморских князей, чужую религию, заграничную философию... И не погубить его окончательно!
Под «лучшим мировым опытом» нам опять навязывают нечто исключительно иностранное. - Сколько же можно?!

* * *

Излюбленный народ свой Бог проводит через самые страшные беды, низвергает в глубочайшие пропасти, чтобы затем поднять на вершины горние, и опять низвергнуть его, еще ниже, и снова повести к солнцу. И так - без конца!
Познает народ сей то, что не ведал никто, все зло и добро мира. И станет найденное - богатством, превыше всех существующих на Земле. Все захотят купить его, отнять или выменять; но не покупается, не отбирается и не меняется то, что проросло в сердце и зажглось в разуме.
Не воспользоваться богатством таким тем, кто не копил сам, с народом своим.

* * *

Крест России - испытать все: силу и слабость, нищету и богатство, великую славу и бесконечное унижение.
Новый человек придет из России.

* * *

Что такое «консолидация»?
Мне всегда становится грустно и горько, и немного смешно, право, когда мои соотечественники самых разных воззрений, но, тем не менее, хором в очередной раз начинают повторять, как заклинание, какое-нибудь малопонятное большинству иностранное слово, веруя, что оно одно только несет в себе нечто такое, что само по себе спасет сразу всех, не потребовав почти никаких личных усилий; некое волшебное слово, каковых было уже много в нашей истории: монархия, христианство, социализм, интернационализм, консолидация...
Замечательно то, что все это сводится ко все той же принудительной всем общинности, коллективизму и преклонению перед всем иностранным, что, видимо, глубоко сидит в нашем русском характере, и упорно поддерживается всеми властями, бывшими, настоящими, и даже только еще претендующими на власть.
Однако, никакого «всеобщего единения» никогда не было, нет и не может быть вовсе. Люди все - разные. Обманывать и убивать друг друга не надо - вот главное!

* * *

Нет, я не отрекусь никогда от этого непостижимым, чудесным образом организованного пространства материи - земли, порождающей из себя столько разнообразных талантов; народа, сумевшего в небывало короткий исторический срок создать величайшую мировую культуру, поразившую своей искренностью все человечество, и тут же разрушившего эту культуру... Чтобы создать взамен ее - что? Неужели, другую крайность - небывалую ложь?!
Народ, с легкостью отрекающийся от великой истории и культуры своей, чтобы создавать нечто иное, каждый раз - новое, молод и чувствует в себе силы необычайные. Дай же нам Бог счастья и разума соразмерить силы свои, чтобы в удали молодецкой, желая все время новых себя создавать, однажды не разрушиться окончательно!
Но не разумом живет русский, а сердцем. Не жалея, испытывая, ломая себя, строить будущее других - вот Россия и человек русский!

* * *

Россия - страна, где более всего простора для творчества человека - своего человека, хозяина, господина земли своей. Хватит иностранных экспериментов! У нас все слепилось настолько не по-людски, как будто многие века или даже тысячелетия здесь упражнялся какой-то вовсе чуждый природе и людям разум. Или не разум, а нечто иное... Но что?

* * *

«Правовое государство» - это бюрократическое государство?

* * *

В так называемом споре между культурами Востока и Запада Россия никогда ничего не проигрывала и не выигрывала. Что может проиграть граф Лев Толстой, Достоевский, Чайковский? Такие люди в истории не умирают. Нельзя проиграть или выиграть подлинную индивидуальность, она нарабатывается и, когда есть, навсегда остается. Играют, подменяя игрою жизнь, а потому и проигрывают и теряются в прошлом те, кто не ищет своих путей.
Из суммы внутренних работ индивидуальностей складывается культура нации.
Значит, если и есть проблема, так это с нынешним недостатком в России подлинных индивидуальностей, способных действенно освоить великую, создаваемую веками культуру и творить нечто свое новое, достойное ее уровня. Однако, здесь не виновата культура русская - по крайней мере, не напрямую, и, во всяком случае, никому она ничего не проигрывала. А виноваты ослепленные ложной идеей люди, лишившие себя и других собственности, без которой невозможно быть независимым, а значит, и в полной мере особенным. Когда люди вернут себе собственность, у них восстановится достаточная независимость от государства и, соответственно, возможность нарабатывать индивидуальность. Тогда далее сможет развиваться культура. И, конечно же, русская, - чья же еще культура может быть на русской земле у людей, говорящих по-русски!
Культуры не умирают - так же, как «не горят рукописи». Бесследно исчезают во времени люди, недостойные великой культуры!

