Аргентинское танго

Вадим Прохоркин
 
АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО      

Из воспоминаний «Буэнос-Айрес – Париж Южной Америки»               


"Танго - это ритм, нерв, сила и характер."
Хуан Д'Ариенсо - композитор аргентинского   танго
известный, как «Король ритма»

Танго всегда был моим любимым танцем, и мог ли я предположить, что когда-нибудь мне доведется побывать в столице аргентинского Танго Буэнос-Айресе, где на знаменитой улице Флорида этот зажигательный танец танцуют уличные танцоры!

Но прежде о самом Танго.  Рассказывать о нём можно бесконечно много, но ограничусь лишь краткой информацией, почерпнутой из различных источников.
Бытует утверждение, что Танго - это самое известное проявление аргентинской культуры в мире.

Считается, что Танго зародилось на рубеже XIX и XX столетий в припортовом квартале Буэнос-Айреса Ла-Бока.  Квартал Ла-Бока был пристанищем контрабандистов и всякого европейского сброда, в основном итальянцев и испанцев, приехавших в Аргентину в поисках лучшей жизни. С толпой иммигрантов из Европы смешивались креолы. Вот здесь, в их смешении, впервые и стали танцевать Танго. Фактически оно  родилось из смеси негритянских танцев, испанской хабанеры, венского вальса, народных плясок гаучо*) и чакареро*).

Первоначально Танго считалось «грязным» танцем,  его непристойность  определялась чрезмерно близким объятием танцующих и рваным необычным ритмом. Танцевали Танго преимущественно в борделях. Видимо поэтому классический наряд партнерши сохранил некоторые детали, свойственные представительницам древней профессии. А именно: узкое платье с умопомрачительным разрезом, сетчатые чулки, вызывающе декольтированная блузка и туфли на шпильках. Партнер выглядел гораздо скромнее: костюм свободного покроя, прилизанные и напомаженные волосы, лакированные штиблеты и фетровая шляпа в гангстерском стиле.  Как правило, танцы сопровождались обильными возлияниями и поножовщиной. Носить нож в рукаве куртки было в те годы обычным делом.

Вскоре с Танго познакомилась Европа, сначала  Париж, а уже из Парижа мода на Танго перекинулась и в другие страны. Танго сразу же обрел статус совершенно нецивилизованного, непристойного, эротичного и дикого танца.  Танцевать Танго считалось верхом неприличия, и на него  появились первые запреты.

Но со временем  танец стал видоизменяться.  И то Танго, которое стали танцевать  в Европе, уже ничего общего не имело с Танго, которое исполнялось  в Аргентине.  Танец был облагорожен и стал допустимым к исполнению в обществе.

Танцевать Танго, ввиду его непристойного характера, было запрещено и в царской России. Но запреты только усиливали желание его танцевать, и, не смотря на официальный запрет, Танго стало очень популярным, как в Петербурге, так  и других городах царской России.

В СССР Танго становится популярным во времена НЭПа.  Однако власти пытались его запретить как танец загнивающей буржуазной культуры, вернее, его не запрещали, а очень настоятельно рекомендовали не танцевать. Эти рекомендации не возымели своего действия, Танго полюбилось отечественной публике и его стали танцевать повсеместно.

Появляются  музыка, стихи и исполнители русского Танго.  Одним из известнейших создателей Танго был Оскар Строк, латвийский, российский и советский композитор, выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго»,  на его счету более трехсот Танго.  Танго Оскара Строка исполняли такие популярные эстрадные певцы, как Вадим Козин, Петр Лещенко, Константин Сокольский, Леонид Утесов, Александр Вертинский. Кстати, Вертинский исполнял Танго и собственного сочинения, наибольшую известность из них получило  Танго "Магнолия":

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван...
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда у Вас на сердце тишина,
Вы, брови темно-синие нахмурив,
Тоскуете одна.

В годы моей молодости наиболее популярными были Танго «Черные глаза», «Скажите почему», «Лунная рапсодия», «Мое последнее танго», "Брызги шампанского", "Утомлённое солнце", "В парке Чаир" и многие другие.