* * *

Если же встать на точку зрения пораженчества - с которым, безусловно, лично я не согласен, - то и тогда проигрыш не вообще исторически, глобально и окончательно, а разве что в нынешнем, конкретном и временном движении идеального в мире, что зависит опять-таки не от самой культуры, а от преходящих и недостойных ее носителей. И не поражение это, как некоторые теперь говорят, т.е. не гибель русской культуры в столкновении ее с англоязычной и другими культурами, а самоубийство. Последняя из причин которого - превысившая всякую меру заформализованность всех сторон жизни, длившаяся десятилетия абсолютная зависимость от власть предержащих, вылившаяся в конце концов в полную профанацию творчества и ремесла.
Человек, не обладающий чувством собственного достоинства, зависимый от чужих мнений, внутренне несвободный от власти других людей, не может делать что-либо по-настоящему хорошо. Он не творец, в лучшем случае профессиональный актер, читающий чужой текст своим голосом. (Сравним по Канту: все, что идет не от свободной, творческой воли, - безнравственно. И это действительно так! Но не только безнравственно, обязательно, и бездарно. А в конечном счете - преступно!)
И здесь - крайности, доходящие, доводящие даже до грани собственной смерти! От тончайших движений души, невиданной нигде более искренности, истинного величия - переход до наипошлейшего, опять-таки невиданного - и, казалось бы, вообще невозможного! - формализма, канцеляризма, бюрократизма, наплевательства, глупости! Где еще есть такое? Вся Россия - противоречие.

* * *

Когда вместе собираются слишком много умных людей, обязательно выйдет глупость. От чрезмерного количества талантливых и умных людей - все беды России.
Сие отмечалось многими. И многократно в истории нашей Родины предпринимались попытки сократить число гениев, чтобы хоть как-то выправить положение. Умных запугивали, платили им за лояльность... А если, несмотря ни на что, все же они желали совершать свои «глупости», тогда их сажали в тюрьму, сумасшедший дом, высылали за пределы страны; доводили до пьянства, самоубийства - от безнадежности, ввиду невозможности свободно совершать свои «глупости». И, конечно же, очень часто применяли самый простой и надежный способ - физического уничтожения: сажали на кол, рубили головы, вешали, расстреливали, гноили в чрезвычайках и лагерях. Обычно происходило сие на верхах, но в последнем столетии широко охватывались и низы. Всем об этом известно.
Ничего, однако, не помогало. Опять новые умники нарождались, вылезали откуда-то из самой гущи народа, снова делали глупости... И так - без конца!
Где же выход?
А может быть, в нашей глупости есть некий вселенский смысл? Может быть, в ней - нечто пока неведомое ни для кого, но на самом деле необходимейшее для человечества и целого мира? Может быть, за ней скрыто что-то даже наипрекраснейшее? А вдруг она - «гадкий утенок», из которого вырастет лебедь? Что же, а вдруг?! - Откуда мы знаем?
Так нужно ль бороться против природы? Тем более таким глупым образом - уничтожая талантливейшую часть свою!
Давайте жить, творить глупости и находить в свободе и творческой непредсказуемости - ни с чем не сравнимое удовольствие!

* * *

Ряд последовательных причин, приведших к катастрофе 1917 года, которую никто не мог даже представить себе за сто лет до нее.
1. Удивительный интерес к иностранному и какое-то отстраненное, вялое преклонение перед ним - как особенная, испокон присущая русским, а может быть, и всем славянам черта. («Вон как у них! А у нас... Да, что говорить! У них жизнь своя, у нас же - своя. Нас не переделаешь.» - И внутренне никто не хочет, чтоб его переделывали. Но очень, очень симпатизирует иностранному!) Откуда: отсутствие твердой тяги к своей, особенной государственности в русском народе, призыв на царство глубоко чуждых, но, несмотря ни на что, милых массам «варягов». («Хотим царя с неба!» - И берут царя с тридевятого царства, тридесятого государства. Но «царь небесный» не в силах решить земные наши дела.) Откуда: перманентно-переменное - то явное, то стыдливое - подражание верхов Западу.
2. Откуда: комплекс «вины», беспомощность власти. Потому что, слишком часто - не своя, чужая, иноплеменная. (Каждым народом должны управлять люди своей крови.)
3. Откуда: комплекс «вины», беспомощность перед широкой массой народа культурного слоя, интеллигенции, аристократии, за редким исключением не поддерживающей твердо свое, родовое, болтающейся, как нечто в проруби, неспособное пристать ни к одному берегу, между своим (народом) и чужим (верхами, ориентированными на иностранное), не в силах однозначно для себя выбрать ни то, ни другое.
Не правда ли, на всех уровнях поражает беспомощность, несамостоятельность и почему-то обязательно присутствующее у лучших людей нации чувство вины. В чем же?! - Никто не знает.
Не виниться надо - работать! В работе - определиться: кто мы, зачем, куда движемся. Где свой путь России, отличный от других наций. Без собственного пути нет народа.
Но почему интерес к иностранному - обязательно плохо? Плохо, когда непонятно зачем. Надо понять - зачем и мнимый минус превратить в явный плюс!

* * *

Вся история России вела к созданию новой философии-религии общемирового значения. Россия шла к этому всю свою долгую, блистательную и мучительную историю. Она тысячу лет вбирала мировой опыт: власти - от варягов и далее, все мировые религии, все течения философии. Кроме того, она расширялась территориально. Объединила собою огромные территории - 1/6 часть света, вбирая в себя народы, ассимилируя их культуры (но не уничтожая их!), все хорошее и дурное, что было повсюду, куда залетал дух русский. Россия склонялась то к Западу, то к Востоку и все время мучительно искала себя...
Россия - не империя, а вместилище. Миссия России не имперская - не завоевать и уничтожить, а вместить, вобрать в себя, не уничтожая, но объединяя в себе многое, разное.
Россия распухла...
Для чего же все это было?
Для чего же еще, если не для рождения некой новой, общемировой, великой идеи?!

* * *

Свой путь России - не в окончательном избрании и жестком следовании какой-либо одной, давно известной всем ортодоксии, а в непрерывном вбирании в свой идеальный мир лучших идей всего человечества. Выработка на базе совокупного мирового опыта Вселенской философии и религии, открывающей перспективы бесконечного развития мира осознавшим свою Миссию Разумом - вот задача России.
Объединение мира, но не нивелирование его. Охват многого, разного чем-то высшим единым. Так же, как на нижнем уровне мир объединяет одна субстанция, и потому мир един, непрерывен, на верхнем уровне мир объединяет одна Идея. Это идея бесконечного развития, все большего разнообразия во всеединстве. Эту Идею призвана раскрыть миру Россия!
Россия - вместилище крайностей, во взаимодействиях которых вырабатывается новое. Она вбирает в себя всю множественность культур Запада и Востока. И Запада, и Востока! В объединении человечества на базе принципа множественности и соразмерности, собирании и поддержки всего самого лучшего, направлении общих усилий на познание и развитие мира - свой путь России!

* * *

Я вижу в нашей церкви центр русской духовности и культуры. Не только христианской и православной, а именно русской, в самом широком охвате по времени и содержанию. Да, стержнем здесь может быть православие... Но не в сегодняшнем его понимании одной из ветвей христианства.
Наша церковь должна включать в себя все лучшее, созданное народом за все этапы нашей истории, начиная от дохристианской эпохи, язычества и переходя постепенно к постхристианству. Традиция не должна разрываться, и в народе не прерывается!
Истинная церковь - хранительница и созидательница Духа народа.

* * *

Неправда коммунистов и демократов, западников и славянофилов, всех однобоких партий и групп в том, что они хотят довлеть надо всем русским народом, чтобы именно весь народ разделял только их взгляды, предав анафеме все другие. Однако, это же невозможно! В любой стране есть и всегда будут люди с различными мировоззрениями. Но среди единичного, разного всегда имеется общее. Нас всех объединяет любовь к России. И именно эта любовь, должна нам помочь сохранить и возвеличить Россию!
Так же и во всем мире. Всегда будут люди с разными взглядами. Но разве кто-то не любит Землю, нашу Вселенную? И разве именно это не объединяет нас всех и понимания этого не достаточно, чтобы приложить все усилия и исключить уничтожение России, Земли, нашей Вселенной?