В 60-е годы большую популярность получило Танго "В далёкой солнечной и знойной Аргентине", имевшее второе название - "Танго смерти". Начиналось Танго словами:

В далёкой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине,
Где женщины, как на картине,
Там Джо влюбился в Кло…
Лишь зажигался свет вечерний,
Она плясала с ним в таверне
Для пьяной и разгульной черни
Дразнящее танго.

И как, находясь в Аргентине, было не вспомнить это Танго!

Это были наши родные русские Танго, которые своими мелодиями и исполнением хотя и подражали аргентинскому, но  отличалось от него русскоязычным текстом  и близостью к русскому романсу. Так что термин «Русское Танго» стал вполне оправданным.

В предвоенные и послевоенные годы почти каждая семья, у которой имелся патефон, имела и набор пластинок с Танго. В 50-е годы такой набор имелся и у меня, в нём были пластинки с Танго «Счастье мое» и «Я возвращаю ваш портрет» в исполнении Георгия Виноградова,  пластинки с Танго «Брызги шампанского» Хосе М. Люкьеси,  «Утомленным солнцем» Ежи Петерсбурского в исполнении джаз-оркестра Александра Цфасмана и другие, названия и исполнителей которых я уже не помню. Кстати, музыку к известной песне "Синий платочек", исполнявшейся Изабеллой Юрьевой, Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко, написал тоже Ежи Петерсбурский.
Вот такое длинное получилось предисловие. А теперь о Танго на улице Флорида в Буэнос-Айресе.

В Буэнос-Айресе мы с женой гостили у моего сына в ноябре 2000 года. При первом посещении улицы Флорида мы прошли  по ней от проспекта Ривадавия и до Площади Сан-Мартин,  разглядывая  красивые  здания, шикарные магазины и фланирующую по улице  разношёрстную публику.  А от Площади Сан-Мартин повернули назад и надолго остановились возле  толпы зрителей,  собравшихся вокруг  танцоров Танго.  Исполнителей танца было трое: девушка-креолка, смуглая симпатичная брюнетка небольшого роста, в очень-очень коротком белом платье с декольте и белых туфлях на высоких каблуках,  и двое мужчин, один из них совсем молодой смуглый красавец, этакий мачо; второй - уже пожилой портеньос*), с седой головой, немного сутулый.  На обоих - черные навыпуск рубашки, черные брюки и белые туфли с черными вставками и  высоким каблуком.  Здесь же на столике, ближе к середине улицы, стоял усилитель, возле которого сидело несколько человек.

Старший танцор, взял в руки микрофон, сделал какое-то объявление. Из усилителя полились чарующие звуки Танго «Ла Кумпарсита» в исполнении  знаменитого аргентинского певца «Короля танго» Карлоса Гарделя.

Тут я должен сделать небольшое отступление.

Танго «Ла Кумпарсита» композитора Энрике Родригеса одно из самых известных произведений этого жанра. А самым известным исполнителем этого Танго был актер и певец Карлос Гардель, прозванный Королем Танго. Именно в его исполнении  «Ла Кумпарсита»  облетела страны Америки и Европы и сделала Танго оглушительно знаменитым. Когда я служил в Германии, то в частном магазинчике увидел стопку немецких граммофонных пластинок 20-30-х годов выпуска. Я спросил, продаются ли они, продавец ответил утвердительно. Стоили они очень дешево, и я купил несколько пластинок, в числе  которых были «Ла Кумпарсита» и «Oh, Donna Clara» («О, Донна Клара») Ежи Петерсбургского.  Звуки Танго «О, Донна Клара» я услышал позже в фильме «Судьба человека» Сергея Бондарчука, а Танго «Ла Кумпарсита» было выбрано для одного из самых знаменитых номеров в танцах на льду в исполнении Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

И еще: 11 декабря, день рождения Карлоса Гарделя, отмечается в Буэнос-Айресе как «День танго». А с 30 сентября 2009 года Танго объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кроме Энрике Родригеса  в Аргентине были и другие не менее талантливые композиторы  Танго. К их числу я отнёс бы Астора Пьяццола, автора замечательного Libertango, получившего известность во многих странах мира. Это Танго очень красиво исполняют российские танцоры Инна Свешникова и Дмитрий Черныш.