* * *

Москве никогда не быть «третьим Римом». И в этом мы уже не ощущаем трагедии. Она выходит из затянувшегося периода ученичества и, в любом случае, всегда будет для всего мира первой Москвой, и Россия - первой и единственною Россией. А если мы создадим новую религию и философию, способную увлечь все человечество, слава Рима померкнет перед славой России!
Коммунистическая идеология была первой попыткой создания подобного общечеловеческого мировоззрения. Однако это была во многом ложная идея, да еще идея с чужого плеча (не своя!). И она воплощалась страшными, недопустимыми средствами.
Но идея русской вселенской миссии не снята ныне с повестки дня. Более того, она может выйти на совершенно новый и высший ко всем существующим мировоззрениям уровень. Такою центральной идеей может стать философия бесконечного развития мира, движителем которого в нашей части вселенной ныне является человечество - единое множество творческих индивидуальностей, активно созидающих, украшающих, усложняющих, совершенствующих, расширяющих нашу Вселенную, центр которой - Земля; воплощающих, выражающих, увековечивающих себя в ней!

* * *

По-настоящему любит Россию, принимая ее во всех крайностях, только сильный, талантливый, живой человек. Бездарности не понимают Россию, поэтому боятся и ненавидят ее. Заветная цель их:, сделать ее «как все», то есть навсегда уничтожить.

* * *

Все нации творят нечто особенное. Но есть такие, которые безмерно вбирают особенное в себя, объединяя собою весь мир. К числу последних, одной из наиболее в истории значимых, принадлежит Россия.

* * *

Россия - бездна духовная!

* * *

Не путать самую суть России с ее причудами, экспериментами, на которые глобально в реальном мире способна решиться только Россия. Однако провал очередной глупости отнюдь не означает краха России. Пока глупость жива - а она всегда жива будет - для нее необходима площадка, для больших глупостей - площадка огромная. И вот вам Россия, пожалуйста! Потому Россия всегда нужна будет мировому сообществу и никогда не умрет.
Можно ожидать, что когда-нибудь неочевидное не окажется глупостью, а, наоборот, удивит всех прекрасным результатом своим. Вот тогда мы посмеемся над маловерами!

* * *

Соборность - это множественность и соразмерность.

* * *

Русский человек в России всегда - крайний. Не на кого ему опереться, кроме как на себя.
Думаю, это правильно. А как же иначе?
Так что на себя и будем рассчитывать. А не на иностранцев каких-нибудь. И то сказать, что в них, в иностранцах-то этих? Все иностранцы в России почему-то очень скоро становятся русскими. Значит, даже им (а они-то лучше нас знают, все-таки - иностранцы!) в России представляется русскими лучше быть, нежели иностранцами.
Вот как оно! А?..

* * *

Жалко тех, кто покинул Россию! Эти чудаки слишком поздно осознают, как сильно любят ее.

Россия не проиграла в сражении культур. Сейчас, в очередной раз, она впитывает в себя чужую культуру - американскую, англоязычную - точно так же, как до того она впитывала в себя примеры варягов, татаро-монгольскую культуру, византийскую, греческую, немецкую, французскую... Вспомним «смесь французского с нижегородским», татарский мат, и прочее, прочее... Сегодня - американская массовая культура. Ну, и что? Причем, как всегда, не только ведь «массовая»! Нам надобно в очередной раз проглотить очень крупный кусок и не подавиться, не умереть от разрыва желудка, спокойненько переварить и наполниться новыми силами.
Можно не сомневаться: Россия способна на это. Через нас прокатывались самые значительные мировые культуры, и Россия справлялась с этим, каждый раз как бы омывая в них собственное лицо, которое от того становилось только свежее, прекраснее и самобытнее!
Духовная мощь народа, историческая значимость нации определяются способностью вбирать в себя иные культуры, не растворяясь при этом в них, а собирая свое лицо. Русская культура - одна из мощнейших. Потенции ее безграничны. Смешно говорить о возможности их исчерпания в обозримом историческом будущем. Так могут полагать только люди без какого-либо исторического чутья.

* * *

Идеи космического масштаба расправляют крылья свои в России; впереди - свободный полет. Нет для нас пределов духовных, как нет пределов у бесконечности!..

1992