Однако продолжаю.

Итак, из усилителя полились чарующая мелодия Танго «Ла Кумпарсита» и под его звуки танцовщица и молодой танцор сошлись в центре площадки. Они стали в позицию, повернули лица в одну сторону, партнер притянул партнершу  к себе правой рукой, обняв её за спину,  и оба замерли в короткой паузе, а затем, в ритме музыки, два упруго связанных тела последовали друг за другом, партнер вперед, а партнерша назад, и наоборот – партнер назад, а партнерша вперед. Танец начался, танцоры двигались слаженно, в едином ритме, выделывая различные фигуры. Кстати, аргентинское Танго насчитывает около 40 танцевальных фигур, но, по всей видимости, их гораздо больше.

Через несколько минут танец пара закончила, но музыка продолжалась, и танцовщица перешла в руки пожилого танцора. Он очень легко повел её, казалось, что он вовсе и не танцует, а просто ходит, но это было не так, он  вел партнершу легко и  умело,  и вот уже в их танце появились страстные, чувственные движения, стелящийся шаг, вихри-вращения, пируэты, зигзаги,  восьмерки, кресты, махи партнерши ногой в сторону или под колено партнеру, еще какие-то невероятные фигуры; то вдруг партнерша подпрыгивала и как бы повисала на руках партнера, а затем,  отпрянув от него и снова прильнув, забрасывала ногу за его спину. Каждая новая фигура вызывала аплодисменты зрителей. Мне, не являющемуся знатоком Танго, было трудно дать оценку их танцу, но то, что они исполняли, завораживало, и от  движений танцоров нельзя было оторваться.  Описать танец словами  невозможно, его надо было видеть.

А пока они танцевали, молодой танцор с шляпою в руках обходил зрителей, и они бросали в шляпу бумажные купюры.

Пожилой танцор был хорошо известен в Буэнос-Айресе. Он танцевал на милонгах*) и давал мастер-классы*), но всё это было раньше, а теперь зарабатывал на жизнь, танцуя на улице Флорида. Это был не совсем легкий труд. Однако, этот ветеран Танго был в танце еще легок,  подвижен и искусен,  чем и вызывал  аплодисменты зрителей.

Вечером на Флориде можно было полюбоваться исполнением Танго другими, не менее искусными  танцорами. А вообще-то, чтобы увидеть действительно настоящее аргентинское Танго в исполнении прославленных маэстро, надо посетить милонгу, где его танцуют под звуки бандонеона*).
А еще надо побывать  на фестивале Танго, ежегодно проводимом в Буэнос-Айресе 14-31 августа Министерством Культуры Аргентины, когда большая часть населения, от начинающих и до опытных  мастеров, танцует Танго  не только в танцевальных салонах, но и на городских улицах и площадях.

Что еще добавить к рассказанному? Полюбоваться исполнением Танго можно  и не выходя из дому. На аргентинском ТВ имеется единственный в мире канал "Танго", на котором звучит музыка Танго, танцуют Танго, говорят о Танго, дают уроки Танго.

См. по ссылке танго "Забвение" и др. и у Вас поднимется настроение:

http://www.youtube.com/watch?v=LiEVSWE9AGM

И еще одно красиво и  мастерски исполняемое танго - http://www.youtube.com/watch?v=_4G03HpzArc


*) гаучо  - аргентинские ковбои.
*) чакареро – аргентинский народный танец.
*) портеньос (porteos) — «обитатели порта».
*) милонга — салон, где танцуют Танго,  а также  танцевальный вечер,
*) мастер-класс – проводимый выдающимися мастерами курс обучения, краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете, драматическом, оперном искусстве и др.
*) бандонеон - особая разновидность гармоники, используемая в Танго-оркестре и напоминающая аккордеон.

Во время визита Путина в Аргентину в 2014 году президент Аргентины Кристина Киршнер приняла высокого гостя во дворце «Каса Росада» и подарила ему бандонеон.  Как отметила ведущая церемонии, "этот бандонеон - символ танго, символ Аргентины, аргентинской культуры, и символ братских отношений". Владимир Путин в свою очередь подарил президенту Аргентины серебряный ларец ручной работы.